Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Политические итоги года в Кыргызстане

    | 21 декабря 2018 | Политика / Политика: Новость дня | | Просмотров: 461 | автор: MGM

     

    Политические итоги года в Кыргызстане

    Политический, 2018-й, год в Кыргызстане не имеет чётко обозначенных итогов. Скорее всего – это некий незавершённый процесс. Он характеризуется тремя фазами в развёртывании событий: А) двоевластие; Б) обострение отношений двух элитных групп; В) появление перспективы решительного политического столкновения. Рассмотрим главные события по очерёдности.

    А. Двоевластие    

    Когда избирают нового президента, должна происходить перегруппировка существующих политических сил. Отсутствие смены элит может говорить либо о хорошо работающей команде, и зачем тогда её менять, либо о подчинённом положении нового президента.

    Начало деятельности президента КР Сооронбая Жээнбекова происходило в условиях фактического двоевластия. Многие процессы в стране, и в частности, кадровые вопросы, по-прежнему оставались под влиянием экс-президента Атамбаева. Перед своей отставкой в ноябре 2017 г. А. Атамбаев сохранил всё основное окружение будущего президента в виде «своих» людей на ключевых должностях. ГКНБ и его подразделения продолжал возглавлять родственник экс-президента. Хотя руководителя Агентства по борьбе с коррупцией (АКС) ГКНБ президент Жээнбеков обвинил в неэффективности, и затем отправил в отставку, важно то, что это произошло внутри структуры, остававшейся фактически подконтрольной экс-президенту. Генеральная прокуратура возглавлялась чиновниками, которые в 2017 г. провели все процессы против неугодных Атамбаеву политиков и журналистов. МВД возглавлял человек, назначенный на эту должность из числа собственных телохранителей экс-президента. Наконец, премьер-министром до апреля оставался непопулярный и не авторитетный Сапар Исаков, т.н. «правая» рука Атамбаева в его делах. Руководителем аппарата нового президента был назначен старый выдвиженец Атамбаева и его верный сподвижник.

    Между тем, правительство Исакова с момента назначения совершало ошибку за ошибкой, начиная с аферы по привлечению псевдо-инвесторов в проект строительства средних ГЭС, и завершая неспособностью подготовиться к отопительному сезону, а также подозрительными действиями с китайскими кредитами при модернизации Бишкекской ТЭЦ. Да и стратегические установки правительства в виде концепции «Таза Коом» и стратегии т.н. «40 шагов» не вызвали доверия, т.к. остались исключительно бумажными текстами-хотелками. Во внешней политике были проделаны спорные шаги: от выступления премьера в Давосе, до попытки привлечения арабских инвесторов. При этом, внешнеполитическая позиция президента Жээнбекова относительно этих инициатив не была проявлена, что создавало возможность различных маневров.

    Двоевластие – это череда постоянных трений, скрытых и открытых стычек противоборствующих сторон, что и происходило на протяжении первых трёх месяцев года. Но острая фаза противостояния началась в феврале решениями Совета безопасности под председательством президента КР относительно борьбы с коррупцией. Поскольку было заявлено намерение искоренить действительные источники и корни коррупции на высшем уровне, под удар автоматически попадали структуры прежнего правления. К тому же авария на Бишкекской ТЭЦ и проблемы с теплоснабжением столицы остро поставили вопрос о законном и эффективном расходовании средств китайского кредита на модернизацию оборудования. В итоге были задержаны и оказались под следствием в течение нескольких месяцев не только энергетики, но и ряд высших чиновников.

    Экс-президент Атамбаев в начале года не мог определиться с проектом своей деятельности после ухода с поста. Несколько раз переносился съезд СДПК, главной целью которого было избрание экс-президента генеральным секретарем партии. Параллельно были запущены дрязги и вносился раскол во все партии, находящиеся в парламенте. Эти интриги запускались на случай перехода к проекту досрочных выборов парламента. Парламентский кризис мог бы стать основанием для самороспуска Жогорку Кенеша КР. А на досрочных выборах предполагалось взятие власти СДПК и союзными партиями. В принципе, можно реконструировать и второй проект, где целью являлся «выход» Атамбаева на пост премьер-министра, для чего ещё в 2016 году был проведён референдум по расширению полномочий премьер-министра. Возможен был и вариант замены С. Исакова на другого премьера из команды Атамбаева, который, при всех равных, отличался бы одним свойством: отсутствие подозрений в вовлечении в коррупционные дела.

    Двоевластие – формальное или реальное – никогда долго не продолжается. По циклам политики – это около 3 месяцев, или пресловутые 100 дней, т.е. необходимый для политической определённости срок. Таким образом, все циклы политики, и действия игроков сошлись в точке от середины до конца марта. Здесь и нужно было ожидать основных событий.

    Б. Обострение отношений элитных групп

    Новая фаза борьбы началась 31 марта на съезде СДПК. Сама организация партийного форума, отбор делегатов и недопущение на съезд ненадёжных для лидера партии лиц, показали истинные цели его проведения. Но особенно показательной была речь Атамбаева, выдержанная в стиле обвинений и нападок на руководство страны, «отошедшее» от генеральной линии партии, т.е. её лидера. В итоге это привело только к обострению отношений двух элитных групп, в результате которого позиции команды Атамбаева были ослаблены.

    Дело в том, что в условиях Кыргызстана президент просто обязан взять власть целиком, без сомнений, иначе его сомнут. В этом плане какой-то авторитетный и равный президенту советчик не нужен, и даже опасен. К тому же важно было учитывать, что объявленная парламентская республика остаётся до сих пор неким идеалом на горизонте политических событий. В действительности, какие бы полномочия не прописали премьер-министру, если на этот пост попадает человек без формального авторитета, опирающегося на традицию, он не сможет ими воспользоваться. Президент в этом случае всё равно будет оставаться главной фигурой, а его аппарат будет оставаться местом, где формируются стратегические решения, которые правительство призвано выполнять, и нести публично ответственность за их реализацию.

    Президент Жээнбеков не остался в позиции подконтрольного экс-президенту, зависимого от его советов и непубличных решений. Уже в апреле произошла смена правительства: назначен новый премьер-министр, внесены изменения по персональному составу руководителей министерств и ведомств. Президент Жээнбеков приступил к реализации своей политики, как кадровой, так и в принятии стратегических установок, таких как борьба с масштабной коррупцией в среде правоохранителей, что прямо указывало на отсутствие результатов такой борьбы у предшественника.

    Экс-президент Атамбаев совершил политическую ошибку: вступил в борьбу со своим однопартийцем, президентом КР, которого он продвигал на этот пост всеми доступными средствами. Вероятно, он надеялся на свой авторитет и возможность влиять на ситуацию.

    Реальность оказалась иной. Не учтены были следующие факторы. Первый – партий в собственном смысле слова в Кыргызстане как не было, так и нет; нет реальных сплачивающих партийных программ, целей и т.д. Есть объединения людей для достижения своих, далёких от высокой политики, целей. Есть депутаты, которые дорожат своим местом, и намерение роспуска парламента для них является главной угрозой, против которой они готовы сплотиться под руководством любого лидера. Что и произошло: фракция СДПК в парламенте, в значительной своей части не поддержала своего партийного лидера, и голосовала за то, что быть с президентом Жээнбековым, т.е. с властью. Поэтому, если власть считает, что премьер-министр её не устаивает, то он должен уйти.

    Таким образом, очень быстро, и в рамках законных процедур правительство Исакова было отправлено в отставку, а самому Исакову – «правой руке» Атамбаева, как он сам об этом говорил -  был выражен вотум недоверия. Двоевластие завершилось, президент Жээнбеков начал укрепление своей власти.    

    Смена правительства – это была, по сути, смена «атамбаевских» кадров. Из самых важных можно отметить следующие. Вслед за председателем ГКНБ и генеральным прокурором, в отставку ушёл премьер-министр и три вице-премьера, а также министр внутренних дел. В правительстве нового премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева сменились «силовики» и министр экономики. Однако многие министры и руководители важных ведомств – всего 10 человек - кто просто выполнял свою работу, остались на своих местах.

    Изменения в парламенте привели к складыванию удобной для президента конфигурации фракций и коалиции большинства. Однако по сути, это конец так называемой «апрелевской» Конституции 2010 года и её посыла - движения к парламентскому правлению. Как оно возможно, если нет партий. Одновременно это победа Конституции в части обеспечения бесконечности «игры» политиков, постоянства борьбы за интересы местных групп и т.д. В этом плане «демократические процедуры» будут обеспечены.

    Укрепление власти президента Жээнбекова произошло. И теперь только он отвечает за путь движения страны, и указание целей. И параллельно пошёл процесс формирования властной группы, которой президент может доверять в условиях усиливающейся борьбы за власть. Ведь много тех, кто ставит уже сейчас задачу победы в парламентских выборах 2020 года, и не за горами новые президентские выборы. Да и экс-президент, со своим окружением не отошёл в сторону. Появилось множество признаков того, что Атамбаев начал подготовку критической кампании против политики Жээнбекова.

    Во-первых, резко усилилась пропаганда в подконтрольных экс-президенту СМИ против т.н. «семейной власти», которую, по мнению этих источников, стала олицетворять власть президента Жээнбекова. Во-вторых, по технике взятия и удержания власти в Кыргызстане прежний президент должен быть максимально отдалён от властных рычагов, или даже «удалён» из страны, и выжидание здесь играет на руку только оппозиции. Затягивание решения этого вопроса неминуемо ставит группу Жээнбекова перед необходимостью задержать и судить за коррупцию всю прежнюю властную группу. Это вело к противопоставлению региональных элит севера и юга страны.

    К середине июня позиции сторон определились, и дальнейшие события на данной фазе были связаны только с последовательным задержанием одного за другим представителей команды экс-президента, в том числе экс-премьера правительства, экс-мэра г. Бишкек, экс-руководителя таможенной службы и других приближённых Атамбаева. 

    Таким образом, у экс-президента почти не осталось шансов на спокойное разрешение противоречий с новой властью: либо уезжать из страны по примеру первых двух президентов, либо пойти на жёсткое столкновение. Конечно, можно было попробовать начать перераспределение материальных ресурсов и финансовых средств в пользу новой властной группы, но это из серии маловероятного. При сложившемся ходе событий прежняя властная группа неизбежно попадает в число обвинённых в коррупции, на неё могут возложить ответственность за бедственное положение энергетики и транспорта, она будет отвечать за невероятно возросший внешний долг, и прежде всего, китайским финансовым структурам. Не менее тяжелы будут обвинения в провальной внешней политике, рассорившей Кыргызстан с соседями и союзниками. Всё указывало на переход в новую фазу борьбы уже в октябре, после завершения III Всемирных игр кочевников.

    В. Перспектива политического столкновения

    В октябре-ноябре продолжилась смена персоналий наверху пирамиды власти. Произошли скандальные отставки министра труда и социального развития, а также её заместителя. Не менее громкой стала отставка министра иностранных дел, и повод к этому - скандальная отставка посла Кыргызстана в Южной Корее с дальнейшим обращением его за предоставлением политического убежища. Более того, экс-посол заявил, что вернётся в Кыргызстан только после прекращения «семейно-кланового правления Жээнбековых». В это же время произошло задержание бывшего руководителя Аппарата президента Атамбаева, бывшего его помощника и водителя Икрама Илмиянова. Лишились своих постов и некоторые другие руководители, ранее работавшие на ключевых должностях.  

    В своём декабрьском интервью экс-президент прямо обвинил президента Жээнбекова в предательстве. Сделан шаг к прямому столкновению. Либо президент Жээнбеков и команда ответят на личное обвинение, и вступят в традиционную внутри элитную схватку. Тогда снова СМИ страны запестрят компроматом на политиков и очередным поиском «чистых», «патриотичных» и т.п. кадров для власти.  Либо будет выбран другой путь – не ввязываться в перепалку, демонстрирующую личное неприятие. Продолжить, и не затягивать, дела по коррупции в высших эшелонах власти. И – главное – реализовать все правовые шаги, требуемые законом, открыто представить общественности в судах все аргументы совершения противоправных действий высшими должностными лицами. Что заслужил по закону, то и должен получить коррупционер, кем бы он до того ни был. Есть все признаки выбора властной группой именно этого пути.

    Ситуация, сложившаяся на конец 2018 года, не может оставаться не определённой. И чтобы перейти к реализации программ развития страны надо разрешить, наконец, затянувшийся внутриполитический кризис в отношениях двух элитных групп. Это и будет содержанием следующей фазы.




    Ключевые теги: Киргизия

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://stanradar.com/news/full/32224-politicheskie-itogi-goda-v-kyrgyzstane.html?utm_source=politobzor.net

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что России необходимо нанести превентивный удар по предполагаемому агрессору в случае прямой угрозы её суверенитету?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru