прибалтика

Решительность президента РФ Владимира Путина, который запретил авиасообщение между Россией и Грузией буквально на следующий день после оскорбления в Тбилиси российской делегации, заставляет экспертов задаваться вопросом: готов ли Кремль поступать аналогичным образом с другими республиками бывшего СССР? Новых «клиентов» долго искать не надо — на эту роль давно напрашиваются страны Балтии. Мы решили разобраться, чем Москва может ответить на русофобские выпады Литвы, Латвии и Эстонии.

1. Отобрать последний транзит

Процесс переориентации российских грузов на отечественные порты и без того идет полным ходом. Стратегический курс Прибалтики на пещерную русофобию с конца 90-х годов заставил РФ задуматься о создании собственной портовой инфраструктуры на Балтике. Сегодня новые порты РФ в Ленинградской области больно бьют по экономике Литвы, Латвии и Эстонии, отбирая у них огромные объемы транзита.

К 2020 году Россия планировала вообще отказаться от перевалки грузов в Прибалтике.

Успеет или нет? Вопрос открытый, но промежуточные задачи на пути к этой цели успешно решаются. Один из последних примеров — строительство нового терминала в порту Усть-Луга, через который будут идти на экспорт российские удобрения.

Для прибалтов ситуация настолько безрадостная, что эстонский министр экономики и инфраструктуры Таави Аас напросился на встречу с российским министром транспорта Евгением Дитрихом в надежде договориться о возвращении транзита. Может, какие-то объемы грузов сердобольная Россия все-таки оставит Таллину?

С одной стороны, Москва имеет возможность смилостивиться и отвести от транзитной реки в Приморск и Усть-Лугу маленькие ручейки, которые продолжат питать Эстонию с Латвией.

С другой стороны, добивать прибалтийские порты можно с еще большим усердием.

И делать все возможное, чтобы их обходили десятой дорогой внешнеполитические партнеры России: Беларусь, Китай, Казахстан.

2. Ограничить поставки энергоресурсов

До недавнего времени у Прибалтики были надежные гарантии того, что Москва не оставит ее без дешевого трубопроводного газа и электричества: через Литву шло энергоснабжение Калининградской области. Но сегодня российскому анклаву в Европе блокада уже не страшна.

В начале этого года введен в эксплуатацию терминал по приему газа с плавучей регазификационной установки «Маршал Василевский», потребности региона в электричестве обеспечивают недавно построенные теплоэлектростанции. При этом мощность калининградской генерации постоянно растет — Россия уже заявляет о желании экспортировать электроэнергию в ту же Литву.

Однако если балтийские партнеры совсем сойдут с ума от русофобии, то можно реализовать и другой сценарий — вышвырнуть Прибалтику из энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва).

Страны Балтии сами норовят как можно скорее вырваться из него, только подготовка к синхронизации их электросетей с Западной Европой будет длиться как минимум до 2025 года. Некоторых литовских политиков это сильно беспокоит.

Казалось бы, по поводу газа можно не переживать — Литва арендует огромный СПГ-терминал Independence. Его мощностей хватит и для снабжения соседей. Но Латвия и Эстония закупать «демократичный» сжиженный природный газ не торопятся — предпочитают российский трубопроводный. Да и сама Литва в 2018 году нарастила поставки голубого топлива из РФ. Словом, оставаться без российского газа Прибалтика не намерена.

3. Сократить объемы внешней торговли

Антироссийские санкции и ответные меры Москвы привели к резкому снижению товарооборота между Россией и странами Балтии. В начале 2017 года премьер-министр Эстонии Юри Ратас говорил, что «усыхать» торговле с Россией уже некуда. Но глава правительства явно преувеличивает.

Россия остается важным торговым партнером для всех трех Прибалтийских республик. В первую очередь, для Эстонии — в списке ее ключевых партнеров по импорту товаров в 2018 году РФ заняла второе место, лишь незначительно уступив Германии.

С другой стороны, внушительные объемы своей продукции страны Балтии до сих пор отправляют на российский рынок. Все три республики экспортируют в РФ одни и те же группы товаров: машины, оборудование, транспортные средства, продукцию химической промышленности, продукты питания.

Совокупный товарооборот России со странами Балтии в прошлом году составил примерно 13 миллиардов долларов. При желании Москва может если и не обнулить его, то, по крайней мере, существенно уменьшить.

На состоянии российской экономики это существенно не отразится, а вот прибалтам придется несладко.

4. Ударить по банковскому сектору

До недавнего времени банки Литвы, Латвии и Эстонии лояльно относились к нерезидентам, зарубежные вкладчики хранили в них миллиардные активы. Благодаря этому Прибалтика превратилась в один из европейских центров по отмыванию «грязных денег».

В прошлом году ситуация резко изменилась. По указке из Вашингтона был ликвидирован банк ABLV, уличенный в отмывании денег и проведении сомнительных сделок.

«Капитальный ремонт» охватил всю банковскую сферу: глава латвийского Минфин поставила задачу сократить долю вкладов иностранцев с 34% до 5%, а парламент инициировал борьбу с «компаниями-пустышками».

Неудивительно, что у бизнесменов из СНГ (прежде всего, из России) начались проблемы. В прибалтийских банках им больше не рады.

По мнению исполнительного директора Балтийского форума Александра Васильева, Литва, Латвия и Эстония просто сдают свою банковскую систему. Сами справляются — России ничего не нужно делать. Но по инициативе Москвы процесс «очищения» Прибалтики от капиталов нерезидентов может быть ускорен.

5. Ограничить туристические потоки

Как и в случае с Грузией, серьезным ударом для Литвы, Латвии и Эстонии могло бы стать сокращение потока туристов из РФ. Опять-таки, прибалтийское направление у российских туристов уже не пользуется популярностью, как в советские времена. Однако некоторые граждане РФ продолжают с удовольствием отдыхать в Юрмале или приезжать на выходные в Ригу.

Прибалтика явно не против, чтобы выходцы из «страны-агрессора» стимулировали рост ее экономики. «Агрессор» палки в колеса пока не вставляет.

Хотя ограничить туристические потоки в Литву, Латвию и Эстонию, объявив прибалтийское направление нежелательным для российских туристов, — задача довольно простая.

6. Уголовные преследования русофобов

В этом году Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела против должностных лиц Генпрокуратуры и суда Литвы. Их обвиняют в привлечении к уголовной ответственности заведомо невиновных людей по делу 13 января 1991 года.

В Литве остро отреагировали на эту новость: заговорили о давлении на правоохранительные органы, неуважении к суверенитету республики, произволе российского репрессивного аппарата и так далее.

Глава литовского МИД рекомендовал обвиняемым не ездить в РФ и дружественные ей страны.

Но где гарантии, что щупальца вездесущих российских спецслужб не дотянутся до них на территории Евросоюза?

Следственные органы РФ могли бы рассмотреть вопрос заочного предъявления обвинений самым рьяным прибалтийским русофобам. За разжигание межнациональной розни, к примеру. Авторы высказываний о «русских вшах» этого достойны.