Если правительство успеет оказать меры господдержки авиакомпаниям, то годовой убыток «Аэрофлота» в 17,1 млрд рублей покажется временным недоразумением. Но если нет – пострадают более слабые авиакомпании, и «Аэрофлот» все равно выиграет за счет расширения доли рынка
Согласно отчету принадлежащего государству и госкомпаниям «Аэрофлота», выручка в прошлом году увеличилась почти на 10% - до 319,8 миллиарда рублей. По словам заместителя гендиректора по финансам и управлению сетью и доходами Шамиля Курмашова, скорректированная на влияние указанных факторов чистая прибыль группы по МСФО составила 10,8 млрд рублей, операционная - 11,3 млрд рублей. Чистый убыток крупнейшего перевозчика России группы «Аэрофлот» по МСФО в 2014 году составил 17,1 млрд рублей против чистой прибыли 7,33 млрд рублей годом ранее. Основная причина роста убытка – подорожавшие валютные расходы компании.
«Группа показала положительную операционную прибыль, несмотря на действие внешнеэкономических факторов, что связано с нашим фокусом на эффективности и контроле над расходами. Неденежная переоценка обязательств по финансовому лизингу и прочие единоразовые «бумажные» корректировки, в том числе связанные с курсовыми разницами, привели к чистому убытку группы по МСФО в размере 17,1 млрд рублей», — сообщил Курмашов.
Операционные расходы группы в 2014 году выросли на 13,8% — до 308,5 млрд рублей. В частности, расходы на авиатопливо увеличились на 10,2% — до 87,199 млрд рублей. «Данный рост связан с динамикой цен на нефть и авиакеросин, ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок группы, расширением парка воздушных судов и добавлением новых маршрутов», — поясняют в компании.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров выросли на 15,6% — до 61,1 миллиарда рублей. Это тоже в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам (рост на 7,7%), расширением масштабов деятельности и объемов перевозок (рост на 3%) и изменением тарифов на услуги (рост на 4,9%). Зато в «Аэрофлоте» выросли и зарплаты на 15%, что увеличило чистый убыток, но поддержит сотрудников.
«Сейчас все несут настолько большие расходы из-за девальвации, что их не оправдывают даже увеличение выручки за счет международных рейсов, - пояснил «Эксперт Online» главный редактор «Авиапорт. Ру» Олег Пантелеев. – Поэтому сейчас в целом авиаперевозки на грани рентабельности. Усложняет ситуацию и отсутствие кредитов, которые подорожали для авиакомпаний до 30%. Все авиакомпании, как и «Аэрофлот», стараются обходиться привлечением наличных за счет распродаж и акций. Но этим опасно злоупотреблять, поскольку может случиться дефолт».
Общий долг группы по состоянию на конец 2014 года вырос на 1,3% по сравнению с началом года и составил 174,3 миллиарда рублей. Согласно сообщению компании, это связано преимущественно с увеличением обязательств по контрактам финансовой аренды, номинированным в иностранной валюте, вследствие изменения курса рубля по отношению к доллару и евро.
Но в компании не видят проблем с кредитами. «По состоянию на 31 декабря 2014 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным группе «Аэрофлот» в крупнейших российских и международных банках, составлял 21,6 миллиарда рублей», — говорится в сообщении авиакомпании.
В целом выручка от чартерных перевозок снизилась на 12,5% — до 15,023 млрд рублей из-за падения экономической активности в стране и, соответственно, спроса. А выручка от грузовых перевозок сократилась главным образом в связи с решением приостановить деятельность своего парка грузовых самолетов в 2013 году как непрофильного и осуществлять грузоперевозки в багажных отделениях пассажирских самолетов.
Рынок позитивно воспринял отчетность «Аэрофлота», несмотря на возросший убыток.
«Акции «Аэрофлота» сейчас прибавляют 1,15%. В 2014-м году компания зафиксировала чистый убыток в 17,1 млрд долларов против прибыли в 7,3 млрд годом ранее, - пояснил «Эксперт Online» аналитик InstaForex Антон Фомин. - Однако есть и позитивные новости: выручка выросла почти до 320 млрд. рублей, что на 9,9% выше показателя прошлого года».
В целом эксперты смотрят с оптимизмом на будущее самой крупной авиакомпании страны.
««Аэрофлот», на наш взгляд, в этом году может существенно увеличить долю рынка пассажирских перевозок, заместив своими провозными мощностями мощности «Трансаэро», «ЮТэйр» и других авиакомпаний, столкнувшихся с финансовыми трудностями и вынужденными из-за этого сократить авиапарк», - говорит аналитик компании «Метрополь» Андрей Рожков.
Олег Пантелеев не хотел бы дождаться времени, когда убыточному «Аэрофлоту» достанутся рынки других авиакомпаний.
«Это может произойти, если запоздают меры господдержки, - говорит эксперт. – Через два года ожидается восстановление спроса, и тогда тот же «Аэрофлот» перекроет этот убыток, если сейчас его поддержит государство. Тогда убыток на фоне прежних прибыльных лет покажется временным недоразумением. Если государство не успеет, то этот и будущий убыток «Аэрофлот» покроет уже за счет ухода с рынка более слабых игроков, которые точно не выживут без господдержки».
Ранее правительство включило четыре ключевые авиакомпании в список системообразующих предприятий, которые смогут претендовать на госгарантии по кредитам. Помимо этого авиакомпаниям уже обещаны новые субсидии межрегиональных рейсов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.