» Есть шанс обнаружить разумную жизнь во Вселенной ("Deutsche Welle", Германия)

| 1 августа 2015 | Зарубежные СМИ | | Просмотров: 829 | автор: MGM

Глава центра SETI: Есть шанс обнаружить разумную жизнь во Вселенной

("Deutsche Welle", Германия)
    Земля и экзопланета Kepler-452 b

Есть ли во Вселенной, кроме земной цивилизации, другие разумные формы жизни? Ответ на этот вопрос ученые пытаются найти уже не одно десятилетие. В ближайшие десять лет им представится еще один шанс. На прошлой неделе российский бизнесмен Юрий Мильнер объявил, что выделит 100 млн долларов на финансирование поиска разумной жизни во Вселенной. Финансирование рассчитано на десять лет. Речь фактически идет о продолжении проекта SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence — «Поиск внеземного разума»), финансирование которого было заморожено американским космическим агентством NASA в 1993 году.

Через два дня после заявления Мильнера астрономы NASA объявили, что им удалось обнаружить планету, которая по своим характеристикам наиболее близка к Земле. Находку назвали Kepler 452b. О том, что это открытие означает для проекта по поиску внеземного разума, и на что будут потрачены 100 млн долларов, DW поговорила с директором исследовательского центра SETI в Университете Калифорнии Беркли Эндрю Симионом. Он вместе с другими учеными университета будет непосредственно участвовать в реализации проекта.

Deutsche Welle: В чем суть проекта SETI, и как вы планируете его реализовывать?

Эндрю Симион: Это проект по поиску жизни за пределами Земли, на который в ближайшие десять лет будет выделено 100 миллионов долларов. С помощью больших радио- и оптических телескопов мы будем искать электромагнитное или световое излучение, которое может исходить от техники, построенной неким высокоразвитым разумом, живущим на планете, которая вращается вокруг одной из звезд в Галактике.

Существуют характеристики, позволяющие отличить сигналы, исходящие от техники и природных источников. Мы постараемся разобраться во всех сигналах, которые будут улавливать наши телескопы, чтобы выделить те, которые могут исходить от удаленной техники, то есть какого-либо оборудования, радиопередатчиков, лазеров. Иными словами, от любого оборудования, изготовленного удаленной цивилизацией и производящего излучение, которое мы способны распознать.

Часть финансирования будет потрачена непосредственно на аренду телескопов, часть — на разработку и внедрение нового оборудования, то есть на мощные компьютеры, которые позволят нам улавливать сигналы из космоса. Наконец, существенная часть средств будет выделена ученым и инженерам, которые будут анализировать информацию.

— Какие надежды вы возлагаете на эти исследования? Насколько велик шанс, что во Вселенной существуют другие цивилизации?

— Такой шанс, безусловно, есть. В последние пару лет мы выяснили, что все факторы окружающей среды, которые необходимы для возникновения жизни, очень часто встречаются в пределах Галактики. Мы знаем, что существуют сотни миллиардов планет, похожих на Землю. Нам также известно, в Галактике встречаются все виды сложных органических молекул. То есть там есть все, что, как нам представляется, необходимо для возникновения жизни. Поэтому я думаю, что шансы на то, что где-то еще в пределах Галактики есть жизнь, довольно высоки. Очень трудно предсказать степень развития умственных способностей и технических возможностей, но именно на этот вопрос мы и попытаемся ответить в нашем исследовании.

— Одну из таких планет, которая очень похожа на Землю, удалось обнаружить буквально на днях. Что это означает для вашего исследования?

— Планета Kepler 452b — лишь одна в длинном ряду обнаруженных планет, которые похожи на Землю. И она, конечно, не будет последней. По мере того, как мы все более детально будем исследовать звезды вокруг Земли, мы неминуемо найдем систему планет, которая будет более или менее похожа на нашу. Все, что мы узнаем о Галактике, свидетельствует о том, что Земля, да и вся Cолнечная система, возможно, не единственные в своем роде.

Недавнее открытие вселяет надежду на то, что где-то за пределами Земли может быть жизнь. Это, скорее, некое статистическое подтверждение того, что планеты, похожие на Землю, вероятно, очень распространены, и их не нужно искать слишком далеко. То есть, с точки зрения статистики, мы знаем, что планета, похожая на нашу, должна вращаться вокруг одной из ближайших ста звезд недалеко от Земли. Это подталкивает нас к поиску более близких к Земле звезд различного типа, даже тех, которые меньше, чем Солнце.

— Существуют ли какие-то версии того, как может выглядеть разумная жизнь за пределами Земли?

— На этот вопрос очень сложно ответить. Некоторые полагают, что первая разумная жизнь, с которой мы столкнемся, будет биологической. То есть нечто подобное нам и состоящее в основном из воды и сложных углеродных молекул. Другие верят, что мы найдем некую технологическую жизнь и искусственный разум, своего рода компьютер. Нельзя исключать, что первая жизнь, которую мы найдем, будет очень сильно отличаться от людей.

— Как вы оцениваете сумму, которая будет выделена на реализацию проекта SETI?

— Это невероятная сумма. Сложно переоценить те перемены, которые теперь ожидают сферу исследований по обнаружению инопланетных цивилизаций. Это в десять раз больше, чем ежегодно выделялось на финансирование таких проектов по всему миру. Это позволит нам осуществить самый тщательный и интенсивный поиск внеземных цивилизаций, который человечество когда-либо проводило. Будет ли этой суммы достаточно, чтобы обнаружить жизнь за пределами Земли, я не знаю. Но я точно знаю, что это наш большой шанс, и думаю, нас ожидает очень захватывающее десятилетие.

Оригинал публикации: Deutsche Welle