Глобальное потепление делает Арктику и арктические моря все более привлекательным регионом для

О том, что пришло время покинуть Сирию Трамп сказал ещё 29.03.2018 года, однако это противоречило

На днях президент США Дональд Трамп, как многие, должно быть, помнят, пообещал, что он решит, когда

В Турции курды всегда были и остаются на положении нетитульной нации, примерно как армяне. Анкара,

Политику финансистов в США мы, в общем, понимаем. Понимаем и то, что пытается им противопоставить

» Генетическое единство русских, украинцев и белорусов доказано официально

| 6 сентябрь 2015 | Наука и образование |

Международный коллектив ученых опубликовал комплексное генетико-лингвистическое исследование славян и балтов, показав, почему восточные и западные славяне похожи друг на друга, а южные от них сильно отличаются, говорится в сообщении Института общей генетики РАН.

Исследование языков и генетики славян было проведено коллективом ученых под руководством доктора биологических наук О. П. Балановского (Институт общей генетики и Медико-генетический научный центр) и академика Рихарда Виллемса (Эстонский биоцентр и Тартусский университет) и опубликовано в журнале PLoS One, передает ТАСС.

В работе участвовали исследователи из многих стран, где большинство населения составляют славянские и балтские народы (России, Украины, Белоруссии, Литвы, Эстонии, Хорватии, Боснии и Герцеговины), а также ученые Великобритании и консорциум международного проекта Genographic.

По определению, славяне – это народы, говорящие на славянских языках. Сходство всех славянских языков не требует доказательств. В то же время, например, южные славяне внешне не слишком похожи на восточных и западных.

Карта изученных балто-славянских популяций (газета "Взгляд"). Зеленым фоном показаны восточные славяне, розовым – западные славяне, бежевым – южные славяне, голубым – балтские популяции. Значки обозначают местоположение популяций, в которых собраны образцы: проанализированные по мтДНК (белые кружки), проанализированные по Y-хромосоме (черные точки), проанализированные по аутосомным маркерам (красные треугольники)

Генетики исследовали более восьми тысяч образцов ДНК из более чем полусотни балто-славянских популяций. Основные группы – это восточные славяне (белорусы, русские, украинцы), западные славяне (кашубы, поляки, словаки, сорбы, чехи), южные славяне (болгары, боснийцы, македонцы, сербы, словенцы, хорваты) и балтские народы (латыши, литовцы).

Анализ проводили по трем генетическим системам: это Y-хромосома, передающаяся по отцовской линии, митохондриальная ДНК (мтДНК), передающаяся по материнской линии, и аутосомная ДНК, равно включающая геномы отца и матери (полногеномный анализ).

По всем трем системам получились похожие картины. Восточные славяне – русские центральных и южных областей, а также белорусы и украинцы – образуют четко сформированную группу. Исключение составляют северные русские, которые генетически отдалены от остальных восточных славян и тяготеют к финно-угорским популяциям.

Из западных славян поляки очень близки к восточным славянам, а чехи и в меньшей степени словаки несколько смещены в сторону немцев и других западноевропейских популяций. Южные славяне поделены на западный (словенцы, хорваты и боснийцы) и восточный (македонцы и болгары) регионы с сербами посередине. При этом они генетически сходны со своими неславянскими соседями по Балканам – румынами, венграми, греками.

Балтские популяции – латыши и литовцы – обнаруживают близость к эстонцам, говорящим на языке финно-угорской группы, и к некоторым восточным славянам (белорусы). Оказалось также, что балтские популяции генетически близки к волжской группе финно-угорских народов (особенно к мордве).

Обратившись к лингвистике, ученые построили реконструированное дерево балто-славянских языков и для всех популяций сравнили три параметра – генетику, язык и географию. Самая высокая корреляция оказалась между генетикой и географическим положением популяций.

Ученые считают, что, распространяясь по Европе, славяне интенсивно включали в свой состав местные популяции, которые жили на данных территориях в дославянские времена. Славяне приносили с собой язык и впитывали генофонд местных популяций. Этот глубинный генетический "субстрат" был различен для разных ветвей славян.

Восточноевропейский субстрат приняли в себя западные и восточные славяне. Вероятно, большую часть его составили балтские народы, расселенные некогда очень широко по Восточноевропейской равнине. Другой, южноевропейский субстрат, впитали в себя южные славяне, и его составили дославянские балканские народы.

Эти процессы сцементировали западных и восточных славян в единую генетическую общность, а южные славяне таким образом приобрели большее сходство с неславянскими народами Балкан, чем с другими славянскими народами.

Источник: http://rusfact.ru/node/44342