Пехотный танк A43 Black Prince был разработан в Великобритании в 1943-1945 годах на основе танка «Черчилль», от которого отличался увеличенной шириной корпуса, необходимой для размещения новой башни с более мощной пушкой QF 17 pounder. Несмотря на значительное усиление вооружения, рост массы из-за увеличения размеров привёл к резкому падению подвижности и без того не отличавшейся высокими ходовыми качествами машины. Было изготовлено 6 прототипов A43 Black Prince, несколько из которых в мае 1945 года были направлены на фронт для войсковых испытаний, однако в боевых действиях эти машины принять участия уже не успели. Планировалось в мае-июне того же года заказать 300 экземпляров танка, однако к тому времени на испытания поступили и прототипы перспективного танка «Центурион», в связи с чем дальнейшие работы по A43 Black Prince, утратившие актуальность с окончанием боевых действий в Европе, были прекращены.
Разработка танка A41 Centurion еще только начиналась, когда фирме Vauxhall предложили разработать и выпустить в качестве временного варианта модификацию «Churchill» с 17-фунтовой пушкой. Это орудие, способное бороться с немецкими «тиграми» и «пантерами», устанавливалось к тому времени в танки A30 «Челленджер» (создан на базе «Кромвеля») и в «Шерман-Файрфлай». Возможность такого шага рассматривалась двумя годами раньше, когда предпочтение отдали варианту САУ с неподвижной рубкой из-за узости корпуса танка, не позволявшей установить башню для 17-фунтовой пушки.
Новый танк получил обозначение A43 и в войсках его нарекли «Super Churchill», а ещё поднее этот танк получил официальное название — A43 Black Prince. Хотя в конструкции использовалось много механических узлов и агрегатов Churchill VII, новый танк A43 был существенно измененной машиной, в основном из-за расширенного корпуса. В штатной башне танка «Черчилль VII» новая пушка не помещалась. Башню увеличили, причем существенно, с возможностью в перспективе установить в ней 3,7-дюймовую (94-мм) пушку, бронебойные характеристики которой были на 25% выше, чем у 17-фунтовки. Поскольку возрос и диаметр башенного погона в свету, пришлось расширить корпус танка примерно на 180 мм.
Использовался тот же V-образный двухрядный 12-цилиндровый двигатель Bedford, что при возросшей массе танка (до 50 «длинных» тонн) снизило скорость хода A43 Black Prince до 11 миль/ч. Основным отличием является более широкий корпус, измененное расположение входных жалюзи и выпускных труб двигателя, а также новая цилиндрическая башня, рассчитанная на установку длинноствольной 77-мм пушки, чем и было обусловлено создание этого танка. Силовые агрегаты и ходовая часть заимствованы с базового танка. Отличие ходовой части заключается в установке более широкой гусеницы — 690 мм вместо 356 мм, что вызвало изменения других элементов движителя. Несмотря на то, что броневая защита осталась прежней, масса A43 Black Prince увеличилась на 6 т, а скорость снизилась до 16 км/ч.
Первые шесть прототипов A43 Black Prince были поступили на войсковые испытания в мае 1945 года. Серийное производство этой машины, у которой мощь вооружения соответствовала броневой защите, так и не началось. Война в Европе закончилась, и кроме того, предпочтение было отдано универсальному танку A41 «Центурион», рассматривавшемуся военным руководством Британии в качестве основной боевой машины на перспективу.
Тактико-технические характеристики A43 Black Prince Боевая масса, т 50 Экипаж, чел. 5 Длина с пушкой вперёд, мм 8 820 Ширина корпуса, мм 3 400 Высота, мм 2 750 Клиренс, мм 530 Тип брони стальная катаная гомогенная Лоб корпуса (верх), мм/град. 152 Лоб корпуса (середина), мм/град. 57 Лоб корпуса (низ), мм/град. 140 Борт корпуса, мм/град. 82-95 Корма корпуса (верх), мм/град. 51 Корма корпуса (низ), мм/град. 25 Днище, мм 25 Крыша корпуса, мм 16—19 Лоб башни, мм/град. 152 Борт башни, мм/град. 95 Корма башни, мм/град. 95 Крыша башни, мм 20 Вооружение Калибр и марка пушки — 76,2-мм QF 17 pounder Пулемёты — 2 x 7,92 BESA Двигатель — Bedford, горизонтально-оппозитный, 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 350 Скорость по шоссе, км/ч 18 Скорость по пересечённой местности, км/ч 11 Запас хода по шоссе, км 130 Удельная мощность, л. с./т 7,0 Преодолеваемая стенка, м 0,75 Преодолеваемый ров, м 3,05 Преодолеваемый брод, м 1,0
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.