Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?




    Навигация


    Важные темы

    Глобальное потепление делает Арктику и арктические моря все более привлекательным регионом для


    О том, что пришло время покинуть Сирию Трамп сказал ещё 29.03.2018 года, однако это противоречило


    На днях президент США Дональд Трамп, как многие, должно быть, помнят, пообещал, что он решит, когда


    В Турции курды всегда были и остаются на положении нетитульной нации, примерно как армяне. Анкара,


    Политику финансистов в США мы, в общем, понимаем. Понимаем и то, что пытается им противопоставить


    Реклама





    » Взгляды ведущих стран НАТО на использование космоса в военных целях (2016)

    | 4 март 2016 | Армия и конфликты |

    Полковник Ю. Васильев

    Развитие современной международной обстановки показывает, что межгосударственные отношения в границах определенных регионов характеризуются стремлением защитить национальные интересы не только мирным путем, но и средствами вооруженной борьбы, в том числе и в космическом пространстве.

    Космическое пространство является доступным для использования всеми странами мира, и в настоящее время на него не распространяются национальные законы ни одной из них. Вместе с тем современный уровень развития космической техники позволяет ряду высокоразвитых стран эффективно применять компоненты военно-космических сил в околоземном пространстве.

    В этой связи в качестве возможного театра действий определена стратегическая космическая зона (СКЗ), представляющая собой часть космического пространства, в пределах которой размещаются, функционируют, решают оперативные и стратегические задачи, а при необходимости могут вести и военные действия орбитальные группировки космических сил и средств.

    СКЗ включает в себя три операционные зоны - ближнюю, среднюю и дальнюю. В ближней (от 100 до 2000 км) развертываются и функционируют орбитальные группировки космических систем разведки, связи, морской навигации, контроля космического пространства (ККП), топогеодезии, в средней (от 2 000 до 20 000 км) - космические аппараты систем радионавигации и в дальней (свыше 20 000 км) - системы обнаружения пусков баллистических ракет, связи и боевого управления, ретрансляции, разведки и метеорологии.

    По оценкам экспертов НАТО, военная кампания будущего, вероятнее всего, начнется с проведения стратегической военно-космической операции (ВКО) продолжительностью несколько суток. При этом центральное место в достижении ее политических и военно-стратегических целей отводится силам и средствам воздушно-космического нападения. Главной целью ВКО может быть нарушение системы государственного и военного управления, уничтожение важных объектов военно-промышленного комплекса, срыв развертывания группировок войск (сил) противника.

    Стратегическая космическая зона
    Стратегическая космическая зона условно разделена на три операционные зоны

    Космическое пространство, по определению политологов и военных аналитиков стран НАТО, представляет собой "среду обитания или домен - область деятельности, в которой имеется вероятность возникновения конфронтации. В ней наряду с операциями на земле, море, а возможно, и в киберпространстве в условиях применения ядерного оружия альянс будет вынужден задействовать имеющийся у него потенциал для обороны национальных территорий и защиты своих интересов в различных регионах мира". Это обусловило необходимость доработки политики блока в данной области при максимальной концентрации усилий на расширении, координации и повышении боевых возможностей воздушно-космических систем в интересах всестороннего обеспечения командования НАТО при подготовке и проведении всего спектра операций будущего.

    Действующая стратегическая концепция блока, принятая в 2010 году в Лиссабоне, определяет роль и место космоса в обеспечении европейской безопасности и обороны, скорректировала направленность сотрудничества в структуре Европейского космического агентства. Механизмы принятия согласованных между странами альянса политических решений по использованию воздушно-космического пространства в военных целях и планирование проведения ВКО предусматривают реализацию концепции коллективной обороны с учетом максимального задействования потенциала орбитальной группировки для повышения боевой эффективности коалиционных сил.

    Предполагается, что война в воздушно-космическом пространстве будет вестись по законам и правилам той стороны, которая в наибольшей степени способна реализовать программы разработки передовых технологий в военно-экономической области. В этой связи командование блока требует в процессе планирования операций в обязательном порядке предусматривать использование возможностей средств космического базирования, включенных в системы спутниковой связи, глобальной радионавигационной системы, системы предупреждения о ракетном нападении и ККП, разведывательных и метеоспутников.

    Военное руководство НАТО, учитывая непредсказуемость и скоротечность развития обстановки в ходе кризиса, особое внимание уделяет планам размещения на околоземной орбите платформ (систем), предназначенных для универсального боевого применения, и робототехнических комплексов, которые могут быть использованы для повышения эффективности боевых действий коалиционных сил, а также программам создания оружия на новых физических принципах.

    Реализация данных планов преследует цель достичь космическим и наземным сегментами уровня, достаточного для проведения всего спектра операций ОВС НАТО в обозначенных доктринами сферах деятельности: обеспечение функционирования орбитальной группировки; осуществление контроля в космосе; оказание поддержки в космосе и содействие развертыванию новых орбитальных систем.

    По мнению экспертов стран блока, важнейшим фактором является нормативно-правовое обоснование проведения стратегической воздушно-космической операции, формулирование приемлемых форм и способов применения сил и средств на начальном этапе войны, результаты которого должны обеспечить руководству НАТО достижение политических целей кампании в целом. Масштаб участия в данном процессе стран альянса должен зависеть от национального потенциала, а также от уровня использования возможностей коммерческих, государственных и негосударственных структур. Основная задача, которая при этом ставится, - не допустить потери контроля НАТО за процессами в воздушно-космическом пространстве. Процессы глобализации делают программы использования воздушно-космического пространства более востребованными.

    В действующей стратегической концепции констатируется, что понятие "космос и безопасность" для Европы следует рассматривать в двух плоскостях: задействование не только в интересах безопасности и обороны, но и в плане реализации космических технологий как ключевого элемента создания перспективной оптимальной инфраструктуры воздушно-космического потенциала. При этом особое внимание уделено достижению гарантий безопасности посредством оценки и постоянного контроля обстановки в СКЗ, консолидации технологических ресурсов стран и их усилий в данной сфере. Это позволит решать задачи наблюдения за орбитальной и наземной группировками противника, получать упреждающую информацию о сроках и масштабах угроз или потенциальных враждебных действиях против стран альянса, осуществлять эффективное управление войсками в рамках ВКО.

    Таким образом, повышение возможностей Североатлантического союза в воздушно-космическом пространстве, необходимых для защиты интересов блока с привлечением минимальных ресурсов и в короткий промежуток времени, а также решение в операциях будущего задач управления войсками, ведения разведки и информационного обеспечения, предупреждения о ракетном нападении все в большей степени будут зависеть от потенциала орбитальной группировки.

    Ведущие позиции в данной области занимают Соединенные Штаты Америки, которые посредством целенаправленного финансирования военных космических программ смогли добиться технологического превосходства над многими странами мира. При этом направленность агрессивной политики США, в основе которой лежит их мнение об исключительности и стремление обеспечить себе гегемонию в мире, формирует различные угрозы во многих сферах, и прежде всего в космическом пространстве.

    Ретроспективный анализ политики Вашингтона в данной области показывает, что планы милитаризации околоземного космического пространства начали разрабатываться сразу после Второй мировой войны. Они включали проекты создания искусственных спутников Земли военного назначения, орбитальных платформ и военных космических станций, способных поражать наземные объекты, воздушно-космических истребителей и бомбардировщиков, размещение в околоземном космическом пространстве арсеналов оружия массового поражения.

    Реально данный процесс начался с вывода космических аппаратов (КА) разведки типов "Мидас", "Сэмос" и "Дискавери" (1959), геодезического обеспечения запусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР) типа "Геос", КА связи типа ДСЦС и др. Это позволило заявить притязания на космическое пространство, использование его в военных целях и расширить проникновение в космос.

    В современных геополитических условиях США приоритетной задачей считают обеспечение мирового господства, в том числе посредством неограниченного доминирования в космосе. В данном контексте разработан ряд доктрин, концепций в области использования космического пространства и космических систем (КС) военного назначения, включая ударные. Наиболее значимыми среди них являются: "Национальная космическая политика" (2010), директива МО США №31000.10 "Космическая политика" (2012) и наставление КНШ ВС США УРЗ-14 "Космические операции" (2013).

    Анализ показывает, что основное содержание данных документов сводится к формулированию форм и способов использования американского потенциала для защиты интересов, инфраструктуры и обеспечения свободы действий в космосе, а в случае необходимости - лишения противников условий реализовывать свои космические возможности. Отвергаются любые ограничения на фундаментальное право США работать в космосе и получать разведывательные данные, поддерживать космическую инфраструктуру, необходимую для обеспечения и увеличения военной мощи в рамках операций с применением военной силы.

    Усилия США по милитаризации космического пространства направлены прежде всего на снижение действенности ракетно-ядерного потенциала России, а в перспективе и Китая. Таким образом, эти действия содержат в себе угрозу национальной безопасности РФ, которая совместно с КНР выступает за предотвращение гонки вооружений в космосе и неоднократно предлагала принять международные обязывающие документы, запрещающие размещение в данном домене всех видов оружия.

    Особую опасность представляет появление новых типов средств воздушно-космического нападения в безъядерном варианте. Планируется создание крылатых ракет большой дальности в обычном снаряжении, модернизация МБР с целью повышения их возможностей по преодолению системы противоракетной обороны и оснащения их неядерными боеголовками. Предусматривается разработка ударных гиперзвуковых летательных аппаратов и ударных космических систем (орбитальных платформ) для поражения различных объектов, совершенствование глобальной системы ПРО с развертыванием ее элементов в непосредственной близости от границ России.

    Взгляды американского военно-политического руководства (ВПР) на роль и место вооруженного противоборства в воздушно-космической сфере наглядно отражают особенности трансформации в современных условиях основных критериев видения и ведения войн будущего. Полагается, что пространственный охват и оперативность применения воздушно-космических сил дают им существенное преимущество над противником, позволяют оптимизировать ресурсы достижения политической и военной целей кампании, а также способы оперативного применения группировок войск (сил), их тыловое и боевое обеспечение. Особое внимание уделяется решению этих задач в условиях недостаточности средств и непредсказуемости развития ситуации в космосе.

    Важная роль отводится планам наращивания орбитальной группировки или восполнения потерь боевых платформ на этапе эскалации обстановки. В этой связи правительство США 9 сентября 2013 года одобрило проект документа "Политика доставки грузов в космос на период с 2014 по 2018 год" (прототип "Национальной космической транспортной политики"), в котором исследуются соответствующие потребности в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Военное ведомство страны в указанный период намерено направить на совершенствование способов запуска более 700 млн долларов.

    По взглядам экспертов Пентагона, прогнозируемые возможности ускорения технологического процесса позволят создать необходимую космическую архитектуру не ранее 2022-2025 годов, что обусловлено трудностями внедрения передовых технологий в производство, высокой стоимостью программ и ограниченным нахождения на орбите аппаратов (не более 10 лет). Реструктуризация существующей структуры потребует вывода в космос многофункциональных платформ, а также создания гибких инновационных технологий комплексного задействования всех компонентов в кризисной ситуации.

    Другим направлением деятельности руководства военного ведомства США является активизация ряда программ, принятых в рамках концепции "Брильянт Пебблз", предусматривающих финансирование разработки и размещения на орбитальных платформах 1 000 боевых систем, способных уничтожить не менее 200 боеголовок баллистических ракет, запуск которых осуществлен из любого района планеты.

    В целом ВПР США в целях обеспечения безопасности национальных интересов в космосе уделяет большое внимание теоретическому обоснованию концептуальных положений в области сохранения доминирующей роли государства в космическом пространстве как важнейшего фактора проецирования военной составляющей на любой район мира.

    Разработка в ряде стран НАТО (Великобритания, Франция, Германия) в ходе первого десятилетия XXI века доктрин и концепций, освещающих особенности развязывания и ведения военных конфликтов будущего, велась в полном соответствии с оценкой руководства стран блока роли и места вооруженного противоборства в воздушно-космической сфере. В них подчеркивается, что на начальном этапе вооруженного конфликта сторона-агрессор путем комплексного применения авиации, орбитальной группировки и высокоточного оружия в условиях сетецентризма может нарушить деятельность гражданских и военных структур, вывести из строя важнейшие объекты критической инфраструктуры и в результате вынудить страну, подвергшуюся нападению, капитулировать. Одним из первоочередных условий считается достижение гарантий недопущения неприемлемого ущерба в рамках ответного удара противника.

    Взгляды военно-политического руководства Великобритании на использование орбитальной группировки в целях обеспечения безопасности национальных интересов в космосе изложены в следующих документах: "Объединенная доктрина Великобритании по ВВС и космосу" (Joint Doctrine Publication 0-30 UK Air and Space Doctrine, 2013) и "Космос: зависимость, слабые позиции и угрозы" (Space: Dependencies, Vulnerabilities and Threats, 2012). В них сформулированы концептуальные положения стратегии "космического сдерживания", обоснованы рекомендации комплексного задействования возможностей страны, раскрыты основные направления использования совокупного потенциала в космическом пространстве с учетом вероятных изменений баланса сил в данном домене.

    Всеобъемлющая космическая политика Лондона включает обоснование необходимости дальнейшего расширения присутствия блока в интересах достижения преимуществ в космосе, характеристику ресурсов и условий для решения данной задачи, национальные возможности и перспективы развития ситуации в воздушно-космическом пространстве.

    Взгляды ВПР Франции на использование космоса для обеспечения безопасности национальных интересов в Европейской зоне и за ее пределами изложены в "Белой книге по вопросам обороны" (2013). В документе подчеркивается, что "процессы глобализации делают программу использования космического пространства одной из приоритетных. Способность достичь любой точки мира в короткие временные интервалы посредством применения орбитальной группировки повышает важность дальнейшего развития военной теории. В перспективе вооруженная борьба в космосе может характеризоваться большими пространственными показателями и отличаться от боевых действий на земле и на море, где асимметричные действия будут нарушать равновесие. При этом задействование космической мощи явится наиболее востребованным".

    По оценкам командования ВС Франции, размещение к 2025 году систем оружия на космических платформах будет играть существенную роль в поражении объектов в стратегической и оперативно-стратегической глубине с применением как обычных средств поражения, так и оружия массового поражения. Возможность решения данных задач с привлечением орбитальной группировки является важной характеристикой современной космической мощи. Кроме того, эффективность боевого обеспечения, разведывательной деятельности, информационных операций, транспортных перебросок, боевого применения ВВС и СВ в вооруженных конфликтах стратегического масштаба во многом будет зависеть от состояния космической группировки.

    По взглядам французских экспертов, комплексный подход в выборе способа решения заявленных задач с учетом соотношения "эффективность/ стоимость" должен быть положен в основу управления космической мощью. Количественный состав орбитальной группировки, задействованный для контроля космического пространства и решения стратегических задач, будет определяться в зависимости от условий обстановки.

    Руководство военного ведомства страны полагает, что к 2025 году Франция может обладать достаточным потенциалом, необходимым для решения заявленных задач с целью обеспечения безопасности национальных интересов в Европейской зоне самостоятельно, а также во взаимодействии с другими партнерами по НАТО и в глобальном масштабе.

    Федеральное правительство Германии 30 ноября 2010 года утвердило новую национальную стратегию освоения космоса под названием "За ориентированные в будущее германские космические программы" (Fur eine zukunftsfahige deutsche Raumfahrt). Документ был разработан экспертами министерства экономики и технологий во взаимодействии с рабочей группой министерства обороны и раскрывает взгляды военно-политического руководства ФРГ на использование космического пространства в интересах обеспечения национальной безопасности в различных районах мира.

    Обоснование концептуальных положений осуществлено на фоне изменений военно-политической обстановки, с учетом возникновения новых рисков и вызовов для Германии и ее союзников по НАТО. Правительство ФРГ исходит из того, что космические системы могут быть эффективно использованы на этапе вскрытия угроз возникновения кризисных ситуаций путем заблаговременного добывания информации об обстановке в интересах принятия решений руководством страны, а также определения оптимального распределения ресурсов и совокупного потенциала контингентов вооруженных сил. В документе подчеркивается, что в современных условиях операции военного характера в значительной степени зависят от использования космического потенциала, а спутниковые системы связи, навигации, съемки земной поверхности являются важнейшими элементами комплексной системы обеспечения национальной безопасности.

    В соответствии с утвержденной стратегией освоения космоса в основу национальной космической политики ФРГ положены принципы активного использования космического пространства в интересах обеспечения гражданской и военной безопасности. В данном направлении предполагается сконцентрировать свои усилия на повышении эффективности национальной системы контроля космического пространства, оптимизации взаимодействия между национальными гражданскими и военными организациями при активном их участии в поэтапном формировании европейской космической инфраструктуры (системы экологического, климатического и транспортного мониторинга, обеспечения безопасности) с учетом реально имеющихся возможностей по бюджетному финансированию соответствующих программ.

    Руководство страны считает, что реализация положений стратегии освоения космоса обеспечит укрепление позиций ФРГ в планах блока по эффективному применению коалиционных сил в кризисных районах.

    Таким образом, космическое пространство предоставляет уникальные возможности по ведению разведки удаленных территорий, обеспечению связи, боевому управлению, навигации, картографированию, метеообеспечению, решению других задач в глобальном масштабе в реальном масштабе времени. В связи с этим космос становится сферой столкновения национальных интересов различных государств, инициирующих передел сфер влияния в СКЗ. Этот процесс сопровождается активными попытками вытеснения России из такого стратегически важного домена.

    Наибольшую активность в области милитаризации космоса проявляют США, руководство ВС которых рассматривает космические средства в качестве важнейших стратегических инструментов, обеспечивающих военное ведомство страны, командование различного уровня и разведывательные органы данными предупреждения о ракетном нападении, другой необходимой разведывательной информацией, а также возможностью осуществлять эффективное боевое управление вооруженными силами в глобальном масштабе.


    Добавить новость в:





    Ключевые теги: НАТО

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://factmil.com/publ/strana/velikobritanija/vzgljady_vedushhikh_stran_nato_na_ispolzovanie_kosmosa_v_voennykh_celjakh_2016/9-1-0-913

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     



    На портале



    Наш опрос
    Как вы относитесь к Юго-Востоку?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия Дания ЕаЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито News











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2019 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2019