Система образования. Какие граждане нужны государству.
В России действует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в котором, среди прочего, внятно сформулированы требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы. То есть, сформулировано - каких собственно граждан желает получать государство на выходе из школы.
В недавней очередной дискуссии о роли ОГЭ/ЕГЭ камрад ga_unnamed достаточно подробно разобрал требования ФГОС. При разборе камрад обосновывал свое мнение о том, что государство таки не особо заинтересовано в мыслящих людях.
Сам я с данным мнение согласиться не могу. Однако сам разбор, ИМХО, чрезвычайно важен и ценен. Всем кто высказывает свое мнение о системе образования стоило бы хоть краем уха прочитать эти самые ФГОСы. Первичка же. И вполне читабельная и компактная первичка. А как раз в комментарии камрада ga_unnamed эта самая первичка компетентно показана и разобрана. Читайте и обдумывайте только
Возьму на себя смелость стырить комент к себе в блог. У заинтересовавшихся есть возможность ознакомиться и составить собственное мнение по следующим вопросам
1. Насколько искренне государство декларирует свои высокие требования к выпускникам
2. Можно ли на основании анализа ФГОСов действительно сделать вывод о том, что государство не особенно заинтересовано в мыслящих гражданах и не ориентирует систему образования на развитие мыслительных способностей учащихся
Далее цитирую комментарий из дискуссии в посте ЕГЭ против советской системы образования
Ну давайте посмотрим, какие результаты должны формироваться по стандарту:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, свою уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
Ну тут вопросов нет. Правда, и про мыслительные свойства тут ничего нет...
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Здесь отражена современная концепция, на основе которой формируется перечень дисциплин, входящих в образовательную программу. То есть, выпускник должен знать, что живая природа изучается биологией, неживая - физикой, взаимодействие веществ - химией и т.д. То есть, при взгляде на явление он должен понимать, какая наука его изучает. Далее общечеловеческое блаблабла....
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Собственно, это пресловутое научить ребенка учиться. Но только в соответствии с некими общечеловеческими ценностями...
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Тут вообще, все прекрасно. Формирование пох..фигистического сознания ко всем девиантным проявлениям в обществе... Ну и немного гуманистических ценностей...
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Это обычная социализация...
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Опять общечеловеки атакуют.
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Опять, научить учиться. Вопрос - чему. Образование оно тоже разное...
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
Выпускник должен офигевать от окружающей его реальности... Ну как в Особенностях национальной охоты. Природа, красота, она офигевает, а ты ее...
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Здесь тоже, все понятно. За все хорошее против всего плохого... То есть, обычные качества психически и социально зрелой личности.
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Вот! Первое качество с мышлением. И оно какое? Экологическое. Причем, в контексте можно понять, что это вроде "не сори, не руби, не рви". Но можно понять и по-другому, экологическое, то есть неизбыточное - не требуют - не думай. Не отравляй ноосферу своими измышлизмами...
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Тоже, правильно, но к мышлению - никакого отношения...
Посмотрим на УУД:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
Опять, социализация...
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Опять, уметь учиться, и, пожалуй, выделенное - первое, что требуется для человека мыслящего. Но немного напрягает контекст. Опять-таки, критическое отношение к информации... Это немало. Но и недостаточно...
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
Опять, социализация...
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Рефлексия - это хорошо, но познавательная!
Нет, в целом немало, конечно... Но из 26 пунктов требований к выпускнику средней школы, а это, заметим, уже призывной возраст, после выпускного некоторые получают автомат в руки, только 2, в которых только затрагивается способность к мышлению.... То есть, и декларация так себе....
Конец цитаты)