С 1 января 2015 года в истории интеграции на постсоветском пространстве началась новая эпоха — заработал Евразийский экономический союз. Это вообще мировой тренд последних лет: создается большое число проектов регионального, а не глобального уровня, направленных на экономическую интеграцию. Это, разумеется, не значит, что Всемирная торговая организация или ООН больше не играют в мире никакой роли, но в условиях современного мира интеграционные проекты типа ЕАЭС, АТЭС, АСЕАН и иные приобретают все больший вес.
Договор о создании ЕАЭС — документ прямого действия, включающий в себя положения порядка 250 международных договоров и соглашений, состоящий из 28 разделов и дополненный 33 приложениями. Все это прочесть под силу разве только специалистам и нюансов там масса.
Главные принципы, зафиксированные в договоре, — это свобода передвижения по территории союза товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Правда, свободное передвижение товаров не является новшеством, оно осуществляется на пространстве Таможенного союза уже с 2011 года. А вот свобода передвижения услуг, капиталов и рабочей силы — это то, чего ранее не было.
Скажем, теперь компания, предоставляющая определенные услуги, может это делать на всем пространстве ЕАЭС без необходимости регистрировать юридическое лицо в каждой из стран-участниц союза. Есть регистрация в одной из стран ЕАЭС — работай на всем пространстве без утомительных и накладных бюрократических процедур.
Кроме того, страны-участницы ЕАЭС договорились о взаимном признании лицензий и иных юридических документов. То есть: лицензии, выданные, например, в Казахстане, будут признаваться в России, что избавит предпринимателей от необходимости проходить повторно лицензионные и квалификационные процедуры.
Свобода передвижения рабочей силы — тоже новшество, поскольку теперь на всей территории Евразийского союза будут признаваться национальные дипломы. Исключения коснутся только врачей, фармацевтов, юристов и преподавателей. Этот пункт, кстати, неожиданно вызвал обсуждение в такой, казалось бы, далекой от экономики сфере, как футбол. Министр спорта России Виталий Мутко недавно заявил, что его ведомство в будущем рассмотрит вопрос об отмене статуса легионеров для футболистов из стран — участниц Евразийского экономического союза. Это решение коснется сразу двух десятков футболистов в российской футбольной премьер-лиге.
Коснется новый договор и вопроса налогообложения.
Теперь с первого дня работы по контракту граждане, работающие на территории другого союзного государства, будут облагаться налогом на доходы по резидентской ставке.
По оценке заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Рахима Ошакбаева, нормативно-правовая база ЕАЭС существенно превосходит по качеству нормативно-правовую базу Таможенного союза. Впрочем, и она в настоящее время активно развивается. В краткосрочной перспективе предусматривается принятие 126 документов, которые существенно улучшат многие действующие нормы. При этом, само бизнес-сообщество активно взаимодействовало с госорганами в части предложений по совершенствованию законодательной базы. Та же НПП Казахстана внесла порядка 120 предложений, из которых 90 процентов были учтены при подготовке интеграционных документов.
Интеграционный проект Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь, а также присоединившимися Республикой Армения и Кыргызской Республикой в мире воспринимают всерьез. Иногда даже создается впечатление, что поначалу страны Запада были напуганы вероятным эффектом от интеграции. В некоторых СМИ была развернута информационная кампания, в ходе которой говорилось о «бесперспективности» объединения, об имперских амбициях России (хотя все главы стран-участниц не раз заявляли, что речь идет о чисто экономической интеграции суверенных в политическом плане государств). Искали и любые следы противоречий между лидерами России, Казахстана и Беларуси, а когда не могли найти ничего серьезного, то выдумывали эти противоречия.
Однако новая реальность уже наступила и, похоже, странам Запада придется с нею считаться.
По крайней мере, первые слова признания у статусных европейских дипломатов ЕАЭС уже заработал. Недавно в руки журналистам попался документ, подготовленный к заседанию глав внешнеполитических ведомств Евросоюза. Его уже окрестили «планом Могерини» (Федерика Могерини — новый верховный представитель ЕС по иностранным делам). Внимание большинства СМИ было приковано к тому, что Могерини предлагает делать в плане смягчения конфронтации между ЕС и Россией. Но там был и один любопытный пассаж на интересующую нас всех тему.
В частности, странам--членам ЕС предложено рассмотреть идею установления официальных связей между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом. Внешнеполитическое ведомство ЕС отмечает выгоду от создания условий для зоны свободной торговли «от Лиссабона до Владивостока» и предлагает провести анализ последствий и ограничений возможного торгово-экономического сотрудничества с ЕАЭС. По некоторым данным, за установление контактов с ЕАЭС выступают Германия, Франция, Италия, Испания, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Греция и ряд других государств Евросоюза. Таким образом, факт объединения экономик уже признан единой Европой, и она стремится к сотрудничеству с новым союзом. Это разумно, но все равно приятно, когда успехи получают быстрое и заслуженное признание.
С 1 января 2015 года в истории интеграции на постсоветском пространстве началась новая эпоха — заработал Евразийский экономический союз. Это вообще мировой тренд последних лет: создается большое число проектов регионального, а не глобального уровня, направленных на экономическую интеграцию. Это, разумеется, не значит, что Всемирная торговая организация или ООН больше не играют в мире никакой роли, но в условиях современного мира интеграционные проекты типа ЕАЭС, АТЭС, АСЕАН и иные приобретают все больший вес.
Договор о создании ЕАЭС — документ прямого действия, включающий в себя положения порядка 250 международных договоров и соглашений, состоящий из 28 разделов и дополненный 33 приложениями. Все это прочесть под силу разве только специалистам и нюансов там масса. Главные принципы, зафиксированные в договоре, — это свобода передвижения по территории союза товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Правда, свободное передвижение товаров не является новшеством, оно осуществляется на пространстве Таможенного союза уже с 2011 года.
А вот свобода передвижения услуг, капиталов и рабочей силы — это то, чего ранее не было.
Скажем, теперь компания, предоставляющая определенные услуги, может это делать на всем пространстве ЕАЭС без необходимости регистрировать юридическое лицо в каждой из стран-участниц союза. Есть регистрация в одной из стран ЕАЭС — работай на всем пространстве без утомительных и накладных бюрократических процедур.
Кроме того, страны-участницы ЕАЭС договорились о взаимном признании лицензий и иных юридических документов. То есть: лицензии, выданные, например, в Казахстане, будут признаваться в России, что избавит предпринимателей от необходимости проходить повторно лицензионные и квалификационные процедуры.
Свобода передвижения рабочей силы — тоже новшество, поскольку теперь на всей территории Евразийского союза будут признаваться национальные дипломы. Исключения коснутся только врачей, фармацевтов, юристов и преподавателей. Этот пункт, кстати, неожиданно вызвал обсуждение в такой, казалось бы, далекой от экономики сфере, как футбол. Министр спорта России Виталий Мутко недавно заявил, что его ведомство в будущем рассмотрит вопрос об отмене статуса легионеров для футболистов из стран — участниц Евразийского экономического союза. Это решение коснется сразу двух десятков футболистов в российской футбольной премьер-лиге.
Коснется новый договор и вопроса налогообложения. Теперь с первого дня работы по контракту граждане, работающие на территории другого союзного государства, будут облагаться налогом на доходы по резидентской ставке.
По оценке заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Рахима Ошакбаева, нормативно-правовая база ЕАЭС существенно превосходит по качеству нормативно-правовую базу Таможенного союза. Впрочем, и она в настоящее время активно развивается. В краткосрочной перспективе предусматривается принятие 126 документов, которые существенно улучшат многие действующие нормы. При этом, само бизнес-сообщество активно взаимодействовало с госорганами в части предложений по совершенствованию законодательной базы. Та же НПП Казахстана внесла порядка 120 предложений, из которых 90 процентов были учтены при подготовке интеграционных документов.
Интеграционный проект Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь, а также присоединившимися Республикой Армения и Кыргызской Республикой в мире воспринимают всерьез. Иногда даже создается впечатление, что поначалу страны Запада были напуганы вероятным эффектом от интеграции. В некоторых СМИ была развернута информационная кампания, в ходе которой говорилось о «бесперспективности» объединения, об имперских амбициях России (хотя все главы стран-участниц не раз заявляли, что речь идет о чисто экономической интеграции суверенных в политическом плане государств). Искали и любые следы противоречий между лидерами России, Казахстана и Беларуси, а когда не могли найти ничего серьезного, то выдумывали эти противоречия.
Однако новая реальность уже наступила и, похоже, странам Запада придется с нею считаться.
По крайней мере, первые слова признания у статусных европейских дипломатов ЕАЭС уже заработал. Недавно в руки журналистам попался документ, подготовленный к заседанию глав внешнеполитических ведомств Евросоюза. Его уже окрестили «планом Могерини» (Федерика Могерини — новый верховный представитель ЕС по иностранным делам). Внимание большинства СМИ было приковано к тому, что Могерини предлагает делать в плане смягчения конфронтации между ЕС и Россией. Но там был и один любопытный пассаж на интересующую нас всех тему.
В частности, странам--членам ЕС предложено рассмотреть идею установления официальных связей между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом. Внешнеполитическое ведомство ЕС отмечает выгоду от создания условий для зоны свободной торговли «от Лиссабона до Владивостока» и предлагает провести анализ последствий и ограничений возможного торгово-экономического сотрудничества с ЕАЭС. По некоторым данным, за установление контактов с ЕАЭС выступают Германия, Франция, Италия, Испания, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Греция и ряд других государств Евросоюза. Таким образом, факт объединения экономик уже признан единой Европой, и она стремится к сотрудничеству с новым союзом. Это разумно, но все равно приятно, когда успехи получают быстрое и заслуженное признание.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.