Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Экспансия НАТО в Азовском море: возможности и последствия

    | 24 ноября 2018 | Аналитика | | Просмотров: 516 | автор: MGM

    Министр иностранных дел России Сергей Лавров, общаясь в конце октября с французскими журналистами, заявил о том, что «для прохода кораблей НАТО к предполагаемому месту проведения [украино-натовских – Авт.] маневров  в Азовском море потребуется согласие России, но Москва не намерена давать такое разрешение. Требуется обоюдное согласие России и Украины для прохода военных кораблей других стран в Азовское море». Между тем, несмотря на то, что корабли военно-морских сил стран Альянса севернее Керченского моста пока что не прошли, нет никаких сомнений в том, что киевский режим будет последовательно наращивать градус провокаций, стремясь вовлечь Москву в открытый военный конфликт. Под предлогом «незаконного захода в порты оккупированного Крыма» новоявленные «пираты Азовского моря» грозятся арестовывать российские и иностранные суда, перегоняя их в порты Бердянска и Мариуполя. Кроме того, уже в ближайшее время Киев планирует при поддержке партнёров из НАТО построить на подконтрольной ему части азовского побережья крупную военно-морскую базу. Не исключены попытки инициирования в акватории Азова учений, аналогичных ежегодным американо-натовско-украинским игрищам «Си Бриз» на Чёрном море.

    В московских коридорах власти, в экспертной среде и  средствах массовой информации высказываются самые разные рецепты реагирования на создавшуюся ситуацию – от рекомендаций «не высовываться» (во избежание усиления санкционного режима со стороны США и ЕС) до жёстких ответных действий. По мнению сторонников такой точки зрения, непринятие таковых откроет Киеву дорогу к дальнейшей эскалации напряжённости. Глава европейской дипломатии Федерика Могерини не устаёт грозить Москве «целевыми мерами» в случае продолжения проверок российскими пограничниками нарушающих правила рыболовства украинских судов в Азовском море. Впрочем, как заявил заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин, наращивание военной мощи в Азовском море за рамками охраны Керченского моста не планируется. В то же время в район Керченского пролива стягиваются (в том числе – переводятся с других флотов) пограничные сторожевые корабли и катера, что само по себе говорит о многом.

    Высказываются предположения, что своими предшествующими действиями (а чаще бездействием) российская сторона, вольно или невольно, способствовала обострению ситуации и всё более наглым провокациям со стороны соседей. В том числе – и по причине игнорирования успешного зарубежного опыта решения схожих вопросов.

    Но сперва напомним некоторые малоизвестные эпизоды из позднесоветской истории. В  1960-х годах власти Краснодарского края и Ростовской области неоднократно предлагали уточнить внутриазовские административные границы с Украинской ССР, в том числе в Керченском проливе, но национал-коммунисты  в Киеве эти предложения отвергали. Дескать, какая разница – ведь все мы в одной братской семье народов… Позицию Киева поддерживали в Москве, предписав «истцам»  в 1968-м эти вопросы не поднимать.

    Между тем, с января 1955 года порт Кавказ, расположенный на российском побережье пролива напротив Керчи, Москва по просьбе Киева перевела в состав Крымской области Украины – как порто-пункт порта Керчь. Иными словами, почти  весь пролив стал с 1955 года украинским. И хотя  в 1984 году порт Кавказ был возвращён в состав Краснодарского края, его морские участки, вопреки предложениям краевой и местной администраций, так и  не были демаркированы. Реальное разграничение в районе Азово-Черноморского пролива началось в 1990 году, причём большая часть спорных демаркационных вопросов щедро решалась в пользу Киева.  Оттого и возникали на рубеже 1990-х – 2000-х годов столь частые споры о статусе пролива (и особенно – его судоходного  фарватера) и о режиме прохода там судов (1).

    Конечно, вряд ли кто-то даже в «позднем» Советском Союзе мог предположить, что Азовское море станет пограничным уже в 1991 году, а спустя 13 лет в результате драматических событий изменится национально-государственная принадлежность Крыма и Севастополя, изменившая не только сухопутные, но и морские рубежи. Тем не менее, после воссоединения с Крымом российская сторона не объявила – даже в одностороннем порядке – о пограничной линии в Азовском бассейне, в «Гнилом море» (т.е. Сивашском заливе), а также о статусе Керченского (Азово-Черноморского) пролива. Между тем, подобный шаг де-факто способствовал бы утверждению новой реальности, зафиксировав фактические новые границы прилегающих к Крыму акваторий. В этой связи напомним, что сразу после эвакуации на Тайвань после поражения в Гражданской войне в Китае в 950 году это сделал гоминьдановский режим, и де-факто соответствующая демаркационная линия соблюдается Пекином. Более того в том же году Тайбэй предусмотрительно сохранил за собой почти все прибрежные с КНР острова в Тайваньском проливе и острова на ряде участков соседних морей. Это сделало гипотетические военные провокации с материка в период обострения «тайваньского вопроса» по факту невозможными. Кроме того, демаркация своевременно проведённая односторонняя демаркация границ позволяет Тайваню доразведывать и осваивать ресурсы нефти контролируемых им районах. Конечно, Тайбэй во многом опирается на поддержку США, но и его собственная активная позиция имеет немаловажное значение.

    Примечателен также пример взаимоотношений Израиля с его арабскими соседями. С одной стороны, еврейское государство по итогам ряда войн и локальных конфликтов значительно расширило свою территорию по сравнению с изначальной линией разграничения в соответствии с известной резолюцией ООН о создании в Палестине еврейского и арабского государств (на 14 мая 1948 года).  Вместе с тем, несмотря на сохраняющиеся здесь острые территориально-политические противоречия, стороны смогли еще в 1950 году, а затем в середине 1980-х и в 1990-х взаимно согласовать демаркационные линии, ставшие фактическими арабо-израильскими границами.

    Примечателен и опыт Франции в ходе воссоединения с ней острова Майотта  (из состава Коморских островов в Индийском океане) в середине  1980-х годов. Вскоре  после проведенного там референдума (свыше 70 % респондентов высказались за сохранение Майотты в составе Франции) Париж объявил о своих уточненных морских границах вокруг Майотты и прилегающих к ним французских островов  Эпарсе (2). В силу причин военно-политического характера такое разграничение де-факто было признано соседними Мадагаскаром, Мозамбиком, Танзанией и ЮАР.

    Соответственно, как и в случае с Тайванем, почти Франция контролирует почти все морские проходы вокруг островов Эпарсе.

    Возвращаясь к Азовскому морю, отметим ещё один фактор поощрения украино-натовских планов в  его акватории. Речь идёт о замедлении или приостановке, начиная с 2016 года, российских проектов освоения нефтегазового шельфа Крыма в его азовских и черноморских районах, максимально близких к украинскому побережью, о чём мы писали ранее. В 2017 году министр энергетики РФ Александр Новак, как будто сомневаясь в российской принадлежности Крыма, заявил о том, что освоение  ресурсов на ряде морских участках или его приостановка «зависят от конкретных на то юридических обоснований». За рубежом и в Киеве это вполне логично расценили как неготовность Москвы защищать свои интересы в околокрымской акватории и обозначить же российские границы. И, спрашивается, почему бы НАТО и Украине не раскачивать и далее ситуацию «военными маневрами» и другими провокациями в Азовском море?..

    Далее, сохранение Мариуполя – крупнейшего азовского порта ДНР и всей Новороссии – в составе майданной Украины создаёт правовую и политическую почву для совместных с НАТО маневров в Азовском море, чреватых прямым военным конфликтом с Россией. Как известно, ещё в октябре 2014 года небезызвестная фрау Меркель пригрозила Москве расширением санкций в том случае, если ополченцы Донбасса возьмут под контроль аэропорт Донецка или Мариуполь, что можно трактовать и как прямой запрет на воссоединение Мариуполя с Донбассом и в целом с Новороссией. Нелишне в этой связи напомнить, что французский флот вместе с греческими союзниками базировался в Мариуполе ещё в 1919 году, годом ранее – германский. Более того, захват и отторжение от Российской Империи Мариуполя, Керчи и всего Приазовья планировались Англией, Францией, Турцией и Сардинией еще в ходе их совместной агрессии против России, известной также как Крымская война (1853–1856 гг.). Но не случилось – благодаря героической обороне российскими войсками не только Севастополя, но и (подчеркнём особо) всего Крыма и его побережья.

    Азовский бассейн привлекателен для НАТО, прежде всего, тем, что он глубоко вклинивается в территории России и  Украины. Уже поэтому здесь после мартовского референдума 2014 года о воссоединении Крыма требовались, как мы отметили выше, хотя бы односторонние демаркационные уточнения российской  стороны – хотя бы для того, чтобы не создавать юридических «лазеек» для более чем вероятных провокаций. Думается, не поздно сделать это и сегодня – параллельно более че оправданному усилению военного охранения Керченского пролива. Ибо надежды в стиле «авось рассосётся» представляются бессмысленными и бесперспективными.

    Алексей Балиев

    Примечания

    (1) Премьер-министр Швеции Улоф Пальме вплоть до своей кончины в 1986 году предлагал  Варшавскому Договору и НАТО  включить в общеевропейскую демилитаризованную зону Черноморско-Азовский бассейн, Адриатическое, Белое, Баренцево и Эгейское моря, а также Гибралтарский и Черноморско-Эгейские проливы, отразив это в приложении к Хельсинкскому Заключительному Акту 1975 года. Данная инициатива была поддержана другими участниками контактно-посреднической группы нейтральных / неприсоединившихся стран, фактически возглавляемой Швецией и её премьером (Мальта, Сан-Марино, Лихтенштейн, Югославия, Австрия, Ирландия, Финляндия, Швейцария) и даже не участвовавшей в Хельсинкском процессе Албанией (1). Но под разными предлогами это отвергли в обоих противоборствующих блоках – см. «New Albania», Tirana, 1984, N 5.

    (2) Гейзер, Глорьёз, Европа, Жуан-ди-Нова, Бассас-да-Индия, Тромлен.




    Ключевые теги: НАТО

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://vpoanalytics.com/2018/11/22/ekspansiya-nato-v-azovskom-more-vozmozhnosti-i-posledstviya/

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Как вы относитесь к Юго-Востоку?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru