Зато в США вовсю хвастались успехами в создании атомного подводного флота, причем начиная с первой в мире атомарины «Наутилус» (Nautilus), принятой в состав их военно-морских сил в 1954 году. В 1958-м она в подводном положении достигла Северного полюса – впервые в мире. Ходила туда не ради географических рекордов, а прокладывая курс для будущих подлодок типа «Джордж Вашингтон», носителей баллистических ракет «Поларис». Руководство США сочло весьма привлекательной возможность пуска их по советским городам из полярных глубин – c кинжальной по сути дистанции.

Первые американские достижения в этой области, конечно, были серьезным соревновательным стимулом для советских кораблестроителей и атомщиков, ответственных за создание ЯЭУ и ядерного оружия для подводных лодок.

Писчебумажный тигр

Вследствие больших габаритов атомные подводные лодки по своей маневренности и управляемости будут значительно уступать обычным

Сообщить широким массам, что мы и сами скоро будем с «атомными подводными усами», было нельзя. Да и вряд ли кто в Главном политическом управлении Советской армии и ВМФ (Главпуре) обладал на первых порах соответствующей информацией. Зато начать валять ваньку, сообщая, что американские атомные подлодки – сущий блеф, там сочли одной из наипервейших пропагандистских задач. Флагманом этой политпросветкампании назначили газету «Советский флот».

Американские АПЛ были разобраны газетчиками-политработниками, так сказать, до последнего идеологического винтика и признаны, как сказали бы китайские товарищи периода Культурной революции, «бумажным тигром». В словосочетании «атомная подводная лодка» редакции газеты было предписано дефиницию «атомная» печатать не иначе как в кавычках. Аккурат перед вступлением «Наутилуса» в состав ВМС США «Советский флот», не моргнув глазом, иронизировал: «Широко разрекламированная «атомная» подводная лодка, шумиха о которой рассчитана в первую очередь на запугивание слабонервных, на дальнейшее раздувание военной истерии, стоит у стенки в военно-морской базе «Нью-Лондон» без своих важнейших частей – атомного реактора и двигателя». Хотя уже 17 января 1955 года «Наутилус» вышел в море и дал открытым текстом (чтоб вся планета знала) радиограмму: «Я – «Наутилус». Иду на атомном ходу!».

Устами Риковера

Но «флагман» не унимался. В статье «Подводный флот американских империалистов» газета сообщала: «Нельзя не обратить внимание на весьма противоречивые заявления американской военщины о боевых возможностях «атомных» подводных лодок. Показательно, что, по мнению контр-адмирала Риковера, руководившего проектированием и строительством «Наутилуса», данная лодка является сугубо опытным кораблем с весьма сомнительными боевыми возможностями». Если бы отец американского атомного подводного флота Хайман Джордж Риковер читал «Советский флот», он, надо думать, очень удивился бы приписываемому ему советской военно-морской журналистикой тех лет мнению.

Далее газета утверждала: «Вследствие больших габаритов «атомные» подводные лодки по своей маневренности и управляемости будут значительно уступать обычным подводным лодкам. Атомная силовая установка занимает около половины полезного объема корабля. Это затрудняет оборудование лодки не только всем комплексом боевых и технических средств, но и необходимыми защитными устройствами и средствами безопасности».

Представляю, как, вероятно, могли посмеиваться над этими благоглупостями главком ВМФ СССР адмирал Горшков, главный конструктор проекта 627 Перегудов, научный шеф проекта академик Александров («Родитель «Ленина») и офицеры экипажа будущей К-3, которых отбирали с 1954 года не менее строго, чем космонавтов. Кстати, экипаж проходил подготовку в Обнинске – сначала на первой в мире АЭС, а потом на спецстенде.

Ответ намеками

Правящие круги США всячески рекламируют подводную лодку «Наутилус», на которой установлен атомный двигатель

Но по мере строительства нашей К-3, впоследствии получившей название «Ленинский комсомол», нелепые оценки начали потихоньку исчезать со страниц. Наконец «Советский флот» разместил статью уже не политработника, а кандидата технических наук инженер-капитана 1-го ранга Солнцева. Называлась она «Использование атомных двигателей на кораблях». В статье сообщалось: «Тот факт, что атомная энергетическая установка не требует воздуха, делает ее особенно удобной и выгодной для подводных лодок. Такие лодки будут обладать большой автономностью, способностью совершать дальние переходы в подводном положении на больших скоростях». Правда, для соблюдения ленинского принципа партийности печати в статью был включен тезис о том, что «все эти важные свойства атомных энергетических установок империалисты пытаются использовать в военных целях. Правящие круги США всячески рекламируют подводную лодку «Наутилус», на которой установлен атомный двигатель». А в завершение статьи говорилось: «Атомная энергия открывает новую эпоху в развитии энергетических установок всех видов. Эта эпоха только начинается. Впереди еще немало трудностей, но нет таких трудностей, которые не отступили бы перед упорным трудом советского человека – борца за новую технику, за счастье и процветание нашей великой Родины». Намек получился ясный – проницательные читатели «Советского флота» тут же сообразили, что атомные подводные лодки непременно будут и у нас. И предназначались они, как и у «империалистов», вовсе не для исследований планктона, миграций китообразных или обнаружения таинственного морского змея.

В 1960-м газету «Советский флот» упразднили и освещением военно-морских тем продолжил заниматься центральный орган Минобороны СССР – газета «Красная звезда». И тайна о наличии в советском флоте атомных (уже без кавычек) подводных лодок перестала быть таковой для населения Союза, разумеется, без излишних технических подробностей, которые сегодня тоже уже не тайна.

Первая американская атомная подводная лодка SSN-571 Nautilus после завершения службы в 1980 году была объявлена национальным памятником и в 1986-м открыта для посещения как музей в Гротоне – там, где она и родилась на верфи фирмы Electric Boat. Остается пожелать аналогичной почетной судьбы и первенцу нашего атомного подводного флота – находящейся в отставке с 1991-го субмарине К-3 «Ленинский комсомол».

Константин Чуприн