Рыночное изобилие



Столкнулся очередной раз с вывертами свободного рынка. Понадобилось мне купить шнурки на ботинки. Ботинки серые и замшевые, шнурки там были, как это принято у производителей обуви, в тон – мягкого, грязно-серого цвета. Такие шнурки я и захотел приобрести.

Казалось бы, что за проблема, пошёл да купил, благо количество обувных мастерских и магазинов в Петербурге измеряется сотнями. Советский дефицит остался в прошлом, изобилие на полках невероятное. Серых ботинок с серыми же шнурками полно, в каждом втором магазине – должны ведь, значит, продаваться где-то и сами шнурки?

Ан нет, не всё так просто. Прошло полгода, в течение которых я вяло спрашивал при случае серые шнурки. Спрашивал в магазинах, спрашивал в маленьких обувных мастерских, разглядывал обувные отделы супермаркетов. Всё было тщетно: на меня или смотрели как на князя Мышкина, или, в лучшем случае, предлагали какой-нибудь неподходящий цвет.

Сделаю лирическое отступление и замечу, что в Северной Столице, в которой я имею честь проживать, мужские ботинки имеют право быть не только чёрными или коричневыми, но и любого другого подходящего для джентльмена цвета. Синего, тёмно-зелёного, красного, бордового… любого.

При этом речь не идёт о каких-то вычурных моделях для вырожденцев-элитариев или для бестолковой модной молодёжи – сейчас это, простите за выражение, мейнстрим. Если седобородый сварщик придёт на завод в хороших фиолетовых ботинках, его коллеги по бригаде даже не удивятся.

Так вот, нужных мне шнурков нигде не было. Я понял, что передо мной встал нехитрый выбор: или выбросить вполне ещё годные ботинки, или таки ехать в какой-нибудь специализированный шнурковый магазин. Врождённые жадность и упрямство склонили меня в итоге ко второму варианту.

Интернет сообщил, что мастерская с большим выбором шнурков расположена на Литейном проспекте. Туда-то я и поехал – благо там сейчас ввели платную парковку, что позволило мне относительно легко найти свободное место для машины.

Что я увидел в мастерской? На стене висела планка со шнурками, тут действительно был некоторый выбор. Однако… нужных мне серых шнурков там не было. С горя я купил шнурки близкого цвета (ламантин, если меня читают дизайнеры), но он, разумеется, к ботинкам совершенно не подошёл.

Сделаю тут лирическое отступление и расскажу немного о шнурковой комбинаторике – с позиции любителя, разумеется.

Во-первых, шнурки бывают разной длины. 60 сантиметров, 70, 80, 100… иногда ещё длиннее. По-хорошему, тут у покупателя должен быть выбор как минимум из четырёх разных длин.

Во-вторых, шнурки бывают разной толщины и консистенции. Тонкие вощёные, круглые мягкие, плоские… тут ещё вариантов пять.

В-третьих, шнурок может иметь разный цвет – и здесь было бы здорово дать покупателю выбор как минимум из двадцати цветов.

Перемножаем и получаем, что всего в хорошем шнурковом магазине должно быть 4*5*20 = 400 разных вариантов. Это, в общем, сущий пустяк для современных магазинов – один грамотно оформленный стенд и пара коробок на складе легко могли бы вместить это изобилие. Но… в обувной мастерской на Литейном выбор был в несколько раз беднее, а в обычных обувных магазинах мне предлагали не более 10 вариантов, как правило, исключительно чёрного цвета.

Любопытно, что никакого выбора шнурков не было даже в фирменных магазинах, которые торговали цветными ботинками. Вот, например, Rаlf Ringer – отечественный производитель, который делает очень и очень неплохую обувь. У него есть целая серия ботинок синего цвета и с синими же шнурками. Однако отдельно в специализированных магазинах Ralf Ringer синие шнурки не продаются – хотя, повторюсь, решить вопрос можно было бы щёлкнув пальцами. Изготовить демонстрационный стенд и закинуть на склад пару коробок со шнурками – задача для любой торговой сети весьма несложная.

Итак, как вы понимаете, я столь подробно расписал вам свою шнуркопроблему вовсе не для того, чтобы излить душу и успокоиться. Проблема интересна тем, что она отлично иллюстрирует поведение свободного рынка.

Как должен был бы отреагировать на дефицит цветных шнурков сферический малый бизнес в вакууме?

Ну конечно же – начать добавлять разнообразные шнурки в свой ассортимент, получая тем самым важное конкурентное преимущество.

Как отреагировал на дефицит цветных шнурков реальный бизнес?

Реальный бизнес не счёл нужным заморачиваться из-за тех копеек, которые ему могло бы принести увеличение оборота шнурков. Ну, будет продаваться в мастерской 5 цветных шнурков в месяц. Ну, заработает с этого эффективный продавец 500 рублей прибыли. Да и наплевать на них, овчинка не стоит выделки. То же самое относится и к интернет-магазинам, выбор шнурков там крайне ограничен.

Обувные же магазины на продаже шнурков и вовсе теряют деньги. Ведь тот, кто купил шнурки, мог бы вместо этого купить ботинки целиком, смекаете?

К сожалению, реальная рыночная экономика является довольно токсичной для всех сторон – и для покупателей, и для самих бизнесменов, и, разумеется, для общества. Я уже приводил аналогию с квартирой – если бы ваша квартира была устроена рыночным образом, в ней было бы 5 холодильников, но гадить при этом вы бегали бы во двор, так как рынку обустраивать вам бесплатный туалет было бы совершенно неинтересно.

Кстати, примерно так и происходит сейчас со строящимся жильём. Когда под домом на 500 квартир делают 20 парковочных мест, застройщикам глубоко наплевать на нужды покупателей. Они делают так, как им выгоднее, и никакие законы рынка им тут не мешают.

Как можно было бы решить проблему?

Очевидно – хлопнув по невидимой руке рынка государственной линейкой, как это делают в Европе. Установив в нормах, что на каждую строящуюся квартиру должно быть как минимум одно парковочное место, а на в каждом магазине должен быть некий обязательный ассортимент нужных покупателям товаров – даже если эти товары стоят дёшево и не дают предпринимателям прибыли.

Начал бы, кстати, я с торговых сетей. В принципе, мы уже движемся в нужном направлении – так, на днях Владимир Путин подписал поправки в закон, который ограничил бонусы торговых сетей уровнем в 5%:

http://www.vestifinance.ru/articles/72563

Однако это только начало долгого пути. Рынок необходимо ограничивать и направлять – в противном случае он стремится к тому идеалу, который мы наблюдали в девяностые годы: к длинным рядам ларьков с водкой и сигаретами, между которыми периодически возвышаются павильоны с игровыми автоматами.



Источник новости: http://fritzmorgen.livejournal.com/912857.html




Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: