Вчера (11 октября) в Брюсселе под эгидой Европейской комиссии состоялась встреча руководителей крупнейших предприятий автомобильной, химической и технической промышленности (включая Renault, Daimler и Siemens, Volkswagen, Saft Group, Continental AG и Umicore). Обсуждалось развитие собственного производства аккумуляторов в ЕС для замещения продукции азиатских и американских производителей.
Инициатива, которая возможно приведет к созданию аккумуляторного консорциума по типу Airbus, принадлежит М.Шефчовичу, вице-президенту Еврокомиссии, в обязанности которого вхотит также руководство Энергетическим союзом.
“Отсутствие собственной европейской производственной базы батарей подвергает опасности позиции промышленности ЕС с точки зрения безопасности поставок, увеличенных затрат на транспортировку, затрат времени, более слабого контроля качества или проблем на стадии разработки”, - заявил вице-президент Комиссии.
“Мы должны действовать быстро – и коллективно – чтобы преодолеть этот конкурентный недостаток и извлечь выгоду из нашего лидерства во многих секторах в цепочке производства аккумуляторов, от сырья до сборки и переработки”.
Европейские автопроизводители собирают аккумуляторы для электромобилей из готовых блоков (в основном, азиатского происхождения), однако в регионе нет значимого производителя элементной базы для батарей.
На рынке доминируют японские Panasonic и NEC, корейские LG и Samsung, китайские BYD и CATL, а также американская Tesla.
Европейская комиссия рассматривает акумуляторы как “основу для продолжающейся промышленной революции”, так как “их развитие и производство играют стратегическую роль на текущей переходной стадии к системам чистой энергии”.
Дорожная карта - 2018
Стратегический план, как ожидается, будет принят “в начале следующего года”, возможно "в форме всесторонней дорожной карты для Аккумуляторного альянса ЕС, который будет презентован в феврале 2018 года”, - объявил Шефчович.
Ежегодный размер мирового рынка аккумуляторов, по прогнозам, достигнет €250 миллиардов к 2025 г., отметил Шефчович со ссылкой на данные, предоставленные ему представителями промышленности.
"Европе нужен “аккумуляторный Аэробус”, - сказал Эгберт Локс, вице-президент Umicore.
“Это - хорошая инициатива в нужное время”, - заявил представитель Volkswagen.
EUROBAT (торговая организация, представляющая европейских производителей автомобильных и промышленных аккумуляторов) приветствовал инициативу Европейской комиссии, отмечая, что одним из ключевых условий для ее успеха будет последовательное развитие нормативной базы.
"Сегодня существует множество аккумуляторных технологий: свинец, литий, натрий, никель. Они все отвечают на различные требования с точки зрения рабочих характеристик, возможностей и применения", - отмечают в EUROBAT, призвая "к дальнейшему развитию всех существующих и новых технологий, не ущемляя и не запрещая их".
Одновременно с инициативой Комиссии, европейская Ассоциация хранения энергии (EASE) издала обновление своей дорожной карты в области технологий аккумулирования энергии - документа, подготовленного совместно с Европейским институтом исследований в области энергии (EERA).
120-страничный документ предоставляет собой обзор всех существующих технологий аккумулирования энергии с акцентом на стационарные решения и дает рекомендации в области политики и научных исследований в Европе.