Соединенные Штаты и Китай - шулерский покер

 



Доминик Сико

На ринге Вашингтон против Пекина. Торговая война или борьба за звание сильнейшего? Что делать, если соперники так тесно связаны?

В торговой войне между Соединёнными Штатами и Китаем, объявленной и тщательно инсценированной Дональдом Трампом, наступила передышка. Первый залп: Соединённые Штаты грозятся ввести 25%-ю пошлину на импорт стали и 10%-ю – алюминия, но в конечном итоге останавливаются на введении торговых ограничений в отношении Китая. Пекин ответил: таможенные пошлины в 25 % на 128 американских товаров (свинина, вино, фрукты...). Следующий шаг США: новые таможенные пошлины на 1300 видов китайской продукции (телевизоры, химикаты, автомобили, авиационная отрасль, робототехника, электронные компоненты...). Решение правительства Си Дзиньпина: 25%-ая пошлина на 106 групп американских товаров (небольшие самолеты, соя, автомобили...).


Таким образом, общая стоимость товаров обеих стран, на которые распространяются сверхпошлины, достигает 100 миллиардов долларов (50 млрд. - американский импорт из Китая и 50 млрд. - из США в Китай), то есть почти пятая часть суммы двусторонней торговли товарами между обеими странами. Но 20 мая, после двух месяцев напряжённости, действующие лица заключили перемирие. Суть его несколько туманна. Китайские власти взяли на себя обязательство «в значительной мере увеличить» импорт американских товаров и услуг, в частности поставки сельскохозяйственной и энергетической продукции. В своём «Твиттере» Трамп поздравил себя с победой, которая пойдёт на пользу «доблестным американским фермерам», то есть очень ценным голосам на промежуточных ноябрьских выборах в Сенат и Конгресс.

Фактически же за боевой стойкой Трампа, за его склонностью к протекционизму и двусторонности (в отличие от многостороннего подхода Всемирной торговой организации (ВТО)) стоит раздражение американской стороны, которое основано на дефиците в 375 миллиардов долларов (320 миллиардов евро), существующем в торговых отношениях с Китаем, и на действиях, приписываемых противнику («нечестная торговая политика», «принудительная передача технологий», навязываемая компаниям, которые закрепляются на его рынке, «кража интеллектуальной собственности американских предприятий»).

Уменьшить дефицит

Соединённые Штаты стремятся сократить на 200 миллиардов долларов свой дефицит с конкурентом. Но увеличения экспорта сельскохозяйственной и энергетической продукции в Китай для этого будет недостаточно. Сегодня Китай ввозит в Соединённые Штаты энергопродуктов на 10 миллиардов долларов и сельхозпродуктов – на 40 миллиардов (включая поставки сои на 12 миллиардов долларов, что составляет около 30% американского производства). Добиться желаемого будет сложно, даже если США превратятся в сплошное соевое поле, а Китай попадёт в полную энергетическую зависимость! Что же касается интеллектуальной собственности, то методом «упал – отжался» здесь ничего не решить.

Значит, остаётся вопрос об уменьшении заявленного Соединёнными Штатами торгового дефицита с Китаем. Частично он объясняется производственными цепочками, установленными транснациональными корпорациями по всему земному шару: один компонент изготавливают здесь, другой – там, сборка происходит ещё в какой-нибудь стране, а готовый продукт продают по всему миру. Изобретение, разработка и коммерциализация осуществляются в богатой стране, туда же возвращается прибыль, если только она не оседает в офшорных зонах. Китай развивается, но ещё совсем недавно он был всемирным производственным цехом. 40 % его торговых излишков созданы предприятиями с иностранным капиталом. Вследствие такой мировой организации производства валовая стоимость импорта и экспорта даёт искажённую картину торговых отношений между странами. С учётом доли национальной добавленной стоимости, входящей в эти потоки, торговый дефицит Соединённых Штатов с Китаем, конечно, есть... но в два раза меньше.

Тесно взаимосвязанные экономики

Что же касается войны, то она чревата большим риском, если экономики двух стран так тесно переплетены. Китай – это торговый партнёр № 1 Соединённых Штатов, которые, в свою очередь, являются партнёром №2 для Китая (после Европейского союза). Общие объёмы их перекрестных инвестиций весьма значительны: 240 миллиардов долларов совокупных прямых американских инвестиций в Китай и 110 миллиардов китайских инвестиций в США. Китай ещё не купил Америку! Но он продолжает финансировать немалую часть её дефицита, поскольку владеет 20% от общего размера американского долга, находящегося в руках иностранных организаций, и 10 % от всего долга вообще. При этом 70% валютных резервов Пекина зависят от курса доллара.

Доминик Сико


Источник новости: https://matveychev-oleg.livejournal.com/7190800.html




Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: