Варшава может праздновать настоящую пиар-победу. Очень редко Польше удается поставить в тупик весь мир, но сделка по покупке американского СПГ и сопровождающие ее заявления руководства польского государственного газового монополиста PGNiG заставило мировое экспертное сообщество мучительно искать ответ на вопрос: что это было? Дело в том, что польские власти (а руководитель государственной PGNiG — это по сути высокопоставленный чиновник) заявили о том, что им удалось нарушить непреложные законы экономики и физики — то есть купить американский СПГ по цене «на 30% более низкой», чем цена Газпрома.

Дело в том, что если это заявление соответствует действительности — это значит, что на мировом газовом рынке произошла настоящая революция, которая затронет не только Газпром, но и катарский Qatar Gas, норвежский Equinor (бывш. Statoil) и всех остальных крупных экспортеров газа и игроков на рынке СПГ. Если Польша не врет, то им всем придется потесниться под давлением американского сверхдешевого газа — а это потерянная прибыль в десятки миллиардов долларов и зря сделанные инвестиции на сотни миллиардов долларов, которые превратятся в убытки.

По понятным причинам, участники рынка и эксперты ринулись изучать сделку PGNiG и американской Venture Global LNG буквально под микроскопом, но их ждало жуткое разочарование: участники сделки отказались раскрывать ее финансовые параметры, хотя казалось бы, американский экспортер должен был бы трубить на каждом углу о невероятном достижении: появлении на рынке СПГ, который был бы дешевле трубопроводного газа.

Единственное, что известно о ценообразовании контракта — это то что цена на газ на польском терминале Свиноуйсьце привязана к цене на американском хабе Henry Hub, но вот с каким коэффициентом — тайна за семью печатями. Остаются два логичных объяснения: или администрация Дональда Трампа в рамках борьбы за вытеснение российского газа из Европы согласилась субсидировать покупку Польшей американского СПГ в течении 20 лет, или польские чиновники нагло врут пользуясь тем, что их никто не может проверить, тем более, что поставки начнутся только в 2023 году, а для чиновника 5 лет — это целая вечность.

Даже по оценкам аналитиков, которых цитируют ультралиберальные российские деловые СМИ, разница между ценой американского СПГ и российского трубопроводного газа составляет примерно 65 долларов на 1000 кубических метров, и эта разница не в пользу американского СПГ. Только в крайне измененном состоянии сознания можно говорить о том, что Польша получила какую-то революционную энергетическую независимость. Это иллюзия, причем иллюзия стоит около 170 миллионов долларов в год, при том что даже после подписания «эпохального контракта» с американцами, газ у Газпрома Польше все равно придется покупать. Всю эту историю, да и стратегию польской стороны можно однозначно описать как «жалкое зрелище», но если полякам нравится, то зачем им мешать?