нефть

Цена на нефть пробила важную отметку в 70 долларов за баррель — хороший знак для курса рубля и российского бюджета. Рост котировок благоприятен и для американской сланцевой отрасли. Но аналитики разводят руками: похоже, сланцевикам это не поможет. Из-за чего черное золото дорожает, как долго это продлится и почему проблемы сланцевиков не решить на бирже?

Почему подорожала нефть

Главная причина увеличения котировок — продолжающееся сокращение добычи странами ОПЕК+, согласованное в конце года. В марте, по предварительным данным, суточная добыча участников соглашения уменьшилась на 280 тысяч баррелей относительно февраля (до 30,4 миллиона баррелей в сутки).

Россия к апрелю сократила добычу относительно октября на 225 тысяч баррелей в сутки, выполнив обязательства в рамках ОПЕК+. Саудовская Аравия планирует в апреле урезать производство еще на десять процентов.

Дополнительный фактор — обострение военной ситуации в Ливии. Это может парализовать поставки оттуда, и инвесторы опасаются дефицита нефти. Тем более что надежды на скорое разрешение торгового конфликта США и Китая поддерживают высокий спрос, а добыча остается на низком уровне из-за американских санкций против Ирана и кризиса в Венесуэле.

«Котировки Brent преодолели отметку в 70 долларов за баррель впервые с 12 ноября после новостей о возможных новых санкциях против Ирана, остановки работы нефтяного терминала в Венесуэле и начале боевых столкновений в Ливии», — констатируют аналитики ITI Capital.

Поддержка рублю и бюджету

Цену нефти в районе 70 долларов за баррель президент Владимир Путин называл наиболее комфортной для экономики. Такой уровень котировок обеспечивает профицит федеральному бюджету и пополнение государственных резервных фондов в соответствии с бюджетным правилом: нефтегазовые доходы от цен на нефть выше 40 долларов за баррель направляются в резервы Минфина.

«При сложившихся котировках у федерального бюджета и курса рубля примерно семидесятипроцентный запас прочности, — отмечает аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. — Таким образом, если цены сильно просядут, но останутся выше уровня «правила», бюджет избежит урезания, а рубль — сильного ослабления».

Дорогая нефть практически сводит на нет давление на российскую валюту, связанное с перспективой введения очередных американских санкций. В результате, несмотря на готовность конгресса приступить к обсуждению нового санкционного законопроекта, рубль в понедельник укрепился к доллару на 32 копейки, до 65,02, к евро — на восемь копеек, до 73,21.

Главы крупнейших сырьевых трейдеров Glencore, Gunvor и Vitol cчитают, что нефть продолжит дорожать — в первую очередь из-за уменьшения предложения. В текущем году, по их оценкам, Brent может достичь 80 долларов за баррель. С аналогичным прогнозом выступает и ОПЕК, отмечая, что на большее рассчитывать не стоит: слишком высокие цены вызовут снижение спроса.

Сланцевые компании не рады

Ситуация выглядит вполне благоприятной для американских сланцевиков. В ноябре прошлого года, когда нефтяному ралли пришел конец и цены упали на четверть, производители сланца вошли в режим жесткой экономии.

Они экстренно урезали бюджеты на 2019-й — впервые за последние три года. Крупные сланцедобытчики Centennial Resource Development, Diamondback Energy и Parsley Energy сократили расходы примерно на 15 процентов.

В январе, когда за баррель WTI давали лишь 52 доллара, сланцевики предупреждали: многие вскоре окажутся на грани банкротства. Нужно, чтобы нефть стабильно держалась на уровне порядка 60 долларов за баррель, в противном случае инвестиции в сектор придется свернуть, говорил тогда Джон Хесс, глава Hess, одной из ведущих сланцевых компаний.

Сейчас баррель WTI котируется в районе 63 долларов. Тем не менее, как показало исследование Федерального резервного банка (ФРБ) Далласа, проблемы сланцевиков решить не удастся.

Хорошо себя чувствуют только гиганты, такие как ExxonMobil и Сhevron: они продолжают наращивать добычу, расширяя деятельность в Пермском бассейне. Однако среди малых и средних предприятий обостряется кризис недофинансирования.

«Небольшие компании, не имеющие доступа к капиталу, находятся в стагнации», — констатируют аналитики банка. Даже несмотря на повышение котировок, интерес инвесторов к отрасли продолжает снижаться, поскольку подавляющее большинство сланцевых проектов по-прежнему приносит только убытки. По сравнению с 2016 годом инвестиции сократились вдвое.

«Масштабы падения рыночной капитализации некоторых компаний просто поражают. Это лишает перспектив дальнейшие прямые инвестиции в освоение нефтегазового потенциала», — отмечает ФРБ.

Аналитики уверены: из-за проблем с рентабельностью и отсутствия инвестиций сланцевая отрасль войдет в новый кризис, который многие игроки не переживут. И нынешний рост котировок их уже не спасет.