Рынок интернет-торговли продолжает расти несмотря на все экономические катаклизмы. Единственная проблема, сдерживающая еще более бурный рост онлайн-ритейлеров – доставка товаров
Объем рынка электронной коммерции в 2014 году достигнет 20 млрд долларов, показав рост год к году в 18%, сообщил в рамках форума Online Retail Russia президент Ассоциации компаний интернет-торговли Денис Людковский.
"Несмотря на общее замедление темпов роста ритейла в оффлайн и онлайн, мы ожидаем роста до 20 млрд долларов на конец 2014 года", - сказал он. По его словам, в 2015 году объем рынка может вырасти до 24 млрд долларов.
По словам Дениса Людковского, основным драйвером роста станет проникновение интернета в регионах: по прогнозам АКИТ, к 2015 году количество интернет-пользователей в России достигнет 73 млн человек. Он отметил, что Россия занимает первое место в Европе по данному показателю, но только 50% пользователей совершают покупки в интернете, в то время как в Великобритании этот показатель составляет 80%.
Интернет-шопинг с каждым годом становится всё более востребованным в России, - вторят российским экспертам представители международных платежных систем, которые также отслеживают ситуацию в данном сегменте рынка. Проведённое компаниями PayPal и IPSOS исследование показало, что 63% россиян хотя бы раз в год совершают интернет-покупки. При этом 52% опрошенных одновременно пользуются услугами местных и иностранных продавцов, и лишь 6% предпочитают пользоваться исключительно услугами заграничных предпринимателей. «К 2016 году объём покупок через сайты и мобильные устройства должен ещё увеличиться, что открывает хорошие перспективы для игроков рынка электронной коммерции,- говорится в исследовании. -Рассказывая о своих планах на грядущий год, 21% российских интернет-покупателей выразили желание изучить предложения отечественных продавцов, в то время как 20% рассматривают для себя возможность освоения покупки товаров из-за границы».
Несмотря на то, что большинство российских покупателей предпочитает приобретать товары внутри страны, на вопрос о том, предложениями продавцов из каких стран они воспользовались за последние 12 месяцев, респонденты называли Китай (44%), США (20%), Германию (12%) и Гонконг (12%). Также среди ответов фигурировали Великобритания (6%), Италия (6%), Сингапур (6%), Франция (5%), Япония (5%) и Турция (5%).
Чаще всего потребители приобретают у иностранных продавцов одежду, обувь и аксессуары (56%); электронику, компьютеры/планшеты/мобильные телефоны и периферию (40%); игрушки и товары для досуга (35%); косметику и товары для ухода за телом (31%); ювелирные украшения и часы (23%); бытовую технику и товары для дома (23%); товары для развлечений (18%); запасные части, инструменты и аксессуары для автомобилей (15%); товары для спорта и активного образа жизни (13%); а также товары для поездок и путешествий (11%).
Опрошенные признались, что в 2015 году планируют ещё активнее пользоваться интернет-шопингом и потратить на покупки на 10-17% больше.
«Мы с большим удовлетворением отмечаем, настолько высок интерес россиян к покупке товаров у иностранных продавцов», - говорит Владимир Малюгин, Председатель Правления НКО «ПэйПал РУ». «Россияне обращаются за товарами или брендами, которые ограничено представлены в нашей стране, и выбирают лучшие предложения от продавцов со всего мира. Нам приятно быть частью этого процесса, обеспечивая безопасность платежей и защиту интересов покупателей. Но особенно стоит отметить растущий интерес со стороны иностранных покупателей к предложениям российских продавцов, прежде всего, в сегменте путешествий и цифровых товаров. Запуск PayPal в России состоялся чуть более года назад, однако уже сейчас доля международных платежей, поступающих через PayPal, для некоторых российских продавцов составляет более 50%. Данная статистика показывает, что современные интернет-технологии способны открыть российскому Интернет-бизнесу доступ к огромной аудитории за рубежом. При этом PayPal выступает в роли гаранта безопасности для потенциальных иностранных клиентов».
Говоря о факторах, определяющих привлекательность предложений иностранных продавцов, 51% респондентов отмечали бесплатную доставку, а 50% - безопасную систему оплаты покупок. Кроме того, в числе 10 основных факторов, опрошенные упоминали возможность покупки товаров, недоступных внутри страны (49%); более низкие цены на товары от иностранных продавцов (48%); русскоязычный интерфейс сайта и перевод описания товаров (43%); а также возможность получения клиентской поддержки на русском языке (42%).
Среди факторов, вызывающих наибольшую обеспокоенность интернет-покупателей, и явно «тормозящих» еще большее проникновение онлайн-торговли, эксперты называют доставку товаров. Исследование PayPal показало, что особое внимание данной проблеме уделяют те потребители, которые пока приобретают товары исключительно внутри страны. Для них риск неполучения заказа (52%) и высокие расходы на доставку (45%) являются основными барьерами на пути освоения покупок из-за границы. Кроме того, всех интернет-покупателей беспокоит риск получения товаров, отличающихся от описания (51%); сложность возврата товаров (46%); риск покупки подделок (45%) и слишком долгие сроки доставки (46%).
Как рассказали «Эксперту Online» в одной из посреднических компаний (переправляют посылки из американских интернет-магазинов в Россию), проблемы с доставкой напрямую от ритейлера в последнее время могут быть связаны с целом рядом причин, начиная от недобросовестности продавцов на ebay, например, и заканчивая крайне медленной «растаможкой» или потерей товара на границе или на почте.
«Бывает и так, что интернет-магазин берет деньги за товар, но потом сомневается в том, что платежная карта принадлежит клиенту (к примеру, адрес доставки и выпуска карты не свовпадают), и оплата не проходит. Деньги через 30 дней возвращаются на карту, а товар не отправляется. Также ряд магазинов отказывается работать с картами, выпущенными не в США, о чем клиент также узнает позднее», - рассказал торговый посредник.