Как нынче делаются большие украинские проекты.

В конце ноября в Киеве с большой помпой, в присутствии президента и премьера открыли экспресс Киев - Борисполь. В торжественных речах звучало, что это великое достижение, что предыдущие руководители страны хотели сделать этот проект за большие деньги и ввести в эксплуатацию за несколько лет - а нынешнее руководство потратило деньги в несколько раз меньшие - и управилось меньше, чем за год. Победная реляция, словом. На следующий день чудо-средство передвижения сломалось, что у нас освещалось в рунете достаточно широко.

И еще пару раз чудо-средство ломалось в течение следующей недели. Над украинским проектом смеялись.

Мне стало интересно, а что сами украинцы об этом думают, и я решил побольше почитать. И читая, я как-то вдруг понял, что поломки эти хоть и были достаточно закономерны - но все же всей специфики пожалуй что не отражают. Давайте посмотрим вместе, потому что на мой взгляд проект характеризует нынешнюю структуру власти и систему принятия решений в соседней стране.

Но чтоб не быть голословным, пойдем сразу с козырей. В соседней стране уже даже успели предварительные итоги эксплуатации подвести и выпустили пресс-релиз (победный, само собой) - “Поезда Kyiv Boryspil Express с 30 ноября по 19 декабря успели выполнить 1 тысячу рейсов и перевезти за это время 30 тысяч пассажиров. При этом график движения соблюдается на 99,6%.” (https://cfts.org.ua/news/2018/12/19/zheleznodorozhnyy_ekspress_v_aeroport_borispol_uzhe_vypolnil_1000_reysov_50924).

То есть все вроде б прекрасно. Поломки менее процента, как нам непложиво говорят. Но стоп, секунду. Тысяча рейсов - и тридцать тысяч пассажиров. Можно даже без калькулятора посчитать. Тридцать человек на рейс, получается? Или мы где-то просчитались? Да нет, все верно. Тридцать человек. Может быть, чудо-средство ходит пустым? Тоже нет, отзывы приобщившихся есть, приобщившиеся пишут, что примерно на половину в среднем рейсы идет заполняются. Находим фотку чудо-средства и что мы видим?

 

Да, все верно видим. Один (ОДИН!!!) вагон. Тридцать человек - как раз примерно пол-вагона и будет. Двадцать семь рейсов туда-обратно (пар) (https://kbp.aero/kyyiv-boryspil-ekspres/ ), рейсы раз в час днем, утром и вечером в какой-то узкий промежуток чуть чаще - раз в 40 минут.

И да - пишут, что сидячих мест аж 95. Откуда столько в таком на вид небольшом вагоне? А все просто. Кресла поставить погуще, места на багаж поменьше - и можно рапортовать о достижении. Собственно, на фотках видно, что люди даже при нынешней наполняемости зачастую сидят очень плотно, а багаж стоит в проходах.

 

Ну и даже при такой кучности, большого пассажиропотока не будет. Как за нас подсчитали - тридцать тысяч человек за двадцать дней. 3 тысячи за два дня. В год получается 450 тысяч, если не будет дальнейших поломок. Напомню, пассажиропоток аэропорта в прошлом году был 10 миллионов человек, в этом ожидают больше. То есть чудо-экспресс может в лучшем случае претендовать на долю в районе 5% пассажиров, каждого двадцатого, то есть. Опять же - были варианты, что чудо-экспресс могут как электричку использовать в том числе часть людей, ездящих утром на работу ( и плотность графика утром и вечером на это даже намекает). Но этот вариант собственно и говорит о том, что по прямому назначению использовать чудо-средство не видят смысла даже его создатели. Один вагон раз в час - это ведь на несколько рейсов, не на главные аэроворота страны…

Ну и если предположить, что создатели не видели иного смысла в своем детище, кроме как пиарного, то становится понятной и реализация. Дело в том, что хоть этот агрегат и выглядит, как поезд - на самом деле это рельсовый автобус. Знаю, многие не любят вики, но чтоб не углубляться в технические детали, вот маленький обзор (https://en.wikipedia.org/wiki/Railbus ) - в обзоре вроде б и много стран фигурирует, но обратите внимание на контекст использования. Малонаселенные районы. Труднодоступные районы, где проблемно нормальное движение организовать. Использование в прошлом и отказ от использования в настоящем. Там, где невыгодно полноценное железнодорожное движение использовать.

Но и что смешнее всего - автобусы юзанные, эксплуатировались порядка 10 лет. На фото вагона можно видеть, что сами вагоны претерпели какой-то ремонт.

Как пишут - ремонт был косметический, и дизеля не коснулся. Откуда и аварии, кстати. То есть взяли по критерию - “чтоб дешево, и выглядело круто, и внутри еще дешевый марафет наведем, чтоб репортажи снять”.

То есть - полнейший примат формы над содержанием. Сделать что-то, что выглядит “как в Европе”, дешевый хайп на этом сделать, на камеру выступить, ну а что получилось не то что плохо, а откровенно непригодно для решения декларируемых задач - да и пусть. Можно ли это карго-культом назвать? Наверно, нет. В карго-культе участники культа верят в свои действия. Тут все устраивается ради картинки, а результат - не нужен и даже скорее вреден (в такой реализации проект убыточен). Но согласитесь, как иллюстрация ведения проектов в соседней стране - показательно. Этот проект просто громкий - а вот представьте, как в других. 95% пиара, 5% результата, никому не нужного результата - и процесс, в ходе которого можно пилить средства, приобретая юзанный неликвид.

Ну и обзор был бы неполон без тех, ради кого говорятся речи на камеру - без электората. Я почитал на форумах комментарии украинцев. Реакция - скорее положительная. “Ну вот, он же ездит”, “Ну вот, говорили, вообще пассажиров не будет, а тут уже тридцать тысяч перевезли”... “Лучше же намного, чем автобус - хоть блатняк не играет”, “Не нравится - не ездите”. Как вы понимаете, с таким отношением можно смело клепать и дальше подобные проекты.

 Причем что интересно - такой подход вошел в полную силу не так давно. Еще лет 5-6 назад обсуждали реализацию проекта с привлечением китайских компаний, за серьезные деньги, что по идее могло привести к появлению чего-то солидного и современного. Как пишут - даже кредиты у китайцев под это дело брали, и эти кредиты даже выплачивают. И в итоге - кредиты от китайцев, с предполагаемым грандиозным размахом работ, когда кредиты есть, а работы и не начинались. И дешевая фитюлька, мощностей которой хватает на телекартинки и 30 человек в час.

Ну и да. Всегда при обсуждении такого плана статей находится некий гражданин, который глубокомысленно заявляет, что вот в России-то все то же самое (только хуже). За всю Россию не скажу - но экспрессы в три ведущих аэропорта столицы вполне себе есть. В 2017 году - порядка 12 миллионов человек перевезли. К одному аэропорту обещают также метро подвести в ближайшие годы. А так-то да - все то же самое.

 

Alexander Chernykh



Источник новости: https://aftershock.news/?q=node/715833




теги: Украина

Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: