В конце июля глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров и врио губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Дмитрий Артюхов обсудили вопросы, связанные с СШХ. По официальной информации об этой встрече, «все документы, необходимые для старта строительства, переданы в правительство РФ и проходят согласование в причастных ведомствах. Подтверждена готовность приступить к строительным работам, как только будет подписано соответствующее распоряжение и заключено концессионное соглашение». Строительство СШХ теперь отнесено на 2018–2023 годы. Прогнозируемый объем перевозок – преимущественно газового конденсата и нефтеналивных грузов – 23,9 миллиона тонн в год. Напомним, что сроки уже трижды переносились, 2018-й давно перевалил за экватор, а с ноября по апрель в том регионе вообще невозможно транспортное строительство.

Обсуждено строительство судна для регулярного сообщения на маршруте Командоры – Камчатка – Сахалин – Курильские острова – Владивосток – Советская Гавань

Зато участников проекта в избытке. Так, РЖД согласно собственной инвестпрограмме выполнит реконструкцию прилегающих участков Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги – Обская, а также трассы Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево. При деле и «Газпром», он «обеспечит завершение строительства и ввод в эксплуатацию собственной железнодорожной линии Надым – Пангоды (104 км)». Специальная проектная компания «СПК-Концессионер» обеспечит финансирование, строительство и эксплуатацию магистрали Обская – Салехард – Надым. Будут построены железнодорожная часть мостов через Обь, Надым и подходы к ним, а также новый участок Салехард – Надым (353 км).

Администрация ЯНАО в свою очередь выступит инвестором строительства автомобильной части моста через Обь и предоставит необходимую проектную документацию. Кроме того, регион передаст в федеральную собственность земельные участки, необходимые для прокладки магистрали, обеспечит доступ строителей к водным объектам и лесным участкам, предоставит льготы по налогу на имущество. Осталось непонятным: участок Пангоды – Коротчаево будут строить и одновременно реконструировать?

В 1948–1953 годах, когда сооружалась та же магистраль – «Заполярный Транссиб», причем запланированная до портов Дудинка и Игарка, весь процесс управлялся, напомним, единой межведомственной группой МПС и Минтрансстроя СССР. И была построена почти треть этой дороги. Но уже 21 марта 1953-го группу распустили, проект законсервировали. Как и почти все аналогичные начинания такого и схожего профиля. Чтобы, по всей видимости, замедлить темпы индустриализации народного хозяйства и социально-экономического развития обширного региона РСФСР с одновременным сохранением изъяна в транспортном обеспечении военной безопасности СССР.

Такая же ситуация с «Заполярным Транссибом» и сегодня. С середины 90-х сроки создания СШХ, повторим, переносились трижды. Некоторые эксперты резонно предлагали объединить сооружение СШХ и развитие Севморпути в единый комплексный проект, контролируемый специализированной государственной или государственно-частной структурой, то есть использовать успешный управленческий опыт конца 40-х – начала 50-х. Но эта идея де-факто отвергнута.

В то же время дается новый импульс укреплению геополитических позиций страны в Тихоокеанском бассейне и социально-экономическому развитию отдаленных дальневосточных районов. А именно: в этом году начнут строить паром между Командорскими островами и Камчаткой, заявил полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.

На совещании с его участием в Петропавловске-Камчатском обсуждено строительство грузопассажирского судна для регулярного курсирования по маршруту Командоры – Камчатка – Сахалин – Курильские острова – Владивосток – Советская Гавань в обоих направлениях. Заказчиком выступит Росморречфлот. Создание межрегиональной переправы будет включено в госпрограмму «Развитие транспортной системы России» на период до 2025 года.

Напомним, что с предложением построить или приобрести морской паром для организации регулярного сообщения Камчатского края с портами Дальнего Востока к президенту РФ в мае 2015 года обратился губернатор Владимир Илюхин. Похоже, идея одобрена. Но, как отметил Юрий Трутнев, «проблема в том, что проект этот старый, с текущей стоимостью 920 миллионов рублей. За работу по его обновлению никто сегодня не берется. Реальная оценка строительства, которую дают специалисты, – 1,2 миллиарда рублей. Очевидно, придется увеличить объем финансирования». Напомним, что в свое время проект парома Камчатка – Командоры был подготовлен с расчетом на запуск к 1955 году наряду с обоснованием транскурильской автострады. Но эти предложения весной-летом 1953-го подпали под каток пересмотра сталинской экономической, оборонной и внешней политики («Восточная портография»).

Роль Командорских островов и упомянутой паромной линии невозможно переоценить ни в экономическом, ни в оборонном аспектах. И, если рассматривать Тихоокеанскую акваторию, неспроста у США созданы более чем надежные транспортные связи с принадлежащими им Гавайями, Восточным Самоа, Гуамом, Алеутскими островами, с автономными Маршалловыми островами и Федеративными Штатами Микронезии. Как и у Новой Зеландии с ее островными автономиями, у Австралии с приантарктической Тасманией, у Японии с архипелагом Рюкю. Выразим надежду, что этот проект избежит участи «Заполярного Транссиба».

Алексей Чичкин,
кандидат экономических наук