Трехстороннюю встречу в Иерусалиме секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева с помощником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном и советником по национальной безопасности Израиля Меир Бен-Шабатом одни западные эксперты называют «стратегической и «беспрецедентным дипломатическим шансом». Другие, как правило, из ближневосточных стран, заявляют, что «в международную политику возвращается практика тайных договоров, на основе которых распределяются сферы влияния». Но истина тут в том, что встреча российского, американского и израильского консильери по безопасности в Иерусалиме является важным событием хотя бы потому, что переговоры в таком составе и в таком месте были организованны по предложению премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Ведь если брать обычные правила, то Россия могла обсуждать будущее Сирии с Турцией и Ираном, а США — с Саудовской Аравией и государствами Персидского залива.
Публично повестка дня переговоров в Израиле не была обозначена, и стороны не афишировали процесс их подготовки. И после их завершения не было вброшено никакой дополнительной информации. Но понятно, что обсуждался ряд проблем, что было бы невозможно без фактора совпадения или соприкосновения интересов в перегруженном конфликтами и проблемами Ближнем Востоке. Есть сирийское и палестинское досье, есть отдельное иранское, связанное с соглашением по ядерной программе, Йемен, ситуация в Персидском заливе… В этом ворохе сложно назвать главную нить, потянув за которую, можно было бы распутать весь клубок проблем, определить эпицентр ближневосточной игры. Тем не менее такое возможно только при желании сторон искать общие политические решения, что не просто, так как необходимы серьезные побудительные причины добиваться компромиссных соглашений.
С чего-то надо начинать. По версии Нетаньяху, изложенной им при открытии переговоров в формате Россия — США — Израиль, нужно в первую очередь «создать механизм деконфликтинга в Сирии и дальше продвигать стабильность в регионе». Это ноу-хау, так как переговоры о послевоенной Сирии в основном велись между Россией, Ираном и Турцией, без участия американских и израильских представителей. Есть и другой подход: США ослабляют или снимают санкции в отношении Ирана и оговаривают приемлемые условия для заключения нового соглашения по ядерной программе, останавливая курс на столкновение между Израилем и Ираном. При этом США могут предоставить России место за столом переговоров или даже ключевую посредническую роль. Но тогда возникает вопрос об изменении карты сложившихся региональных альянсов, создании нового геополитического уравнения, открывающим путь для нескольких сценариев по формированию нового Ближнего Востока.