Подлинную сверхдержаву определяет не количество авианосцев, а наличие у её руководства масштабного созидательного проекта и возможности по его успешной реализации.
У КНР, как одной из сверхдержав, такой сверхпроект есть. Китай не прочь перекроить мир по своим лекалам, и стать в нём гегемоном, вырвав с боем или без оного лидерство с США. Китайский капитал готов к экспансии и новый Шёлковый путь, перенос заводов в Россию и Казахстан, масштабные инвестиции в различные регионы мира, эпические инфраструктурные проекты — видимые проявления экспансии.
Россия же пытается собрать распавшиеся республики бывшего СССР воедино, преодолеть кризисы лимитрофов, и просто выжить. Параллельно страна развивает энергетическое будущее мира – атомную энергетику и проводит, собственно, ту же политику, что и Китай в последние двадцать лет — копит силы и старается уклониться от участия в конфликтах.
И между двумя геополитическими и геоэкономическими центрами силы находится Казахстан, у элит которого есть ряд соображений о будущем мира и своё видение роли Казахстана как в мире, так и Средней Азии.
Похищение Европы на Шёлковом пути
Завоёвывать мир капитал Чжунго будет так же, как и все до него: превращая страны и регионы в периферию перестраиваемого под себя капиталистического рынка. Кого превращать в рынок сбыта товаров и сырьевые придатки — Поднебесной всё равно: кто будет слабее, тот и падёт ниц перед промышленностью Китая.
Новый Шёлковый путь — это не просто огромный транспортный коридор, по которому товары будут доставляться из западных регионов Китая через Центральную Азию в Европу. Это проект по окончательному покорению Европы и её экономическому завоеванию, а заодно и способ КНР минимизировать рынки от возможного столкновения с США в мировом океане, который Вашингтон держит под плотным контролем, делая ставку на морскую силу. Китай же строит торговый и военно-морской флот и тянет железнодорожные и автомобильные дороги через всю Евразию.
К 2020 году автомобильным и железнодорожным транспортом из Китая в ЕС будет доставляться порядка 20% грузов, тогда как сейчас данный показатель составляет около 2%. И практически все транспортные коридоры через Среднюю Азию в Европу или юг Евразии, так и или иначе, пройдут через территорию Казахстана.
В сердце Евразии
Руководство Казахстана заблаговременно, то ли предвидя, то ли просто следуя логике геоэкономики, ещё до официального объявления Пекином старта данного Шёлкового пути начало развивать транспортные коммуникации, дабы интегрировать Казахстан в международную транспортную систему и в два раза увеличить транзитный грузопоток через страну.
Например, в 2012 году было начато строительство грузового терминала в китайском порту Ляньюньган, а также масштабная модернизация железнодорожных путей.
До 2020 г. в Казахстане запланировано реконструкции, капитальный и средний ремонт дорог общей протяженностью порядка 70 тыс. км. Цель программы — приведение к 2020 г. 32 тыс. км. автомобильных дорог в хорошее состояние, а 46,6 тыс. — в удовлетворительное. Будут созданы около 4,5 тыс. км. новых автомобильных дорог высшей категории.
Примечательно, что важнейшим сырьем для строительства дорог – битумом – Казахстан обеспечит себя самостоятельно: производственные мощности созданы в рамках первой пятилетки модернизации РК.
В итоге Казахстан станет ключевым транзитным государством в транспортном автомобильном подпроекте «Западная Европа — Западный Китай», из 8445 км. дорог которого 2787 пройдут по территории Казахстана.
Однако важнейшими в деле создания нового Шёлкового пути является прокладка и реконструкция железных дорог. В 2012 г. была введена в эксплуатацию железнодорожная линия Хоргос-Желтынген протяжённостью 293 км. Возводится железные дороги Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубаоколь, завершение строительства данных веток позволит на 1000 км. сократить расстояние грузоперевозок в направлениях Север-Юг и Восток-Запад.
Стройка века по-казахстански
Конечная цель создания железнодорожной инфраструктуры — увеличение объёмов транзитных грузоперевозок через РК до 35 млн. тонн ежегодно.
Создание такого количества железнодорожных путей немыслимо без масштабной модернизации существующей инфраструктуры и железнодорожной техники: до 2020 г. будут обновлены 650 локомотивов, порядка 20 тыс. грузовых и 1138 пассажирских вагонов и капитально отремонтированы 302 железнодорожных вокзала республик.
А до 2015 г. — за период реализации транспортной стратегии страны — в республике построили 1600 км. новых участков железных дорог и электрифицировали 2700 км. существующих.
Примечательно, существенный объём работ и создания железнодорожной техники Казахстан может выполнить самостоятельно. Например, за годы независимости совместно с американской General Electric освоено производство железнодорожных локомотивов. Важный аспект: сборка локомотивов не является отвёрточной — локализация производства перешагнула порог в 70%, а часть локомотивов уже экспортируется. Мощность производства свыше 100 машин ежегодно. Также республика производит порядка 50 электровозов в год. Совместно с КНР освоено производство маневровых тепловозов в г. Шу, а на «ВостокМашЗаводе» ещё в 2012 году начато производство вагонного литья мощностью около 4000 вагонокомплектов в год.
Обновление устаревших железнодорожных путей также будет производиться преимущественно за счёт мощностей казахстанских предприятий. В 2014 г. в РК начал работу завод по производству железнодорожных рельс. Мощности завода Актюбинского рельсобалочного завода — 200 тыс. тонн износостойких рельсов. Всего РК нужно обновить порядка 70% железнодорожных магистралей.
Кроме того, ведутся работы по модернизации морпорта Актау, мощность которого уже в этом году увеличится в два раза по грузам и контейнерам и в четыре раза по зерну. Уже сейчас мощность порта составляет 11 млн. т., тогда как грузопоток российских каспийских портов в 2014 г. составил порядка 7,9 млн. т. Будет построен паромный комплекс в п. Курык, который позволит перевозить по Каспийскому морю до 4 млн. т. грузов ежегодно.
Таким образом, Казахстан не стал ждать ветра с моря и совпадения удачных обстоятельств, которые помогли бы республике сделать рывок в развитии, а сам, в инициативном порядке, задолго до официального старта проекта новый Шёлковый путь, начал развивать автомобильную и железнодорожную инфраструктуру и создавать производства, обеспечивающие успешность проекта.
На стыке транспортных коридоров
Однако Казахстан участвует не только в реализации проекта Новый шёлковый путь, но и в ряде иных транспортных проектов.
С казахстанского Узгеня до государственной границы с Туркменистаном протянута железнодорожная ветка, которая соединит единым транспортным коридором Казахстан-Туркменистан и Иран и позволит доставлять 12 млн. тонн. грузов в иранский порт Бандер-Аббас в Персидском заливе.
На четвёртом Каспийском саммите, состоявшемся в конце сентября 2014 г. в Астрахани Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев выступили с инициативой по строительству транспортного коридора «Север-Юг», который представляет собой кольцевую дорогу вокруг Каспийского моря. Кроме того, в ноябре 2013 г. была создана ОТЛК — Объединённая транспортно-логистическая компания — её учредителями стали Республика Беларусь, Казахстан и Россия. Участие в ОТЛК, которая в заработает на полную мощность в середине этого года, позволит РК улучшить условия доступа к железнодорожным транспортным системам России и Белоруссии. А к 2025 году, когда транспортные предприятия Казахстана окрепнут, заработает единый рынок грузоперевозок в рамках Евразийского экономического союза и Казахстан сможет на равных конкурировать с РЖД и получит полноценный доступ, без каких-либо ограничений к транспортным системам стран-членов ЕАЭС.
Кроме того, Казахстан сможет стать конечным северным пунктом в транспортном коридоре Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман, дополнив проект, правда такая перспектива явно не обрадует Ташкент, который и сам вкладывается в развитие своей транспортной инфраструктуры и рассматривает Астану как конкурент.
Азербайджан в конце мая 2014 г. заявил о готовности подписать соглашение о создании транснационального проекта Silk Wind — продолжение железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, — который лоббирует Евросоюз. Впрочем, у Баку не так давно пожаловался на то, что Астана утратила интерес к данному проекту.
Сингапуризация многовекторного Казахстана
Исходя из:
Намерений Китая продолжать экспансию на мировые рынки;
Желания Росси форсировать процесс евразийской интеграции посредством создания валютного союза;
Естественного стремления национальной казахстанской бюрократии сохранить свою власть над республикой, что обликается в формулу о безусловной важности сохранения государственного суверенитета
можно предсказать облик внешней политики Казахстана.
Казахстан будет проводить политику политической многовекторности, с одной стороны активно участвуя в экономическом аспекте евразийской интеграции, саботируя при этом военно-политические инициативы, ограничивающие его суверенитет, а с другой стороны активно встраиваться в транспортные коридоры, создаваемые по инициативе Китая.
С Евразийским союзом РК будет воссоздавать разрушенную советскую технологическую зону, а для Китая Астана станет орудием доставки — средств завоевания рынков — товаров.
Параллельно в Казахстане будет перестраиваться система государственного управления. Собственно, процесс уже запущен — Нурсултан Абишевич озвучил намерение передать часть власти парламенту и правительству, а учитывая любовь Назарбаева и его соратников к заимствованию моделей управления из Юго-Восточной Азии, в частности Сингапура времён покойного Ли Куан Ю, можно предположить, что в Средней Азии будет строиться Казахстан по творчески заимствованным сингапурским лекалам.
В тоже время не стоит ожидать каких-либо резких движений руководства Казахстана: элиты осознают своё положение и зависимость от ЕАЭС и КНР, потому никаких метаний и многовекторности по украинскому образцу не будет.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.