Нормандская заморозка

Европа и Россия взяли курс на заморозку украинского конфликта. Все понимают, что попытки решить его сейчас будут не только бесполезны, но и контрпродуктивны.

6 ноября в Берлине состоялась очередная министерская встреча в Нормандском формате. Главы МИД России, Германии, Франции и Украины обсуждали ситуацию на Донбассе и темпы исполнения Минских соглашений. В итоге они, как и ожидалось, признали, что реализовать соглашения в 2015 году не получится. Украина не выполнила взятых на себя обязательств относительно конституционных поправок и закона о местных выборах, а также в целом на протяжении всего 2015 года отказывалась вести диалог с лидерами Донбасса. В результате стороны договорились, что сроки реализации соглашения переносятся на 2016 год.

Берлин итогами переговоров удовлетворен - по словам Франка-Вальтера Штайнмайера, они «были лучше, чем можно было ожидать». На первый взгляд, его реакция излишне оптимистичная. Нет никаких оснований верить в то, что сорвавшая в 2015 году Минские соглашения Украина не сорвет их и в 2016. Так, для того, чтобы на Донбассе в феврале 2016 Киев уже в ноябре должен принять новый закон о местных выборах. И проблема тут даже не в том, что Раде сейчас не до этого (в правящей коалиции серьезный внутренний кризис, и парламент балансирует на грани роспуска), а в том, что перед принятием этого закона Киев должен согласовать его положения с властями ДНР и ЛНР. Например, по какому принципу будут проводиться выборы, кто и за кого может голосовать, как обеспечить безопасность. Договориться будет непросто, ведь компромисс потребует от Киева проявления политической воли и признания неприятных для него моментов. Например, по словам министра иностранных дел Украины Павла Климкина, «будущие модальности выборов на Донбассе должны базироваться на украинском законодательстве и отвечать международному стандартам». Однако, согласно украинскому законодательству, руководство ДНР и ЛНР (которые и должны легитимироваться за счет этих выборов)- преступники. «Проведению выборов, безусловно, должна предшествовать амнистия», - обрисовывает логичное и, по сути, единственное решение проблемы полпред ДНР Денис Пушилин. Однако амнистия и признание Киевом лидеров ДНР и ЛНР равноправными участниками политического процесса будет означать и одновременное признание того, что на Украине идет не национально-освободительная война и даже не антитеррористическая операция, а гражданский конфликт. Именно поэтому депутаты вряд ли примут закон об амнистии, особенно в преддверие досрочных выборов. А значит вероятность того, что в феврале в республиках пройдут выборы по украинским законам, резко уменьшается. Поэтому Франк-Вальтер Штайнмайер и говорит, что с политическим процессом «все не так просто».

В этой ситуации Москва могла бы позволить властям ЛНР и ДНР провести выборы по местным законам. Однако Кремль не спешит делать такие шаги, поскольку они могут трактоваться как признание Россией срыва дорожной карты и отказа от Минского формата.

 «Нет ни у кого сомнений, что минские договоренности продолжат действовать до тех пор, пока они не будут полностью выполнены", — уверяет министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Стремление Москвы держаться за, по сути, нереалистичный план связано с тем, что в случае признания его провала нужно будет вырабатывать новый план, условный Минск-3. Который вряд ли будет более выгоден для России, чем нынешняя дорожная карта (предполагающая федерализацию Украины). С другой стороны, если сохранить Минск-2 как базис для политического урегулирования украинского гражданского конфликта, то, возможно, его удастся реанимировать через какое-то время, когда на Украине к власти придут более вменяемые руководители.

При этом Россия, скорее всего, использует срыв Киевом февральского дедлайна как формальный повод для определенной модификации своей политики на Донбассе. Например, для начала процесса паспортизации жителей ДНР и ЛНР (естественно, под предлогом гуманитарных причин) а также ускорения интеграцию экономики региона с российской (опять же под предлогом того, что республикам нужно как-то существовать). И весьма вероятно, что Брюссель с пониманием отнесется к умеренным и не угрожающим Минским соглашениям российским шагам по поддержке Донбасса. Как и Россия, страны Евросоюза не хотят допустить какой-либо эскалации ситуации в регионе, но и не видят варианта комплексного решения кризиса. Попытки давления на Кремль с целью принудить Москву к отказу от поддержки ДНР и ЛНР уже продемонстрировали свою неэффективность и привели к серьезному кризису, повторять который в Европе не особо стремятся.

Именно поэтому Россия и Евросоюз взяли курс на заморозку конфликта, принуждение Украины отказаться от новой войны (на днях украинская сторона возобновила серьезные обстрелы территории ДНР И ЛНР), а также на решении вопросов повседневной жизни Донбасса. Так, до конца ноября стороны планируют завершить работу над соглашением о порядке разминирования территорий. По словам министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, участники Нормандского формата подпишут соглашение, в котором будут «заложены приоритеты, схемы, необходимые технические средства», а непосредственно процедуры разминирования начнутся «до начала зимы». Кроме того, Москва хочет попытаться привлечь к работе на Донбассе международные благотворительные организации, дабы облегчить Донецкой и Луганской народным республикам прохождение зимнего периода, а заодно хотя бы частично легитимировать местные власти. «Есть понимание того, что гуманитарные организации должны получить возможность работать на Донбассе. Призываем власти ДНР и ЛНР договариваться с неправительственными организациями и организациями ООН о том, в каких форматах эта работа может продолжиться», - заявил Сергей Лавров.



Источник новости: http://expert.ru/2015/11/7/normandskaya-zamorozka/




Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: