На днях Генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг выступил в ряде европейских СМИ со статьей на тему о необходимости обновления «свода правил» европейской безопасности. Значительное внимание в статье было уделено задаче существенной модернизации режима мер укрепления доверия и безопасности (МДБ) по Венскому документу (ВД) 2011 года. При этом он, не предъявляя серьёзных доказательств, фактически обвинил Россию либо в отходе от действующих договоренностей, либо в использовании неких лазеек для уклонения от их соблюдения.
В этой связи следует заметить, что вопреки представлениям И.Столтенберга контроль над вооружениями и МДБ существуют не в вакууме. Соответствующие европейские механизмы создавались в определенных политических условиях и под конкретные задачи, решение которых, в первую очередь, было связано с завершением «холодной войны» и блокового противостояния. Однако вместо ликвидации «разделительных линий» в Европе наши западные партнеры сделали выбор в пользу «закрытой» архитектуры безопасности на основе расширения НАТО в ущерб развитию и укреплению общеевропейских институтов. Параллельно они осуществляли последовательный курс вначале на блокирование обновления Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), отражавшего реалии времен противостояния Варшавского договора и НАТО, а затем, когда Соглашение о его адаптации под давлением России все-таки было разработано, сделали все возможное для его невступления в силу, отказавшись от выполнения стамбульского обязательства по скорейшей ратификации этой договоренности. В результате альянс фактически вынудил Россию ввести мораторий на выполнение ДОВСЕ.
Теперь альянсом вновь взят официальный курс на «сдерживание» России и дальнейшее изменение баланса сил в европейском регионе в свою пользу, в т.ч. в непосредственной близости от наших границ. Причем эта деятельность приобретает столь внушительный размах, что возникает все больше оснований задаться вопросом о ее соответствии обязательствам по Основополагающему акту Россия-НАТО в части, касающейся неразмещения существенных боевых сил. На этом фоне особенно цинично выглядят обвинения в «массированной концентрации» Россией своих вооруженных сил на границе с Украиной вопреки тому, что такие безосновательные утверждения опровергаются задокументированными результатами верификационной деятельности западных стран на нашей территории в рамках ВД и Договора по открытому небу. Тем самым США и их союзники серьезно дискредитировали роль ВД-2011 как объективного инструмента контроля военной деятельности государств-участников ОБСЕ.
Разумеется, эти негативные тенденции в сфере европейской безопасности не могут не оказывать самого негативного влияния на такие ее элементы, как контроль над вооружениями и режим МДБ.
Ужесточение курса США и НАТО, наращивание альянсом военного присутствия и военной активности в странах Восточной Европы, постоянное игнорирование объективных результатов инспекций российской территории идут вразрез с постановкой самими натовцами вопроса о выработке договоренностей по изменению сложившейся схемы применения мер укрепления доверия и безопасности. Тем более что продвигаемые странами НАТО предложения на этот счет, как показывает их анализ, являются лишь очередной попыткой навязать России несбалансированные, односторонние решения, нацеленные главным образом на повышение транспарентности российских вооруженных сил.
К тому же эти предложения страдают фундаментальным изъяном - нежеланием учитывать теснейшую взаимосвязь между режимом контроля над обычными вооружениями в Европе (KOBE) и общеевропейским режимом мер доверия, многие элементы которых если не дублируют друг друга, то по меньшей мере являются однородными и идущими в одном и том же направлении. В отсутствие ясности в отношении судьбы KOBE, когда прежний ДОВСЕ практически прекратил существование, а ничего нового ему на замену нет и не предвидится, всерьез заниматься глубокой модернизацией ВД-2011 попросту невозможно. К тому же это могло бы восприниматься как сигнал о том, что KOBE, призванный нести основную нагрузку в обеспечении безопасности и доверия на континенте, «похоронен» раз и навсегда. Возникает вопрос: не этого ли добиваются НАТО и ее Генсекретарь, выступая с такими оценками и предложениями?
Что касается российской позиции, то она хорошо известна. Не НАТО, а Россия первой указала на необходимость глубокого обновления «свода правил» европейской безопасности, предложив заключить Договор о европейской безопасности, и выработать качественно новый режим KOBE, который учитывал бы современные реалии. Альянсу и его участникам хорошо известно о нашей готовности к предметным консультациям по новому KOBE, как только НАТО продемонстрирует серьезность намерений, представив свои предложения. Но до сих пор этого не произошло.
Более того, разработка нового режима KOBE и тем самым нового «свода правил» самим же альянсом отложена на неопределенное время. В данном вопросе «мяч» находится на стороне НАТО. Подавать ситуацию по-иному - значит преднамеренно искажать факты.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.