На примере Индии и Вьетнама ясно, что ставка только на доверительные отношения с ключевыми странами региона уже не отвечает реалиям, если такие связи не дополняются взвешенной дипломатией, призванной сопровождать идущие здесь интеграционные процессы.

Основные особенности АТР: с одной стороны – многовекторность политики и внешнеэкономических связей региональных держав, а с другой – их зависимость от тихоокеанской стратегии США, от транснациональных корпораций, которая, несмотря ни на что, сохранится. Исходя из этого России предстоит:

  • продолжать интеграцию в экономики ведущих стран АТР через выстраивание с ними широкомасштабного партнерства. Особо важным и трудным, но перспективным представляется «энергетическое суперкольцо», объединяющее РФ, Китай и Корейский полуостров, а также Японию через еще один вспомогательный на этом направлении проект транспортного перехода между Сахалином и Хоккайдо;
  • работать над созданием региональной системы коллективной безопасности через реструктурирование и модификацию отношений с союзниками, партнерами, соседями.

С чем идти в логово «тигров»

После успешных действий России в Сирии у России хорошие шансы стать посредником между конфликтующими сторонами и в АТР. Прежде всего это относится к «новым индустриальным странам» (НИС): Южной Корее, Тайваню, Сингапуру, Гонконгу, а также НИС «второй волны» (Таиланд, Малайзия, Филиппины).

У Китая, Индии, Японии, Республики Корея, участниц АСЕАН возникает спрос на содействие России в урегулировании проблем с соседями

С учетом состояния их экономик и черт развития следует обратить внимание на совместные с «азиатскими тиграми» проекты поставок углеводородов в обмен на технологии производства наукоемкой продукции, а что касается «драконов», находящихся на отлаженных веками маршрутах морского экспорта из Азии в Европу и Америку, здесь при все еще архаичной, унаследованной от колониального прошлого инфраструктуре для России выгодны общие долгосрочные капитало- и материалоемкие программы создания морского, железнодорожного, автомобильного и авиационного кластеров (хабов). Большую пользу принесет игра на опережение Китая в строительстве в этих странах логистического – в частности складского, транспортного – хозяйства для нового Шелкового пути, одна из веток которого должна пройти через порты ЮВА. Важно обеспечить активное, если не решающее участие России в проекте транспортной системы Пусан (Йокогама) – Мурманск – Роттердам, транскорейской железной магистрали, моста Сахалин – Хоккайдо.

При этом надо отказаться от вредной задачи привлечения инвестиций (нам свои деньги некуда девать). Пора переходить к равноценному партнерству.

Откуда ждать перезагрузки

Без сомнения, Китай и Япония останутся для России главными игроками в АТР. Отношениям с этими государствами предстоит уделять самое пристальное внимание.

Япония будет по-прежнему рассматривать Россию главным противником, педалируя в угоду Вашингтону, своему куратору, проблему «северных территорий», и это останется главным препятствием для нормальных отношений. Однако следует отметить, что в гео- и военно-политической сферах интересы наших стран во многом совпадают. Различие, пожалуй, лишь в том, что для Японии развитие ситуации на Корейском полуострове (включая ядерную сферу) более важно и может иметь совершенно иные последствия, чем для РФ. Да и в целом Япония, вероятно, чувствительнее к «ограниченным» потенциально конфликтным ситуациям в АТР.

Токио переосмысливает роль России в регионе: нас уже не воспринимают как вооруженного монстра, скорее видят необходимым балансиром при построении отношений с США, Китаем и корейскими государствами. Можно с уверенностью сказать, что предпосылки перезагрузки двусторонних отношений имеются. Это прежде всего планы развития экономических связей Токио и Москвы, имеющиеся в бизнес-сообществе обеих стран. Отношения с Японией – важнейший стратегический резерв нашей внешней политики. Надо лишь грамотно им распорядиться, выбрав для этого подходящий момент.

Основной задачей России в связях с Китаем в 2018 году будет сбалансировать его растущее влияние в традиционных для нас регионах: ЦАР, Иран, КНДР. На первое место здесь выдвигается сопряжение проекта «Один пояс – один путь» со структурами ЕАЭС. Кроме того, предстоит продолжать открывать сильно защищенный техническими барьерами китайский рынок для российских неэнергетических товаров, прежде всего сельхозпродукции и продовольствия, а в перспективе и питьевой воды.

Следует учесть, что 2018-й будет временем перезагрузки органов исполнительной власти в обеих странах. Очередная сессия Всекитайского собрания народных представителей в соответствии с установками XIX съезда КПК примет ориентиры развития страны на очередное пятилетие и проведет назначения на государственные должности. Ключевые экономические решения по заведенной в КНР практике будут приняты на третьем пленуме ЦК КПК XIX созыва осенью этого года.

Как повернуть

Большое поле деятельности для России представляет Корейский полуостров, где сохраняется вероятность случайной эскалации военного конфликта. Без сомнения, США постараются решать все разумные начинания Сеула и Пхеньяна без участия Москвы, ослабляя ее влияние на полуострове. Большим успехом для нас станет убедить руководителей обеих Корей заменить Соглашение 1953 года о перемирии на полноценный мирный договор, с помощью которого КНДР превратилась бы в полноправного участника международного общения.

Важное событие – прием в ШОС в качестве полноправных членов Индии и Пакистана. Хороший повод для демонстрации нашей приверженности к улучшению отношений между этими государствами.

В интересах России повернуть Исламабад к научно-технической, культурной и образовательной парадигме и с учетом индийского фактора сократить военную составляющую. Вместе с тем сохранить рост товарооборота, оказать Пакистану содействие в модернизации предприятий, построенных с помощью СССР.

Фундаментом политики России в АТР должна стать развитая сеть партнерств в конкретных областях безопасности, общих для государств региона. Их при всем различии военных и политических интересов будет объединять забота об энергетической, транспортной, продовольственной, информационной безопасности, мирном использовании атома. Оформление юридически обязывающих региональных партнерств или сообществ по отраслевым направлениям, отладка соответствующих механизмов позволили бы создать условия для движения к интеграции экономик и системе всеобъемлющей безопасности.

Анатолий Иванько,
директор Центра анализа геополитики, войн и военной истории