Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Задачи государственной киберважности

    | 20 октября 2015 | Политика | | Просмотров: 783 | автор: MGM

    Новая «Доктрина информационной безопасности РФ» должна быть принята в 2016 году на смену действующему документу от 2000 года. "Ъ" удалось ознакомиться с ключевыми положениями проекта документа. В нем сказано, что информационное пространство все чаще используется «для решения военно-политических задач, а также в террористических и иных противоправных целях». Авторы новой доктрины выделяют пять блоков угроз национальной безопасности страны в информационной сфере. Судя по частоте упоминаний, главной угрозой власти РФ считают использование современных технологий для дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации в стране.

    Ныне действующая «Доктрина информационной безопасности РФ» была принята еще в 2000 году. О подготовке нового документа взамен уже не соответствующей сегодняшним реалиям доктрине в мае этого года сообщил секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. По словам высокопоставленного источника "Ъ" в Кремле, новая редакция доктрины начала разрабатываться Совбезом РФ с начала апреля во исполнение поручения Владимира Путина: ожидается, что финальная версия документа будет отправлена на подпись главе государства до конца года. «Если у Владимира Владимировича (Путина.— "Ъ") не возникнет претензий к ее содержанию, то документ, естественно, будет подписан, в противном случае он будет доработан с учетом его пожеланий»,— добавил собеседник "Ъ".

    Пересофтица
    Доктрина информационной безопасности России, принятая в 2000 году, будет обновлена, заявили в апреле в Совете безопасности, а первоочередной задачей станет повышение конкурентоспособности российской продукции. Эксперты признают важность импортозамещения софта, но не видят нужды "создавать этот рынок с нуля". Собеседники "Ъ" подчеркивают, что прежнюю редакцию доктрины не реализовали из-за отсутствия законодательной базы.


    По словам источника "Ъ", имевшего отношение к разработке проекта документа, текст новой доктрины «фактически на 100% готов» и сейчас проходит финальную стадию согласования. После подписания президентом РФ документ будет опубликован. "Ъ" удалось ознакомиться с его ключевыми положениями.

    Во введении уточняется, что доктрина «является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ» и служит основой «для выработки мер по развитию системы информационной безопасности РФ», «разработки и исполнения государственных программ» в этой сфере, а также «организации сотрудничества РФ с другими государствами и международными институтами».

    Далее описываются преимущества информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Отмечается, что они «стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства», что их «эффективное использование является фактором ускорения экономического развития и способствует формированию общества знания», а «информационная сфера играет важную роль в обеспечении политической стабильности в стране, обороны и безопасности государства».

    У России, как следует из проекта документа, есть ряд национальных интересов в информационной сфере, включая «соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения и использования информации, включая неприкосновенность частной жизни», «развитие отрасли информационных технологий в РФ», «обеспечение устойчивого развития и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры РФ в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время», «доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ» и «содействие распространению духовных и культурных ценностей народов России по всему миру».

    Но, как следует из текста доктрины, всему этому может помешать множество угроз: информационное пространство все чаще используется «для решения военно-политических задач, а также в террористических и иных противоправных целях». Составители доктрины выделяют пять блоков угроз для нацбезопасности страны в информационной сфере.

    «За дестабилизацией Украины скрывается попытка радикального ослабления России»В июне секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев рассказал корреспонденту "Ъ" Елене Черненко о своем видении причин разрастания очагов нестабильности в мире и подоплеки конфликта на Украине, а также ответил на вопрос об отношении властей РФ к российским гражданам, отправляющимся добровольцами в Донбасс.

    Во-первых, предупреждают они, зарубежные страны наращивают потенциал в сфере ИКТ, в том числе для воздействия на критическую информационную инфраструктуру РФ (электросети, системы управления транспортом и т. п.) и технической разведки в отношении российских госорганов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.

    Во-вторых, как следует из проекта доктрины, спецслужбы и «подконтрольные общественные организации» отдельных государств активно используют ИКТ «в качестве инструмента для подрыва суверенитета и территориальной целостности» других стран, «дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации». При в этом в качестве угрозы рассматривается и «тенденция увеличения объема материалов в зарубежных СМИ, содержащих необъективную и предвзятую информацию о внешней и внутренней политике РФ», а также «наращивание информационного воздействия на население страны, в первую очередь на молодежь, с целью размывания культурных и духовных ценностей, подрыва нравственных устоев, исторических основ и патриотических традиций».

    В-третьих, в документе указывается на рост масштабов компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, и увеличение числа инцидентов, связанных с нарушением законных прав граждан на неприкосновенность частной жизни.

    В-четвертых, констатируется «отставание РФ от ведущих зарубежных государств в создании конкурентоспособных ИКТ и продукции на их основе» (в том числе суперкомпьютеров и электронной компонентной базы), что обуславливает зависимость страны от экспортной политики других государств.

    Ну и в-пятых, угрозой сочтено «стремление отдельных государств использовать для достижения экономического и геополитического преимущества технологическое доминирование в глобальном информационном пространстве». «Отдельные государства» не перечисляются, но речь идет, по всей видимости, о США.

    Как государствам загрузили мирную программу
    В августе ведущие кибердержавы мира впервые согласились на ограничение своих действий в информационном пространстве. Это следует из доклада группы правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности, оказавшегося в распоряжении "Ъ". В соответствии с договоренностями государства обязуются использовать кибертехнологии исключительно в мирных целях.


    Далее в документе в общих чертах перечислены меры, которые власти РФ намерены принимать для противодействия всем этим угрозам. Так, для обеспечения информационной безопасности в области обороны планируется содействовать созданию таких международно-правовых условий, при которых риски использования ИКТ «для враждебных актов и агрессии» были бы снижены. Первый шаг в этом направлении уже сделан: как недавно сообщал "Ъ", 20 стран заложили основу для глобального пакта об электронном ненападении под эгидой ООН (см. "Ъ" от 17 августа).

    Впрочем, на одни только международно-правовые нормы власти РФ рассчитывать не намерены. Как следует из проекта доктрины, параллельно они планируют развивать «силы и средства информационного противоборства» (этот термин в тексте не расшифровывается), а также предпринимать усилия для создания в информационной сфере системы «стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов». Здесь налицо отсыл к зародившейся в период холодной войны концепции ядерного сдерживания. При этом из документа следует, что Россия готова помогать и своим союзникам противостоять вызовам в этой сфере. Впрочем, эти «союзники» в документе не перечислены, и нет ни слова о региональных организациях, в которые входит Россия и где тема информбезопасности прорабатывается тоже весьма активно,— ШОС, ОДКБ, СНГ.

    Примечательно, что в разделе, посвященном информационной безопасности в области обороны, также сказано о необходимости «противодействия деятельности по информационному воздействию на население и в первую очередь на молодых граждан страны, имеющей целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты отечества».

    Этой теме авторы доктрины уделяют внимание и в разделе, посвященном государственной и общественной безопасности. Помимо борьбы с использованием ИКТ в целях пропаганды идеологии терроризма, экстремизма и ксенофобии, власти РФ считают необходимым противодействовать задействованию интернета для распространения идей национальной исключительности (вероятно, отсыл к известному заявлению президента Барака Обамы об «исключительности» США), подрыва общественно-политической стабильности, насильственного изменения конституционного строя РФ.

    В этом же разделе есть абзац, где говорится о защите критической информационной инфраструктуры РФ от компьютерных атак. Но по сравнению с защитой населения от «тлетворного влияния извне», этой важнейшей теме в проекте документа уделено на удивление мало внимания.

    Кто угрожает России по мнению Николая Патрушева
    В апреле секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, выступая в Воронеже на совещании о мерах обеспечения национальной безопасности, назвал угрозы для России. В числе таких угроз глава СБ назвал проникновение националистов с Украины и приток украинских беженцев, а также рост в Центральном федеральном округе (ЦФО) в 2014 году преступлений террористической и экстремистской направленности


    По мнению эксперта ПИР-Центра Олега Демидова, такой перекос может быть связан с тем, что «в последние годы актуальность и острота угроз в сфере использования контента для дестабилизации режимов сильно выросла в глазах российского руководства». «В Москве с тревогой наблюдали за использованием социальных сетей для организации массовых протестов во время "арабской весны", полагая, что эти процессы инспирированы и координируются извне,— поясняет эксперт.— В определенном смысле в эту же картину угроз укладываются и события на Украине, сопровождающиеся жестким информационным противоборством конфликтующих сторон и внешних игроков. Власти РФ видят в подобных явлениях все большую угрозу».

    Зато в документе много говорится о важности создания собственной «конкурентоспособной» IT-отрасли. В частности, предполагается: «создать конкурентоспособную и вносящую существенный вклад в формирование ВВП страны отечественную индустрию ИКТ, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения»; «создать, развить и широко внедрить конкурентоспособные на мировом уровне отечественные ИКТ и продукции на их основе, включая суперкомпьютерные технологии и перспективные средства обеспечения информационной безопасности», «развивать отечественную конкурентоспособную электронную компонентную базу и микроэлектронные технологии, обеспечив потребности внутреннего рынка в такой продукции и выход этой продукции на мировой рынок», а также повысить информационную безопасность национальной платежной системы. Стоит впрочем, отметить, что за исключением последнего пункта все предыдущие так или иначе упоминались и в ныне действующей доктрине от 2000 года.

    По словам председателя совета Института развития интернета Германа Клименко, за исключением ИКТ-оборудования, развитие ИТ-технологий в России сейчас идет на уровне ведущих зарубежных государств. «Проблема в том, что интернет к нам пришел на десять лет позже. И если на Западе средний чиновник понимает, в чем польза электронного правительства, электронной цифровой подписи, телемедицины, то наш средний чиновник в 80% случаев этого не понимает,— рассуждает Герман Клименко.— У нас слишком много администраторов, которые к интернету относятся с осторожностью. Сейчас мы получили ответ, что у нас в будущем появится не интернет 3.0, а интернет вещей. И когда мы идем в интернет вещей, мы сталкиваемся с сопротивлением чиновников. Когда мы пытаемся проникнуть в Минздрав, Минобразования, то получаем отказ при внедрении технологий под предлогом защиты детей, защиты пациентов. Но если мы не зайдем туда, то мы все профукаем, и роботы будут не нашими, и медицина в будущем будет не нашей».

    В проекте документа также говорится о мерах по обеспечению информационной безопасности в области науки, технологий и образования. Кроме того, в нем сказано о необходимости принятия мер по повышению эффективности информационного обеспечения госполитики РФ. И здесь вновь говорится о «противодействии негативному влиянию зарубежных информационных структур на духовную, экономическую и политическую сферы общественной жизни РФ путем навязывания нетрадиционных для России моральных и нравственных ценностей».

    В доктрине 2000 года наиболее часто упоминавшимся объектом «защиты» были «конституционные права и свободы человека». Это словосочетание фигурировало в тексте 17 раз. В новой версии документа этот термин упоминается трижды.



    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2829842

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что России необходимо нанести превентивный удар по предполагаемому агрессору в случае прямой угрозы её суверенитету?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru