Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » «Выборы в Казахстане: транзит власти практически завершен»

    | 13 июня 2019 | Интервью | | Просмотров: 675 | автор: MGM

    В Казахстане после выборов появится несколько центров принятия решения

    «Выборы в Казахстане: транзит власти практически завершен»
    Иван Шилов © ИА REGNUM

    «Стране предстоит любопытный процесс реструктуризации элиты — отделение экономической элиты от политической, от госаппарата. При сохранении за первой влияния на политическую сферу, но в опосредованном форме», — заместитель директора центра «Евразийский мониторинг» Жанар Тулиндинова поделилась с ИА REGNUM своей оценкой ситуации в Казахстане.

    : Насколько успешно реализовывается механизм передачи власти в Казахстане?

    Прошедшая электоральная кампания в Казахстане — это только один из этапов процесса транзита власти, подготовка к которому началась уже много лет назад. На первом этапе шла подготовка «законодательной инфраструктуры» процесса транзита.

    И речь не только о конституционной реформе 2017 года, ознаменовавшейся перераспределением полномочий между ветвями власти, и поправках в Закон «О Совете безопасности», придавших этому органу конституционный статус и наделивших Нурсултана Назарбаева правом пожизненно его возглавлять. Но и о законах, принятых еще на заре 2000-х годов: речь идет о Законе «О первом президенте Казахстана», принятом в 2000 году и дополненном в 2010 году статусом «Лидер нации — Елбасы».

    Этот закон, по сути, сформировал пакет гарантий неприкосновенности первого президента и обеспечения преемственности его курса. Таким образом, подготовка к транзиту по большому счету началась еще двадцать лет назад.

    Второй этап стартовал 19 марта нынешнего года с отставки Нурсултана Назарбаева с поста президента и продолжается сейчас — электоральная кампания является, безусловно, центральным событием этого этапа. Именно она стала индикатором того, насколько страна готова к процессу политического транзита.

    Третьим и завершающим этапом транзита власти в Казахстане станет поствыборный период, ключевой задачей которого будет формирование команды нового президента.

    Этот процесс крайне важен для определения того, насколько самостоятелен он будет в своих кадровых и прочих решениях, насколько будет широк коридор его возможностей, насколько эффективной будет дуальная модель власти в Казахстане.

    Заседание Совета Безопасности Казахстана
    Иллюстрация: Akorda.kz
    Заседание Совета Безопасности Казахстана

    : Будет ли новый президент Казахстана независим в своих решениях?

    Настройка системы согласования решений действующего президента с Елбасы и его аппаратом является, наверное, одним из сложнейших вызовов транзитного периода. По сути, это означает, что в Казахстане будет два центра принятия решения — администрация президента и канцелярия первого президента.

    Готов ли к этому госаппарат и бюрократия и не вызовет ли это конфликта интересов — пожалуй, центральная проблема протекающих ныне процессов. Бытует ошибочное, на мой взгляд, мнение, что в Казахстане после 19 марта ничего не изменилось, что Елбасы ушел с поста президента, но остался у руля государства.

    По-видимому, общественное сознание оказалось не готово к происходящим стремительным политическим процессам — оценка событий несколько запаздывает. Во многом процессы, произошедшие после добровольной отставки Назарбаева, были неотрефлексированы.

    Напомню, что Нурсултан Назарбаев добровольно сложил с себя полномочия — по сути, его ничто не вынуждало подать в отставку, так же как ничего не мешало ему баллотироваться вновь на следующих президентских выборах.

    Елбасы имел возможность оставаться у власти столько, сколько хотел. Однако, видимо, в нем возобладали иные, неэгоистичные мотивы, понимание того, что преемственность его курса может быть обеспечена только прижизненным и управляемым процессом транзита.

    : Почему была выбрана именно такая форма передачи власти?

    Преемственность — была ключевым условием транзита. В противном случае смена власти в Казахстане могла бы обернуться политическим кризисом и противостоянием.

    В случае с Казахстаном преемственность — это, прежде всего, сохранение за сформировавшейся за три десятилетия «назарбаевской» элитой ресурсов и влияния на экономическую сферу, обеспечение гарантий неприкосновенности ее собственности.

    Касым-Жомарт Токаев
    Иллюстрация: Akorda.kz
    Касым-Жомарт Токаев

    По-видимому, Казахстану предстоит любопытный процесс реструктуризации элиты — отделение экономической элиты от политической, от госаппарата. При сохранении за первой влияния на политическую сферу, но в опосредованной форме.

    Немаловажным фактом является и то, что второй и последующие президенты Казахстана не будут иметь тех же широких полномочий и привилегий, какими обладает первый президент — Елбасы. Это уравновесит возможности и полномочия института президентства и экономической элиты.

    : Сохранится ли преемственность курса во внутренней политике?

    По всей видимости, большую часть внимания новая власть сосредоточит на социально-экономическом аспекте развития Казахстана.

    Напомню, что сроки большей части госпрограмм, принятых ранее, истекают в нынешнем и следующем году — например, госпрограммы развития образования на 2011—2020 годы, программы занятости — 2020, концепции внешней политики Казахстана на 2014—2020 годы и так далее. Очевидно, новые стратегии будут разрабатываться с учетом новых приоритетов, которые очерчены в предвыборной платформе Касым-Жомарта Токаева.

    Таким образом, насколько будет преемственен социально-экономический курс второго президента — покажут следующие год-два.




    Ключевые теги: Казахстан

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: https://regnum.ru/news/polit/2645881.html

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Чем вы готовы пожертвовать ради России в противостоянии с Западом?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru