– Насколько велика в создавшихся условиях угроза военной конфронтации Пхеньяна и Вашингтона? И может ли она распространиться на соседей КНДР – Пекин и Москву?

Кедми: Угроза военной конфронтации? Случайная могла быть только в Сирии. И там она сходит на нет. Окончание войны с запрещенным в России «Исламским государством» – вопрос ближайшего будущего. После ее завершения американским силам нечего делать в Сирии и в Ираке, кроме как наблюдать за ситуацией и помогать Багдаду тренировать его армию. А «не случайная» вообще не планировалась. Потому что ни одна сторона не заинтересована в военных действиях – все знают, чем это закончится.

Васильев: К ситуации в Японском море, насколько я понимаю, Россия пока имеет весьма опосредованное отношение, что, с моей точки зрения, хорошо.

– Однако напомню вам слова председателя КНР Си Цзиньпина о том, что между Москвой и Пекином сложилось всеобъемлющее стратегическое партнерство. Ранее были только «добрососедские и партнерские отношения», «стратегическое партнерство»…

У американцев только один выход – сделать хорошую мину при плохой игре и убраться из региона

Васильев: Если внимательно рассматривать ситуацию, то в американской внешней политике Северная Корея на первом месте. В январе, например, Трамп был уверен, что Пхеньян никогда не создаст оружия, способного поразить цели в США. Не прошло и полугода, как Ким Чен Ын доказал обратное. И сегодня встает очень важный для американцев вопрос: что делать с Кореей, каким образом решать проблему? Предвижу, что ситуация на Ближнем и Среднем Востоке, Украине будет становиться менее значимой для Вашингтона. В Америке действительно начинают понимать, что основная головная боль сегодня – КНДР. Там, где сходятся ядерные потенциалы Китая, Кореи, России, где решаются судьбы мировой экономики.

Позволю себе предположить: что бы ни произошло в Сирии, это не сильно затронет мирохозяйственную систему. А вот если в Восточной Азии ситуация пойдет вразнос, при потенциалах Южной Кореи и Японии это сразу скажется на мировых экономических делах. Основная проблема здесь. Бравада, которую Вашингтон демонстрировал на протяжении полугода, основывалась на одном посыле: в случае чего – ударим. На что Пхеньян и его ближайшие соседи дали понять: все эти разговоры об ударах – блеф. И администрация Трампа при всей шизофрении американской внутренней политики подошла к очень важному рубежу, когда надо сказать: «Нет, мы не блефуем». Это, я считаю, ведет к опасному развертыванию событий, которое, как кажется, может прийтись на осень этого года. В жизни бывают кризисные ситуации, рождающиеся тогда, когда нужно что-то делать. А политическое руководство США поставлено в такое положение: есть слова и нет дела…

А если вдруг все поймут, что Америка блефует, тогда действительно начнется. В мире станут говорить: все ее угрозы – телевизионная картинка. Разворот в этом направлении, подстегиваемый, кстати, американской внутриполитической ситуацией, действительно очень опасен. Во что это выльется, сказать сложно. Теоретически возможно военное столкновение между США и, скажем, Россией в районе Дальнего Востока. На сегодня при подобной эскалации событий полностью исключить такой сценарий нельзя.

Стоит учесть еще и историческую канву региона: там были две крупные войны – корейская и вьетнамская. И в обеих Советский Союз и Соединенные Штаты опосредованно вступали в конфронтацию.

Кедми: По поводу Северной Кореи в Вашингтоне уже поняли, что зашли в тупик. Все очень просто: что американцы могут сделать с ней? Ничего. Потому что если начать обстреливать ее цели, то...

– Умрет Сеул в одночасье...

Кедми: Да, это будет катастрофа для Южной Кореи и для Японии. Дело даже не в Сеуле. В Южной Корее 25 атомных электростанций. Умножьте Чернобыль на 25… Во-вторых, американцы не могут оккупировать Северную Корею. Никто им не даст, и у них нет сил на это.

– А вариант объединения Северной и Южной Корей по типу немецкого просматривается?

Кедми: Для этого надо иметь прежде всего Горбачева. Но никого подобного не наблюдается. Нет и паникеров в Северной Корее. Так что этот вариант тоже не проходит. Эскалацией конфликта американцы ничего не добьются.

И еще одна важная вещь – есть единая позиция России и Китая. Вашингтону было сказано: прекратите совместные маневры с южнокорейской армией, на которых репетируются сценарии вторжения в КНДР и свержение тамошнего режима, тогда Пхеньян остановит разработки нового оружия. Китайцы так сказали. Это подтверждено на встрече Си Цзиньпина и Путина. И еще одно требование как России, так и Китая – убрать ракеты ТН ААD из Южной Кореи. И кто поддерживает это предложение? Президент Южной Кореи! Так что американцы запутались с обеими Кореями и с Японией и теперь у них только один выход – сделать хорошую мину при плохой игре и убраться из региона. Нет у Вашингтона никакой возможности поменять ситуацию, кроме одной: согласиться на условия, которые им предлагают – прекратить военные маневры с армией Южной Кореи, на которых репетируется решение проблемы с помощью устранения северокорейского режима.

– Я бы согласился полностью, но очень боюсь за того, кого загоняют в угол, и ему приходится либо терять лицо, либо бросаться в последнюю атаку.

Кедми: Загнали в угол Северную Корею, не американцев, им-то ничто не угрожает. Да, северные корейцы испытали ракету, которая, может быть, долетит до Аляски. А дальше что? Это угроза для США? Еще раз говорю: есть разница между реальной оценкой ситуации и нереальной. Северная Корея ни в коей мере США не угрожает. Если Пхеньян для кого и опасен, так это для Японии, поэтому Токио ищет решение проблемы в переговорах с Россией, не надеясь на американцев, зная, что США не смогут его найти. Разве только что за счет уничтожения половины Японии.

Яков Кедми
Владимир Васильев
Беседовал Марк Соркин