Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?






    Навигация

    Важные темы

    Как всегда Кириенко (кстати недавно ставший героем России) обыгрывает шикарную операцию. При оценке


    В основу большинства моих предположений положены простые экономические соображения (и собственные


    Почему сегодняшняя ситуация в политической жизни вызывает такое раздражение практически у всех: у


    Сталин добился оглушительного успеха. Вплоть до того, что сумел триумфально выиграть дважды


      Первый эпизод. Депутат Верховной Рады Сергей Лещенко рассказал украинским СМИ о том, как


    Реклама




    » В наших широтах невозможно построить потребительскую цивилизацию (Нарочницкая)

    | 8 февраль 2018 | Интервью |

    Судьба русской диаспоры

    — Ваше мнение о перспективах русской диаспоры за рубежом?

    — Русская диаспора, на мой взгляд, сыграла в 20 веке огромную роль в европейской культуре, в событиях европейской истории 20 века. И русская миграция первой волны, скажем, в Сербии, в Чехии, во Франции, в Германии — их судьба была разной. Если говорить о Чехии и Сербии, то там эта волна первой миграции создала целые научные школы. Следующие волны русской эмиграции отличались сильно. Но сейчас мы замечаем, как они объединяются в одно общее.

    Это вряд ли кто мог предположить. Успешный бизнесмен, уехавший в 90-е годы в поисках лучшей жизни, почувствовал вдруг такую же сопричастность ко всей русской истории, к судьбе России, будущему, как и первые русские эмигранты. И, конечно, судьба этих людей различна. Кто-то уже имеет гражданство тех стран, которые их приняли. Кто-то не имеет. Но именно русских первой русской эмиграции отличает то, что они не теряют своей идентичности. Она сохраняется вокруг церкви, в основном.

    Хотя первое поколение современной эмиграции, может быть, и хотело поскорее натурализоваться, стать похожим на граждан других стран. А потом они начинают вспоминать свои корни. Это вообще типичное проявление национального чувства, которое, в общем-то, нельзя убить совсем. Я смотрю на это явление 20 века как на драматическое (рассеяние русских — это драма), но, с другой стороны, в этом и наша сила. Потому что русское присутствие в мире и в Европе, в европейской культуре — оно растет, и оно имеет свою роль и значение…

    — Вы сейчас говорите о тех людях, которые уехали по каким-то причинам. Но после развала Советского Союза в его бывших республиках образовались большие русские диаспоры. И для многих их представителей остро стоит вопрос самоидентификации.

    — Ну, во-первых, выбор своей идентичности — это личное дело. И как бы мы, русские из России, ни хотели бы, чтобы наши соплеменники, наши единоверцы и единородные наши братья оставались русскими, это их личная судьба. Но ещё это связано с некой общей концепцией воспитания следующих поколений, которая навязывается Евросоюзом. А именно, средний европеец, которого Константин Леонтьев (философ и социолог 19 века — прим. ред.) назвал угрозой всемирного разрушения.

    Я думаю, что великую европейскую культуру создали именно те европейцы, которые были, прежде всего, национальными гениями. И именно как национальные гении они стали гениями универсальными. Потому что на самых вершинах культуры — это осмысление в критериях мироздания. И оно становится достоянием уже всего человечества.

    Поэтому я не могу сказать, что есть какая-то угроза [потери идентичности]. Да, она будет меняться, наверное. И кто-то добровольно или в силу обстоятельств или каким-то естественным ползучим путем утратит непосредственную связь. Но это не значит, что он потом не почувствует в себе зов предков. Так же было и с первой волной эмиграции.

    Но действительно, одно дело покинуть Родину — либо быть выгнанным, либо по каким-то иным своим обстоятельствам, и другое дело — не сходя ни шагу со своей земли и из своего дома, вдруг оказаться под чужим государственным флагом, да ещё в роли национального меньшинства, которое угнетается, к которому претензии предъявляются, оскорбляется и так далее… Был период, когда я активно боролась за то, чтобы Россия активнее защищала и ставила вопрос перед своими партнерами — европейскими и западными, что они должны уважать прежде всего собственные демократические принципы (потому что люди должны обладать равными правами).

    И эта теория, по которой Латвия лишила большое количество людей права на гражданство, я считаю, была в том числе большой ошибкой «козыревской» внешней политики (Андрей Козырев — министр иностранных дел Российской Федерации в 1990-1996 годах; с 2012 года живет в США — прим.ред.).

    «Козыревской» — я собирательно говорю. Это сознательно совершено было, в русле той идеологии и концепций, которые у этих людей были. Они, по-видимому, искренне их исповедовали. Что надо во всем расшаркиваться перед Западом, и нам за это воздастся. Я сама слышала, что нам бы воздалось, оказывается. Ну, вот мы видим, как сейчас это происходит.

    А концепция была такая — признать не выход трёх советских республик из Советского Союза на основании права выхода (в самом последнем законе о выходе был уже четко прописан этот механизм), а признать незаконность вхождения в своё время в 40-х годах. И тем самым объявить демографическую ситуацию результатом оккупационного режима, а армию — оккупационной, подлежащей безоговорочному выводу, а не по согласованному между двумя государствами плану.

    Фактически, мы против неё (концепции — прим.ред.) не возразили. И этот акт признания, он такой уклончивый, без всяких объяснений. И отсюда следуют многие правовые основания, которыми играют прибалтийские правительства нынешние, чтобы лишать русских своих естественных гражданских и политических прав.

    А что касается языка, то это даже не гражданское или политическое… Большего удара по правам человека — запретить людям получать образование на языке, на котором они мыслят и себя идентифицируют — это уже просто… средневековье. Это — чья страна, того и вера.

    Здесь, конечно, я должна сказать, что перспективы достаточно сложные. Я не буду бить в литавры и говорить, что всё образуется. Нет, конечно. Предстоит сложная и длительная борьба за выживание родного языка. Сейчас ситуация осложнилась еще тем, что Запад захотел интегрировать эти страны в свои евроатлантические структуры, чтобы у России было меньше возможностей.

    Конечно, одного окрика из Брюсселя было бы достаточно, чтобы не ходили маршами всякие там легионы СС бывшие, осужденные однозначно Нюрнбергским трибуналом как принадлежащие к военно-политической машине Третьего Рейха, которая объявлена преступной, а не только идеология. Достаточно было бы.

    Но они этого не делают. И сейчас мы видим, что и Россия подвергается страшным поношениям. Я думаю, что период этот иссякнет. Единственное, что у меня нет розовых очков, что это будет через год или через два.

    К сожалению, за эти последние 15 лет такой политики и идеологической борьбы против России кадры всех международных организаций, правительственные, чиновные всюду заполнены людьми, воспитанными на этой идеологии.

    И это тоже всё осложняет. Даже если в европейском обществе в целом неосознанно, интуитивно вызревает понимание того, что это тупик, это себя исчерпало, то на то, чтобы другие люди пришли во все эти структуры, в ближайшие год-два рассчитывать невозможно. Поэтому у меня розовых очков нет, но нет и апокалиптического чувства.

    Конечно, я молюсь, чтобы и у латышей, и у эстонцев и литовцев наступила какая-то, я бы это назвала, историческая национальная зрелость, и они вышли из пеленок самоутверждения. Для которого они не нашли ничего лучшего, как от противного действовать и использовать в качестве каркаса для государственной идеологии короткий период сотрудничества части элиты с Гитлером. Позорный, на самом деле. И в такое двусмысленное положение ставит.

    И если бы эти элиты прибалтийские не нужны были сейчас в качестве острия против России, их бы давно окриками заставили замолчать, и они бы сменились. Но, к сожалению, сейчас мнение прибалтийских элит становится мнением Запада. Хотя мне было бы унизительно на месте этих элит осознавать, что я только потому и нужен, чтобы лаять на Россию.

    — На ваш взгляд, возможно ли объединение проживающих в разных странах ЕС русскоязычных общин в одну единую структуру, создание общеевропейской партии, общего культурного пространства?

    — Если говорить о партиях, то надо посмотреть законодательство ЕС. Позволяет ли оно делать партии по этническому принципу. Хотя здесь скорее даже не этническая, а духовно-культурная идентичность. Если такие вопросы возникают, значит, есть некие предпосылки к этому. Поэтому я бы не сказала, что это невозможно. […] Русская культура очень много дала Европе, и наоборот. И всегда будем мы связаны.

    — Можно ли, на ваш взгляд, рассчитывать на то, что Россия более четко продемонстрирует свое отношение к осколкам русского и других народов, разбросанным после развала Советского Союза?

    — Понимаете, здесь ещё есть международное право. Не случайно, я повторю, Запад хотел скорее включить Прибалтику в евроатлантические структуры. Это члены ЕС. Как Россия может вмешиваться?

    Я за то, чтобы Россия ставила такие вопросы в своих переговорах с партнерами и заключала с ними договоры.

    Русская цивилизация. Существует ли она?

    — Как вы определяете место русской культуры и России за всю её историю? Можно ли говорить о русской цивилизации? Либо вы её причисляете к западной или восточной цивилизациям?

    — Здесь есть разные мнения. Мы принадлежим к цивилизации христианской, выросшей на основе апостольского христианства. Разошлись мы даже не столько во время Великой схизмы (раскол христианской церкви в 1054 году на православную и католическую — прим.ред.) и на Флорентийском соборе (Ферраро-Флорентийский собор, 1438-1445, который в Католической церкви считается XVII Вселенским собором, а православными церквями решения Собора отвергаются), не смотря на то, что враждовали и была ревность католиков.

    По-настоящему мы стали расходиться после Просвещения (17-й век — прим.ред.), которое привело к атеизму. После этого уже в 19-м веке можно говорить о том, что Россия не была частью той цивилизации, того пути, по которому пошла Европа, Запад. Это идейный багаж Французской революции, протестантская этика, мотивация к труду и богатству, декартова логика… Он был такой христианин. Наверное, в гробу перевернулся бы, если узнал, что из его теории сделали… И поэтому, это неизбежно привело к 20-му веку.

    Но в 20-м веке мы видим новую Великую схизму. Это уже эпохи Модерна и Постмодерна. Потому что философия Прогресса родила опять два родственных детища — это коммунизм и либерализм. Это кузены абсолютные. И усилило это противостояние как раз то, что носителями этих двух соперничающих идей уже нового времени являлись старые соперники, соперничавшие за христианскую истину.

    Но, безусловно, русская цивилизация — это восточно-православная цивилизация. И конечно, она по-разному с латинцами отвечает на такие главные, на мой взгляд, вопросы Евангелия — это искушение властью и хлебом. И, безусловно, это определенная самобытная часть общехристианской цивилизации.

    И Россия, конечно, настолько огромная… А огромные величины живут по своим законам. Они по-другому гниют и по-другому возрождаются. Вот, как доказывает Россия своей историей, сколько ни обрезают живые ветки, всё равно она оказывается способна дать новый росток. Это же тоже изумляет.

    И я не такой оптимист. Я понимаю, сейчас не самый лёгкий период истории, и нация наша много потеряла своего капитала — и генетического, и культурного, уж не говоря об экономическом.

    И вообще, в наших широтах невозможно построить потребительскую цивилизацию по типу немецкой. Там, где глубина промерзания два метра даже под Москвой и расстояния между центрами производства и потребления 700-800 километров до Урала только, а не так как в Германии — не замечаешь даже, переезжая из одной агломерации в другую.

    Такая цивилизация не потому, что Запад не хочет, чтобы мы её создали, она неугодна Богу.

    — Но можно ли говорить о самостоятельной русской цивилизации, или всё-таки она какая-то альтернативная европейская или вообще восточная, вроде Китая или азиатских стран?

    — Нет-нет. Она не восточная. Я в данном случае совершенно не евразиец. Я считаю, что, безусловно, влияние евразийское в России есть, но это влияние материальной культуры. Мы говорим о мавританском влиянии в архитектуре Испании, но это не значит, что толкования католической церкви изменились под влиянием исламских мавров. Так и здесь.

    Русские, живущие в Узбекистане, кладут в борщ узбекские травы для аромата, но не меняют своей интерпретации мироздания.

    Мы, безусловно, евразийские геополитически. И у нас особые, конструктивные и очень плодотворные отношения с азиатской ойкуменой, которая втянута в соработничество и в русское государство.

    И это нас отличает очень сильно от Европы, где изначально государства строились на идее моноэтничной и моноконфессиональной; остальные либо истреблялись, либо ассимилировались, либо изгонялись.

    В России, даже Ключевсий писал, в дружине дохристианского киевского князя был целый интернационал. И в повести Куприна «Поединок» в сцене приведения к присяге, такое уважение ко всем… Вначале к присяге приводят православных, потом нескольких поляков, потом за неимением пастора штабс-капитан Диц приводит, по-моему, прибалтов, потом даже мулла, и черемису-марийцу тоже там на конце шпаги хлеб подносят. Кажется, так это было. Где вы в армии демократических стран найдёте такое уважение ко всем, составляющим империю?

    Поэтому у нас редкий своеобразный путь, который ценен как раз сейчас, когда мы видим столкновение цивилизаций. Столкновение Запад сам провоцирует своим воинствующим секуляризмом, и он бессилен. Технократия бессильна перед Аларихом Вестготским. Рим пал, несмотря на материальное и техническое превосходство и свою демократию, которая там была.

    Идеи, их авторы и немного политики

    — Как вы относитесь к идеям евразийской интеграции, к идеям того же Александра Дугина?

    — Я никогда с Дугиным в этом не соглашалась. Но он сейчас как-то отошел от какого-то этно-ландшафтного мистицизма, который был свойственен ему в 1990-е годы, когда он издавал журнал «Элементы» и публиковал европейское новое право, причем языческое. Потому что есть христианское новое право, а есть языческое.

    Боже мой, как он с этим носился. Журналы все были испещрены вокруг масонскими символами, он этим очень увлекался. Я просто это видела и слышала. Сейчас он совсем иначе выступает. Но у него был этно-ландшафтный мистицизм…

    — От идей геополитики он, вроде, не отказался…

    — Понимаете, то, что мы великая евроазиатская геополитически держава — это факт.

    — А как вы относитесь к небополитике? У её авторов своя дискуссионная площадка есть — Школа здравого смысла.

    — Они мне шлют очень много всякого про небополитику.

    — Какое-то мнение о них у вас есть?

    — Нет-нет. Мне кажется, они пока не заслуживают, чтобы о них какое-то мнение было.

    — Вы имеете тесные связи с Францией. Как вы оцениваете задержание в этой стране российского сенатора Сулеймана Керимова?

    — Тут скорее надо быть специалистом по русскому нашему Сенату. Поэтому у меня нет, честно говоря, мнения.



    Комментарии (0) | Распечатать | |

    Источник: https://izborsk-club.ru/14746

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    Добавить новость в:


    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     



    На портале



    Наш опрос
    Чем вы готовы пожертвовать ради России в противостоянии с Западом?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия, Австрия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Африка, Балканы, Белоруссия, Ближний Восток, Болгария, Бразилия, БРИКС, Британия, Ватикан, Венгрия, Венесуэла, Германия, Греция, Грузия, Дания, ЕаЭС, Евросоюз, Египет, Израиль, Индия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Киргизия, Китай, Корея, Латинская Америка, Мексика, Молдавия, НАТО, Новороссия, Норвегия, ООН, Пакистан, Польша, Прибалтика, Приднестровье, Румыния, Саудовская Аравия, Сербия, Сирия, СССР, США, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония

    Показать все теги

    Фито News











    Реклама




    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2017 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2015