В субботу в Москве прошел митинг «В защиту столичного образования», организованный коллективом школы «Интеллектуал», протестующим против слияния с гимназией №1588. Акцию посетили 1,5 тыс. горожан. Московские власти требуют объединения школ с разным образовательным профилем, а отказавшимся резко снижают финансирование. В столичном департаменте образования заявления митингующих не комментируют.
Принятый ранее федеральный закон об образовании упразднил все виды образовательных учреждений: гимназии, лицеи, специализированные, коррекционные и другие. И лишил их права на дополнительное финансирование программ: углубленное изучение предметов, деление классов на подгруппы, индивидуальные занятия, проектно-исследовательскую деятельность, медико-психологическое сопровождение учеников, круглосуточное пребывание.
Закон подразумевает, что если муниципальные власти считают соответствующие расходы целесообразными, то платят их самостоятельно из местных бюджетов. Столичная мэрия приняла решение, что все дети равны и нужны только средние общеобразовательные школы, без каких-либо специализаций. В каждой должны быть созданы «равные возможности», в том числе финансовые. В 2011 году был запущен пилотный проект по повышению качества образования. Участникам предлагали поднять действовавший тогда минимальный норматив на содержание ребенка — с 63 до 123 тысяч рублей в год. Обычные районные учреждения охотно соглашались на условия. Продвинутые, имевшие прежде гораздо большие деньги, — не спешили. Для них был продуман переходный мораторий на снижение «тарифов». Но в сентябре этого года все надбавки срезали. Все сложности финансовых проблем на себе ощутили почти два десятка московских школ. Почти все входят в 500 лучших школ России.
Москва запустила процесс слияний и поглощений: более 3 тыс. школ, лицеев и детских садов были объединены в 894 «многопрофильных комплекса». Чиновники считают, что школам это выгодно: чем больше школа, тем больше в ней учеников и денег. Но слияние происходит механически, по принципу территориальной близости, не учитывая обстоятельств и особенностей специфики той или иной школы. «Департамент образования подписал приказ о слиянии "Интеллектуала" с гимназией №1588, хотя у нас совершенно разные программы. Ни учителя, ни родители не хотят объединения, управляющий совет школы направил официальное возражение, но департамент не обратил на это внимания»,— говорит господин Луховицкий в интервью «Коммерсанту».
Кроме объединения лицеев и элитных школ, слияние пришло и к школам для детей-инвалидов. Им также предлагают объединяться с соседними учебными заведениями, объясняя это развитием инклюзивного образования, когда инвалиды и обычные дети учатся вместе. После отказа объединяться школе №30 для глухих и слабослышащих почти в два раза сократили финансирование, уменьшились и средства, выделяемые на оплату коммунальных услуг, сообщает «Коммерсант».
Митингующие приняли резолюцию с 11 требованиями к правительству Москвы. Ключевые из них: прекратить объединять школы без согласия учителей и родителей, прописать особый статус для коррекционных и «углубленных» учебных заведений.
Эксперты отмечают, что московская модель уравниловки распространяется на всю страну. Те же самые процессы проходят в Туле, Рязани, Ульяновске. На очереди — другие регионы.