Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?






    Навигация

    Важные темы

    В последнее время пошёл вал претензий к российской власти, которая, мол, на международной арене


    Для начала отметим, что в мировой исторической науке, фатально разделенной в своем служении разным


    Шум во Франции продолжается и возникает естественный вопрос: а какова его реальная цель? Против


    Израиль предпочитает отсиживаться за спиной Вашингтона, и поэтому и на сей раз


    Нереальный срок в 60 дней, предъявленный НАТО России для уничтожения своих ракетных программ,


    Реклама




    » Умные и красивые: тернистый путь российских женщин к высшему образованию

    | 22 сентябрь 2018 | Наука и образование |

    140 лет назад, 20 сентября 1878 года в Санкт-Петербурге открылись Высшие женские курсы. С тех пор эта дата многими считается днем появления в России университетского образования для россиянок. 

    Курсы получили название «бестужевских» – по имени их первого руководителя Константина Николаевича Бестужева-Рюмина, русского историка, профессора Санкт-Петербургского университета, академика, тайного советника (чин соответствовал армейскому генерал-лейтенанту). Кстати, дядей крупному ученому приходился один из видных «декабристов» Бестужев-Рюмин, казненный за участие в известном восстании.
    Кто-то может заметить – так, вроде же, в России и ранее были учебные заведения, где обучались женщины? Тот же Смольный институт, например - основанный еще Екатериной II? На самом деле, пресловутый «Институт благородных девиц» по сути являлся больше пансионом для обучения девочек с 6-летнего возраста, и по числу преподаваемых предметов мог сравниться, в лучшем случае, с женской гимназией. Пусть учиться в нем девочкам из дворянских семей и приходилось целых 12 лет.
    Реальные же попытки разрешить получение высшего образования для женщин в России были начаты лишь в 60-х годах 19 века – так называемую «эпоху Александровских реформ». Начавшуюся с отменой Александром II крепостного права – а позже затронувшую практически все сферы тогдашнего общества и государства. 
    Собственно, практически с этого момента и начались бурные дебаты – могут ли женщины учиться в университетах. Кстати говоря, не только в России – но в Европе и США тоже. Хотя Запад, исходя из распространенных мифов наших доморощенных «западников», тогдашних и нынешних, якобы являлся «центром прогресса» – но вот допускать милых дам за университетскую скамью там тоже почему-то особо не спешили. Разве что «явочным порядком» – и больше в качестве «вольнослушателей». 
    К примеру, прием «прекрасного пола» для обучения врачебной премудрости в Цюрихском университете одними из первых в мире разрешили лишь в 1864 году. При том, что в «отсталой России» это случилось на три года раньше, в качестве «эксперимента». 
    Правда, это начинание, увы, довольно быстро сошло на нет – но только в виде именно университетского обучения. Специализированные Высшие женские курсы при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии были открыты в 1872 году и успели сделать несколько полных выпусков. Причем, девушкам, окончившим 5-летний курс как раз и присваивали звание «лекарей» (4-летний – только «акушерок»). 
    В те же 60-70-е годы открывались высшие женские курсы и, так сказать, более универсального содержания – в Петербурге, Москве, Киеве, Казани. И, все же, хотя лекции в них и читались полноценными университетскими профессорами, но до систематического образования курс обучения явно не дотягивал, больше напоминая что-то вроде лекций общества «Знание» в советское время. 

    ***

    Именно поэтому Бестужевские курсы в СПБ, открытые на базе образованных в 1870 году Владимирских курсов, считаются важной вехой в развитии высшего образования для российских женщин. Ведь их программа впервые приобрела систематический характер – да и срок обучения достиг вполне солидных сначала 3, а позже – 4 лет. К тому же учились там только с самого начала больше 700 человек, позже их число перевалило за тысячу – вполне себе достойный показатель даже для современного ВУЗа, пусть и не масштабов МГУ. 
    Первый российский ВУЗ был оборудован отличными лабораториями, комнатами для практических занятий, библиотекой. Имелось два отделения: словесно-исторические (сейчас бы его назвали «историко-филологическим») и физико-математическое. Впрочем, название последнего тоже не вполне соответствовало содержанию изучаемых предметов – которое было, скорее, «естественным» в тогдашней терминологии. Ведь преподавалась там и химия, и физика, и ботаника с зоологией, и гистология с физиологией, и многие другие точные науки.
    Финансировались курсы долевым участием Министерства просвещения, городской Думы, но, в первую очередь - за счет частных пожертвований от богатых спонсоров, среди которых было немало обеспеченных и умных женщин из высших слоев общества. Впрочем, для студенток («курсисток», как их тогда называли) обучение было платным – и довольно-таки недешевым, с учетом тогдашних цен. В самом деле, 200 рублей в год – это только сейчас чашка кофе не в самом дорогом столичном кафе, а тогда за эти деньги можно было купить, к примеру, десяток коров. 
    В 1886 году прием новых слушательниц на курсы был запрещен по распоряжению правительства. Правда, через 3 года полноценную их деятельность возобновили. Путь и при большем контроле власти, с отменой многих «университетских вольностей», вроде полноценного самоуправления – теперь курсами руководили строго назначаемые чиновниками администраторы. В таком виде заведение просуществовало до 1918 года – после чего плавно были включены в систему Петроградского университета. 
    Все же, стоит заметить, что несмотря на вполне систематическое обучение курсисток, возможность сдачи ими госэкзаменов была введена лишь в 1910 году. То есть, до этой даты первый российский женский университет де-юре к полноценным ВУЗам не относился – пусть и обеспечивая своих выпускниц университетским образованием де-факто. Что, в общем, могло создавать для последних некоторые сложности с работой. Понятно, что в тех местах, где «главное не «шашечки» – а чтобы ездить», образованных дам принимали охотно. Но там, где «без бумажки ты букашка» – могли дать и от ворот поворот.

    ***

    Может возникнуть вопрос – почему же процесс получения российскими женщинами полноценного высшего образования, будем честны, заметно тормозился властями? Неужто виновата все та же «российская отсталость», пресловутый «Домострой» и прочие атрибуты критики «этой Рашки» любым добропорядочным либералом-западником?
    Спору нет, пословицы образца «курица не птица – баба не человек», или «у бабы волос длинен – а ум короток» успешно дожили, как минимум, до революции. Да и сейчас порой проскальзывают в «мужских разговорах» за пивком, где, как водится, принято подкалывать «прекрасный пол».
    Но, все же, подобные настроения если и были присущи России после преобразований Петра I – то разве что в среде крестьянства и купечества. А дворянки, получившие право от императора-реформатора ходить на Ассамблеи, вести полноценную светскую жизнь вместо сидения затворницами в душных теремах, уж никак не почитались минимально образованными мужчинами достойными только «церкви, кухни, детей». 
    Конечно, полноценная работа женщины в любой профессии мешает ей уделять все свое время ведению домашнего хозяйства и воспитанию ребятишек. Тем не менее, еще в 18 веке в России начали централизованно готовить, как минимум, акушерок – для родовспоможения роженицам вместо обычных необразованных «повитух».
    Думается, все же, что основной причиной не слишком большой популярности идей массового женского образования среди российских политиков стали … сами женщины! Точнее, значительная часть тех из них, которые этого образования добивались. 
    Нет, конечно, желание служить своему народу в качестве учительницы, врача, да даже и адвоката или ученого – могло вызывать только одобрение. Вся беда заключалась в том, что тогдашние «девушки бледные со взором горящим» очень часто хотели совмещать свое профессиональное служение – и революционную агитацию. 
    Как, скажем, «народники», члены революционной организации «Народная воля», начавшие в период Александровских реформ свои «хождения в народ». Чаще всего, как раз, именно в качестве тех же акушерок, фельдшериц и учительниц – помогая крестьянам, но при этом исподволь ведя с ними разговоры на тему «долой самодержавие!».
    Правда, пока эти разговоры только разговорами и оставались – власти реагировали на них относительно спокойно, максимум, ограничиваясь надзором и административными ссылками за такими «просветительницами». Но когда от бомбы террориста-народника погиб Александр II, его сын, Александр III, вполне логично, решил «прикрутить гайки». 
    В результате жаждущие не только высшего образования, но и намеревающие «весь мир насилья разрушить до основанья – а затем…» девушки стали восприниматься властью, вполне закономерно стремящейся к сохранению стабильности в стране, мягко говоря, не очень хорошо. Отчего и откровенно «дискриминировались» попытки революционно-просвещенных дам получить полноценный университетский диплом.

    ***

    Впрочем, вышеописанный казус постепенно сходил на нет. Во-первых, «народники», разуверившись в успехе своего «хождения в народ», перешли к чисто террористическим методам. А для того, чтобы изготовить и бросить бомбу университетский диплом особо не нужен – как для мужчин, так и для женщин, готовых стать террористами.  
    Во-вторых, сами прогрессивные девушки со временем стали понимать, что даже в самых прогрессивных делах от них будет больше толку в качестве грамотных специалистов, полезных согражданам – а не в качестве пламенных агитаторов и пропагандистов. Поэтому одним из первых по-настоящему полноценных женских высших учебных заведений с выдачей такого же полноценного диплома стал Женский медицинский институт в Санкт-Петербурге, открытый в 1897 году. Готовивший «практиков»-докторов, а не «теоретиков», историков или философов. 
    Ну а окончательно проблема, так сказать, «девичьего студенческого радикализма» по большому счету была решена… большевиками! Да-да, несмотря на все их сами по себе ультрареволюционные лозунги и такую же практику. 
    Ведь именно при них была ликвидирована «гендерная специфичность» в высшем образовании – парни и девушки стали учиться вместе. А прежние «женские», что курсы, что институты стали достоянием истории.
    Ну а когда молодежь учится вместе – то отдают все свои силы и время, что учебе, что «общественной работе» (включая и экстремистские поползновения) разве что отпетые «ботаники» (и «ботанички») – да откровенные фанатики. Остальные же предпочитают после занятий (а то и во время их) приятно общаться с симпатичными однокурсниками противоположного пола. 
    Это, конечно, полностью не исключает опасности превращения студентов в управляемую циничными «кукловодами» толпу отмороженных «онижететей» – но, все же, при надлежащих профилактических мерах, такая опасность не столь критична. В отличии от коллективов, в которых обучаются молодые люди лишь одного пола. Тогда уж точно «либидо», не имеющее условий для нормальной реализации, вполне по Фрейду, может «сублимироваться» во что угодно. Причем, не обязательно положительное и для его носителя, и для общества в целом…
    Так что теперь женщина-профессор, учитель, врач, адвокат, экономист, политик, министр уже не вызывает ни ажиотажа – ни подозрительности. А многие специальности в наших универах так и вообще комплектуются прежде всего за счет девушек.  Доказывающих уже на протяжении нескольких поколений, что противопоставление из известной остроты «умная – или красивая» является откровенно надуманным. 
    А первыми доказали это наши пра-пра-бабушки – постигавшие высшее образование в далеко не тепличных для них условиях конца 19-го века…



    Комментарии (0) | Распечатать | |

    Источник: http://webkamerton.ru/2018/09/umnye-i-krasivye-ternistyy-put-rossiyskikh-zhenschin-k-vysshemu-obrazovaniyu

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    Добавить новость в:


    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     



    На портале



    Наш опрос
    Чем вы готовы пожертвовать ради России в противостоянии с Западом?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия, Австрия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Африка, Балканы, Белоруссия, Ближний Восток, Болгария, Бразилия, БРИКС, Британия, Ватикан, Венгрия, Венесуэла, Германия, Греция, Грузия, Дания, ЕаЭС, Евросоюз, Египет, Израиль, Индия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Киргизия, Китай, Корея, Латинская Америка, Мексика, Молдавия, НАТО, Новороссия, Норвегия, ООН, Пакистан, Польша, Прибалтика, Приднестровье, Румыния, Саудовская Аравия, Сербия, Сирия, СССР, США, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония

    Показать все теги

    Geo News











    Реклама




    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2017 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2015