Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Это совершенно особая категория людей

    | 9 августа 2016 | Наука и образование | | Просмотров: 846 | автор: MGM

    В последние дни по понятным причинам всех очень интересуют вопросы зарплат школьных учителей и состояния системы образования в стране в целом. Все уже как-то привыкли, что в образовании у нас, во-первых, постоянные реформы, а во-вторых, ничего хорошего. Ну, то есть, школы сокращаются, учителя получают копейки, учат непонятно чему и непонятно как, а еще и ЕГЭ. Словом, дежурный набор штампов, которым уже много лет.

    Видимо, раз уж есть повод, да и сентябрь скоро, и правда стоит предметно поговорить о том, что у нас происходит с образованием и школами в частности. Для начала давайте о том расхожем тезисе, что нынешние выпускники школ, они же абитуриенты – довольно малограмотные. Это уже давно не так. Несмотря на то что каждый июнь у нас всплывает в Сети душераздирающая статья с «перлами» сочинений абитуриентов журфака МГУ, датированная то ли 2013-м, то ли еще более ранним годом, все не так страшно.

    В минувшем июле лично мне довелось поучаствовать в работе приемной комиссии на вступительном экзамене как раз на отделении журналистики, только не МГУ, а Новгородского государственного университета. Начать стоит с того, что заявления подали 115 человек. Экзамен пришлось проводить в два дня.

    Но количество не гарантирует качество. Что же до качественных показателей, то в эссе, которое писали абитуриенты, ошибки, конечно, есть, но не вопиющие, без пресловутых «вообщем», «исчо», «вкра це» и прочих грамматических ужасов. Хромает в основном пунктуация, стилистика и в некоторых случаях – фактура. Что интересно, почерки более или менее разборчивые.

    К чему это все? К тому, что все же этот страшный ЕГЭ с годами интегрировался в школьную систему так, что не только выдает некий высокий или невысокий балл, но и отражает более или менее реальный уровень подготовки выпускника школы. Похоже, что «дрессировка для сдачи Единого госэкзамена» все же постепенно превратилась в адекватное обучение и подготовку. Ну, по крайней мере, исходя их тех 115 человек, которых наша комиссия отработала на вступительных. Так что не торопитесь хоронить российскую школу и российские вузы. Мы еще поживем и поучим.

    Следующая проблема, от которой и школьные учителя, и вузовские преподаватели в свое время тихо и не очень тихо взвыли, – бюрократия. То есть с зарплатой как-то все более или менее выправилось еще лет пять-шесть назад, по крайней мере тихое одобрение заработной платой выражали несколько моих знакомых школьных педагогов. Даже не из Новгорода, а из города Боровичи в Новгородской области. Но формулировалось это одобрение примерно так: «С деньгами стало сейчас нормально, но нам бы еще параллельный штат людей нанять, чтобы они бумажки все эти заполняли, а то учить не успеваем».

    Эту проблему Министерство образования и науки тоже осознало. По крайней мере на уровне публичных заявлений Минобрнауки сообщило, что «бюрократическая нагрузка» уже снижается и будет снижена в этом году. Отчеты педагоги писать будут, но уже не многотомные. Как сейчас с этим в школе фактически – не знаю. Что касается вуза, то здесь действительно педагогам как-то стало полегче.

    Видимо, в силу того, что мы уже переписали по новым стандартам все рабочие программы и учебные модули, теперь, когда Минобр придумывает еще что-то «новое и интересное», нам остается только дописывать и редактировать уже имеющиеся документы. В общем, времени и сил на то, чтобы непосредственно учить, действительно стало больше. Это, в свою очередь, отражается и на качестве образования.

    Следующий момент – это оптимизация. То есть сокращение вузов и школ. Вузы у нас действительно сокращаются, проверки идут регулярно, в рамках этих проверок, естественно, сотрудники вузов и ректорат бегают по потолку, паникуют и ничего хорошего по этому поводу не говорят.

    Но, во-первых, такие сокращения и слияния проводятся максимально безболезненно для студентов. Им элементарно дают доучиться. Сокращают и оптимизируют при этом все больше филиалы и частные вузы, которые и в преподавательской среде называют не иначе как «дипломостроительные».

    Порождает ли это недовольство уволенных и сокращенных сотрудников таких образовательных учреждений? Безусловно. Но, как показывает практика, эти сотрудники и без вуза не бедствуют, поскольку уже много лет для них такие должности – это больше почетный титул, а не источник средств к существованию. Деньги они зарабатывают в совсем других местах.

    Что касается школ, то тут все совсем удивительно. По данным Минобрнауки, в 2015 году в России было открыто около 100 новых школ, в этом году к 1 сентября должны открыться 92 новые школы, и правительство не планирует кардинально менять подобную политику.

    По прогнозам министерства, стране к 2025 году понадобится пять миллионов новых школьных мест. Кстати, среди этих школ есть и сельские. То есть процесс «оптимизации» школ на селе тоже как минимум приостановлен. С российским селом в силу текущей политики вообще все очень интересно, и это уже отдельная тема.

    Что касается непосредственно денег на все эти проекты, то правительство уже выделило 25 миллиардов рублей на образовательные нужды. Отдельно 30 миллиардов рублей реализуется в рамках программы повышения качества образования в российских вузах по программе «5/100». Программа направлена на то, чтобы пять ведущих российских вузов вошли в общепризнанные мировые рейтинги. Но это все рейтинги и прочие абстрактные цифры – понятно, что самый живой интерес вызывают учительские зарплаты.

    Начнем с истории. В России учитель – не вузовский преподаватель, а именно школьный педагог – это своеобразная «каста» или «сословие». С особым отношением к людям данной профессии. При этом в какой-то момент такое отношение общества к учителям, где «учитель всегда прав», перевесило даже материальную составляющую, о чем мало кто помнит.

    Но вот если вспомнить зарплаты в СССР в 1980 году, до всякой там перестройки и даже с еще чуть живым Брежневым, то окажется, что учительская – одна из самых низких. Педагог получал 90–120 рублей, плюс разного рода надбавки за часы, классное руководство и прочую дополнительную нагрузку. Работник механического завода в то же время получал 170 рублей, а подполковник, служащий центрального аппарата Министерства обороны СССР – уже 450 рублей в месяц.

    Сейчас в рамках «майских указов» зарплата учителя выводится из средней зарплаты по региону. В дошкольных учреждениях – из средней зарплаты в сфере образования в регионе. При этом понятно, что средняя зарплата от региона к региону в стране разнится, и разнится существенно. На Русском Севере или Дальнем Востоке заработная плата выше в разы.

    А есть небогатый Кавказ, тот же Дагестан или Карачаево-Черкесия, в которых и средний уровень зарплат ниже, и преподавательский оклад соответственно. Получаем вариации от 60–80 тысяч на Дальнем Востоке до 15–19 тысяч на Кавказе. Но тут уже проблема в «экономическом выравнивании» страны в целом, а не только сферы образования. При этом рост заработной платы учителей происходит примерно на 6–7% в год, это действительно очень немного.

    Плюс кризис, проблемы в экономике, но, тем не менее, даже если мы говорим о замедлении, все равно речь идет о росте, а не о падении уровня заработной платы учителя. Иными словами, у правительства и у Минобра нет в планах «уничтожить всю систему образования».

    Согласно все тем же майским указам, в 2016 году зарплата педагогов должна вырасти в полтора раза. Однако нужно понимать, что труд преподавателя – это та еще работа, что вам любой учитель скажет. И чтобы зарабатывать много, этой работой нужно фактически жить.

    От того, кстати, и особое отношение к учителям. Фактически в советской культуре профессия педагога стала формой служения обществу и некоей высшей цели просвещения детей, выпуска их в жизнь. Во многом это ощущение и самоощущение педагогов сохранилось, несмотря на девальвацию всех ценностных ориентиров, через которую страна прошла в девяностые. Поэтому и сейчас есть недовольство уровнем жизни и зарплаты как со стороны педагогов, так и со стороны общества, которое тоже привыкло, что учитель – это совершенно особая категория людей.

    Но в целом если посмотреть реальные цифры и заявления как правительства, так и Министерства образования и науки, картина рисуется не настолько мрачной и безысходной, как по умолчанию принято у нас считать. Понятно, что до идеальных условий еще очень далеко, многолетние образовательные реформы только вошли в какое-то более-менее стабильное и вменяемое русло и начали давать первые положительные результаты.

    Но само направление, которое избрало наше государство, на развитие всей системы образования от детских садов (а они активно строятся по всей стране с 2012 года), кружков и секций и до вузов уже внушает определенные надежды.



    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://www.vz.ru/opinions/2016/8/9/825765.html

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Как вы относитесь к Юго-Востоку?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru