Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Образование СССР: платное или бесплатное?

    | 22 октября 2018 | Наука и образование | | Просмотров: 8 980 | автор: MGM

     

     

    Периодически вспыхивают жаркие споры на тему было ли образование в СССР платным или оно все же было бесплатным. Одни, ссылаясь на Постановления правительства, доказывают, что за получение образования  платили, другие, с тем же упорством ссылаясь на тексты Конституций и другие Постановления правительства, утверждают, что это все брехня и происки врагов. Ну, что ж, давайте попробуем разобраться и с этим вопросом.

    После революционного захвата власти большевики в числе новых органов государственного управления создают Комиссариат по Просвещению, во главе которого становится  А. В. Луначарский, уже в своем первом своем заявлении в качестве главы Наркомпроса подчеркивавший:

    Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения, а вместе с тем устройства ряда таких учительских институтов и семинарий, которые как можно скорее дали бы могучую армию народных педагогов, потребную для всеобщего обучения населения необъятной России.

    Этот посыл законодательно закрепляют в первой Конституции РСФСР 1918 года (Конституцию СССР 1924 года рассматривать не будем, т.к. она носила организационный характер и не содержала статей, касающихся прав и свобод граждан), где  ст.17 провозглашает:

    В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию РСФСР ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование.

    Тем не менее, практически сразу провозглашенный принцип бесплатности образовательных услуг сталкивается с проблемой его практической реализации, становясь все более декларативным. Гражданская война с разрухой и обнищанием как народных масс, так и государства, которое к тому же экономически еще было крайне слабо, делало эти усилия тщетными. Обилие правовых актов, закрепляющих безвозмездность образования (даже строго запрещающих  Декрет ВЦИК от 27.10.1921 "О воспрещении обязательного взимания платы во всех советских учебных заведениях", где отказ учащемуся или его родителю в обучении или в приеме в учебное заведение за неучастие в добровольных взносах считалось преступлением по должности, за которое виновные лица из учебной администрации и педагогического персонала подвергались ответственности по приговору народного суда) не могли изменить сложившееся положение. В учебных и воспитательных заведениях продолжали взимать плату, т.к. образовательным  учреждениям надо было как-то функционировать, а учителям/преподавателям/воспитателям на что-то жить (иногда плата принималась даже в натуральном виде - продуктами). Тогда было найдено компромиссное решение - обьявить, что взимание платы является, во-первых, как бы добровольным, во-вторых, - временным. И вот  наш первый Нарком образования,  разьясняя ситуацию, вынужден был говорить, что:

    Введение платности означает, что государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию, и вынуждено частично возложить льготы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей.

    Т.е. за обучение городской и сельской бедноты платила не вымершая за время революционных перемен "вшивая интеллигенция", еще не до конца раскулаченные зажиточные крестьяне, а так же все те кто, кто  относился к "социально чуждым" революции "элементам".

    Однако, для поднятия экономики (начинавшейся индустриализации) государству были крайне необходимы квалифицированные рабочие кадры. Для решения этой задачи были созданы многочисленные курсы начального профессионального образования, где обучались не имеющие рабочей профессии взрослые, а так же тысячи беспризорников. Эти курсы не только позволяли получить рабочую специальность, но и не были накладными:  взрослым в случае отрыва от производства сохраняли их оклады, а подросткам платили стипендии. Инструкция, разработанная согласно Декрету СНК РСФСР от 29.07.1920 "Об учебной профессионально-технической повинности" устанавливала, что размер студенческих стипендий для подростков учеников должен соответствовать шестому разряду третьей группы промышленных предприятий общетарифной сетки.


    Надо сказать, что во все годы СССР к  начальному профессионально-техническому образованию государство относилось, можно сказать, с трепетом. Подробно с законодательными актами в этом образовательном направлении можно ознакомится здесь: Обучение рабочих в СССР. Часть 1, Обучение рабочих в СССР. Часть 2, Обучение рабочих в СССР. Часть 3, где собрана очень подробная хронологическая подборка документов на эту тему (некоторые документы будут использованы в статье).


    С 1922 года стипендии стали получать студенты  и других учебных заведений. Декретом СНК РСФСР от 26.05.1922 "О государственных и частных стипендиях для студентов" учреждалось получение студентами высших учебных заведений и практических институтов  государственных и частных стипендий. Число государственных стипендий ежегодно определялось особым постановлением Совета Народных Комиссаров (надо сказать, что по отношении общему числу студентов их количество было не велико). В состав стипендий входили: продовольственное и вещевое снабжение; общежития;  денежные выдачи. Размер государственных и частных стипендий определялся не ниже среднего заработка рабочего данной местности. Таким образом, государственные учреждения, фабрично-заводские предприятия, общественные, кооперативные, профессиональные и партийные  организации, а также частные предприятия и лица (все те, кто относился к частным учредителям стипендий) получали право учреждения и выплаты стипендий студентам тех учебных заведений, куда их откомандировывали.

    В 1923 году положение о временно-добровольном взимании платы было закреплено законодательно. Нормативно-правовым актом, впервые утвердившим возмездность образовательных услуг был Декрет СНК РСФСР от 22 марта 1923 г. «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях народного комиссариата просвещения».

    Декрет официально разрешил губернским исполнительные комитетам вводить плату за обучение в учебных заведениях в городах и поселениях городского типа, хоть и с оговоркой, что временно; плата за обучение допускалась в школах I и II ступени, в техникумах, практических институтах и высших учебных заведениях. В то же время, были определены категории лиц, имеющих льготы по оплате и  освобождаемых от уплаты за образовательные услуги, а так же то количество мест в школах на какие эти лица могут претендовать (согласно декрету в школах 75% мест предполагались платными).

    Однако, в середине 1924 года на заседании Политбюро РКП (б) (1924 г.) рассматривался вопрос "О платности в вузах" и было принято решение, что с 1924/1925 учебного года за обучение в ВУЗах будут платить все студенты.

    а) Установить как общее правило, что за обучение в ВУЗах платят все студенты...
     
    б) Каждый командированный в ВУЗы студент платит либо сам за себя (при наличии достаточного заработка), либо за него платит командировавшая его организация, либо может практиковаться и комбинированная система уплаты: часть — сам студент, часть — командировавшая его организация. 

    в) Указанный... порядок начать применять к новому приему в 1924-1925 учебном году, с тем чтобы с нового учебного года он был распространен на всю массу студенчества. 

    г) Плату за обучение установить в следующих размерах:
    - для лиц, зарплата коих не превышает 100 руб. в месяц, а также лиц, находящихся на иждивении родителей, зарплата коих не превышает 100 руб. в месяц,— 50 руб. в год; от 100 до 200 руб. в месяц — 75 руб. в год
    и от 200 до 300 — 100 руб. в год;
    - предоставить право местным комиссиям устанавливать для лиц, пользующихся нетрудовыми доходами, плату до 300 руб. в год. 

    д) Относительно уже находящихся в ВУЗах студентов принять следующий порядок: 
    От платы освободить следующие категории студентов:
    а) окончивших рабфаки,
    б) госстипендиатов,
    в) инвалидов войны, находящихся на иждивении соцобеза,
    г) детей профессоров и преподавателей ВУЗов и рабфаков, если таковые находятся на иждивении родителей..

    Протокол заседания Политбюро #86, 1924 г.

    Как видно, сумма оплаты за обучение устанавливалась в зависимости от материального положения студента, и была более высокой для лиц, имеющих нетрудовые доходы при этом освобождалась от оплаты строго ограниченная категория лиц.

    В конце 1924 года принимается Декрет СНК РСФСР от 06.11.1924 "О государственных стипендиях для студентов высших учебных заведений и рабочих факультетов", который определяет, что отныне все стипендии, выдаваемые студентам как Народным Комиссариатом Просвещения, так и другими народными комиссариатами, считаются государственными. Следует учесть, что данное постановление говорит о получении стипендий лишь определенной категории студентов - командированных (направленных) от организаций/предприятий или же состоящих на иждивении (содержании) государства, студенты, которые не имели льгот или направлений от организаций/предприятий стипендий не получали.

     Всего в СССР, т. о., 128 (по данным Главпрофобра) вузов и 157 595 учащихся (в 1927— 1928) против 91 вуза и 124 652 учащихся в в 1914/15...Членов и кандидатов ВКП(б) среди студентов—17,1%, членов ВЛКСМ—20,1%. По полу—70,5% мужчин, 29,5% женщин; количество студентов, получающих стипендии (по РСФСР) —50 тыс.

    БСЭ (изд I, т.14, стлб 33-35. Высшие учебные заведения СССР)


    Следует сделать еще одно отступление, имеющее взаимосвязь с историей взимания платы за обучение. При обсуждении темы платного образования СССР всплывает идея о том, что взимая  деньги за обучение советское руководство таким образом якобы стремилось сформировать будущую элиту из, скажем так, зажиточных слоев, потому что они имели возможность оплатить обучение своих детей, оттесняя таким образом детей рабочих и крестьян (априори бедных), что в дальнейшем и привело к развалу страны. На самом деле - дело обстояло с точностью до наоборот.

    С первых же дней существования советской власти одним из главных направлений политики в области среднетехнического и высшего  образования была борьба за кардинальное обновление социального состава студенчества, которое в последствии должно было "стать у руля", в том числе и в качестве руководителей разных уровней. Широко открывая двери вузов и среднетехнических образовательных учреждений для представителей рабочего класса и бедного крестьянства, советское руководство стремилось всячески ограничить возможности получения этого вида образования для выходцев из "социально чуждых" слоев населения. Под это определение подпадали представители дореволюционной элиты общества - дворянства, духовенства, буржуазии, позже к ним стали причислять зажиточных крестьян - кулаков, а с началом НЭПа и новых буржуа - нэпманов.

     Начиная с 1921 при приеме в вузы проводится классовый принцип комплектования, при чем в первую очередь приему подлежат рабочие, их дети, трудовые крестьяне и их дети. Оканчивающие рабочие факультеты сдают выпускные испытания при рабфаке, все остальные держат испытания в вузе.
    БСЭ (изд I, т.14, стлб. 39. Высшие учебные заведения РСФСР)

    Основной причиной дискриминации по социальному признаку в отношении вероятных или уже обучающихся студентов, была необходимость подчинения  большевистскому влиянию среднетехнической и высшей школ, потому как они занимались не только выпуском специалистов, но и воспитывали "нового" человека - человека социалистического/коммунистического общества.

    Выявились основные задачи Советской власти по высшему образованию: создание новой советской интеллигенции, в первую очередь из рабочих и крестьян, и подготовка ее к сознательному и творческому участию в строительстве социализма.

    БСЭ (изд I, т.14, стлб 33-35. Высшие учебные заведения СССР)

    Большевики считали, что представители "нетрудовых" сословий и классов по своей природе несут буржуазное  влияние, и, если их будет много, то это влияние отрицательно скажется на соучениках, вышедших из рабочей или крестьянской среды, поэтому борьба за "правильный" социальный состав студенчества принимала характер масштабных чисток.

    Историк С.В. Волков в книге "Интеллектуальный слой в советском обществе" так пишет об этом:

    В 1921 г., когда число желающих поступить в вузы стало значительно превышать число мест, некоторыми деятелями народного просвещения был выдвинут лозунг: «Наука - только для коммунистов».
    На ректорском совещании в Глафпрофобре в мае 1921 г. предложения некоторых ректоров подойти к приему студентов только с учебной точки зрения были категорически отвергнуты. Тогда же был установлен «классовый принцип» приёма в вузы с целью резкого ограничения доли детей интеллигенции среди студентов. ... Наиболее последовательно в масштабе всей страны «классовые приемы проводились с 1922 г. 

    В Положении о высших учебных заведениях  1922 года указывалось, что ВУЗы имеют целью:

    Распространять научные знания среди широких пролетарских и крестьянских масс, интересы которых во всей деятельности Высшего Учебного Заведения должны стоять на первом плане.

    В Известиях ВЦИКа № 76 от 6 апреля 1923 года опубликованы правила приема в высшие учебные заведения РСФСР в 1923 году. Цель этих правил состояла в пополнении состава учащихся ВУЗов преимущественно выходцами из пролетарской и крестьянской среды. Организацию приема студентов в высшие учебные заведения отражало Постановление ЦК РКП (б) от 15 июня 1923 года «О приёме в ВУЗы», где говорилось:

    «Придавая важное политическое значение укомплектованию высшей школы пролетарскими элементами, ЦК предлагает всем парторганизациям обратить особое внимание на классовый отбор командируемых в ВУЗы для чего создать при УОНО отборочные комиссии из представителей укома, укома РКСМ, Упрофбюро и УОНО, причём укомы должны систематически проверять работу отборочных комиссий и обеспечить её правильность».

    Помимо того, что прием в высшие учебные заведения был основан на классовом принципе, по этому же принципу происходило и исключение студентов. К примеру, согласно данным исследователей, к марту 1923 года 47-ю вузами было отчислено около 4 тысяч студентов (11% всего состава).

    В уже упоминавшемся Протоколе заседания Политбюро #86, (1924 г), где один из вопросов посвящался вопросам чистки, постановлялось:

    а) Считать необходимым сокращение при чистке количества учащихся не менее чем на 30 тысяч

    б) В основном чистка должна проводиться по линии проверки академической успешности учащихся, с тем, однако, чтобы по отношению к пролетарскому студенчеству были допущены максимальные льготы и чтобы по отношению к совслужащим и выходцам из буржуазии проводилась бы особенно жестко... 

    г) При проверке студентов непролетарского происхождения медицинских, индустриально-технических и сельскохозяйственных ВУЗов проявить бережное отношение к студентам старших курсов и исключать их при условии успешного прохождения курса лишь в случаях злостного отношения к соввласти..

    В том же 1924 году Нарком Луначарский в статье-отчете о работе Наркомпроса отмечал:

    Количество студенчества в 110.000 надо признать преувеличенным, превышающим действительные потребности страны. Главпрофобр стремится к дальнейшему снижению этой цифры, но и ода достигнута путем, с одной стороны, крайнего сокращения приема в этом году — 8.000 рабфаковцев плюс 5.500 остальных, а с другой стороны, столь болезненно протекшей чисткой студенчества, исключившей из его числа до 25.000 человек, не подходящих главным образом по своей академической неуспеваемости. 

    Хотя сам Нарком образования высказывался против классового подхода к набору студенческой молодежи:

     В дальнейшем пополнение высших учебных заведений должно будет пойти по новым путям. Прием специально по рекомендациям партии, комсомола и профсоюзов не оправдывает наши ожидания. Рекомендуются отчасти не совсем приемлемые элементы и, кроме того, иссякает, по–видимому, самый резервуар рабочих, аспирантов в вузы и втузы.

    Однако, в 1925 г. было исключено ещё 40 тысяч студентов, при этом нормы отчисляемых планировались заранее - в среднем 20 - 30% от общего числа слушателей. В общем, принцип классового подхода, как к набору студентов, так и к их отчислению оставался главным вплоть до начала 1930-х годов (в особенности в отношении рабфаков).

    Вот как это описывает БСЭ (изд I, т.14, стлб 33-35. Высшие учебные заведения СССР)

    Основной кадр строителей социализма пролетариат мог найти только в своей среде. Но для создания специалистов из рабочих недостаточно было просто открыть двери университетов. Лицемерием был бы формальный доступ в вузы без организации подготовки к ним...
    Пополнение В. у. з. молодежью из школ II ступени и т. д. также не может не происходить по классовому признаку, пока сама школа II ступени по своему составу обслуживает в гораздо большей степени остатки прежде командовавших классов, чем рабочих, а тем более крестьян. Оставить же В.у. з. открытыми для всех невозможно... Рядом постановлений правительства даны льготы при приеме, наравне с детьми рабочих, также для определенных категорий интеллигенции—детей научных работников, специалистов, военнослужащих...
     
    Вузы должны дать сознательных строителей социализма. Для этого вся специальная подготовка (инженерная, агрономическая и т. п.) должна быть пропитана теми идеями реконструкции и коллективизации,к-рые будут направлять будущую практическую деятельность. Специальность должна в самом преподавании связаться с выработкой марксистского мировоззрения и с умением помарксистски подойти к явлениям соответствующей отрасли жизни ....

    С начала 1930-х в политике советского государства по отношению к высшему образованию начались перемены. Социолог Л.Л. Шпаковская отмечает:

    Образовательная политика как политика позитивной дискриминации в пользу выходцев из рабочего класса и крестьянства начала изменяться в конце первого пятилетнего плана, и уже в 1931 г. обозначились первые признаки её сворачивания. … В период с 1932 г. происходит отказ от позитивной дискриминации в образовании в направлении равенства возможностей, академических критериев и меритократических принципов при приёме в вузы. Образовательная идеология переориентируется на отбор лучших по способностям, талантам, трудолюбию взамен социального происхождения. Начало данного этапа отмечает серия законодательных актов 1931—1936 годов, касающихся средней и высшей школы, направленных на введение в образовательную практику данных принципов...
    Отказ от позитивной дискриминации был связан с кардинальным изменением восприятия властью значения старой интеллигенции для социалистического строительства... Новые советские элиты, благодаря образовательной политике, были рекрутированы из рабочего класса и крестьянства и встали на место старых. Дальнейшая «шлифовка» классовой структуры советского общества происходила в терминах «окультуривания», создания общих стилей жизни и ценностей советской интеллигенции. Принятая в 1936 году Конституция резюмировала политику отказа от позитивной дискриминации, формально объявив равенство всех граждан вне зависимости от классовой принадлежности. Согласно сталинской идеологии, советское общество, устранив эксплуататорские классы, продолжало состоять из классов рабочих и крестьян. Оно включало также дополнительную прослойку — интеллигенцию, которая была частью существующих классов, а потому лояльна советскому режиму. Интеллигенция не была ни «красной», ни «буржуазной», а просто советской и способной служить народу.

    В 1935 году выходит Постановление ЦИК СССР N 30, СНК СССР N 2760 от 29.12.1935 "О приеме в высшие учебные заведения и техникумы", где указывалось:

    Отменить установленные при допущении к испытаниям и при приеме в высшие учебные заведения и техникумы ограничения, связанные с социальным происхождением лиц, поступающих в эти учебные заведения, или с ограничением в правах их родителей.

    Таким образом, классовый принцип к приему студентов был отменен, однако, "ноги" у большей части советской интеллигенции последующих поколений все ж растут из рабоче-крестьянской среды, впервые получившей высшее образованием именно в эти годы.

    Но вернемся к возмездности образовательных услуг.


    В 1927 году положение об оплате обучения претерпело некоторые изменения, обозначенные в Декрете от 24 января 1927 года «О взимании платы в учебных и воспитательных учреждениях».

    Принципиальная разница между Декретом 1923 года  и новым заключалась в изменении стоимости и механизма оплаты за обучение.

    Постепенное упразднение платы за обучение началось в начале 1930-х годов в связи с введением  обязательного всеобщего начального обучения и увеличением государственных ассигнований на строительство и функционирование школ (с увеличением сумм оплаты труда преподавательского состава). С 1933 года при Наркомпросе РСФСР появляется  центральный ссудный фонд из средств госбюджета на учебно-политехническое оборудование школ, а с 1934 года начальная и средняя школы получают устойчивое государственное финансирование. Одновременно с этим начинается реформа высшей школы, которая заканчивается к 1937 году. Все вместе взятое позволило в Конституции 1936 года в ст.121 вновь провозгласить бесплатность образовательных услуг:

     Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

    Однако, 2 октября 1940 года выходит Постановление СНК СССР "Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР", которое задним числом (с 1 сентября 1940 года) возвращает возмездность образовательных услуг.

    Сразу же по областям появляется "народное одобрение" решения правительства:

    Обратите внимание на:

    Некоторые учащиеся, оставившие школу, идут на практиче­скую работу, большинство из них подало заявления с просьбой направить их на учебу в ремесленные Училища и школы Фабрично-Заводского обучения.

    Действительно, тогда же - 2.10.1940 года выходит Указ «О государственных трудовых резервах СССР».

    Этим Указом Совет Народных Комиссаров получил право ежегодно призывать от 800 тысяч до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи, начиная с 14 лет, в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), при этом:

    ... обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.

    Вводя плату за обучение в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях государство решало сразу три главные задачи. Во-первых, перенос части расходов за образование на население позволял покрывать дефицит бюджетных средств, значительно возросший с середины 1930 годов, когда плата за обучение была фактически отменена. При этом утверждение, что уровень материального благосостояния трудящихся как-то сильно возрос - было большим лукавством. Согласно данным сборника Бюджеты рабочих, колхозников, инженерно-технических работников и служащих (стр. 39) в среднем денежный доход семьей рабочих в целом по всем обследуемым отраслям промышленности СССР в 1940 году в месяц составлял порядка 605 руб, но так это в среднем, по отраслям же доходы сильно разнились, при этом в семьях как правило было более 1 ребенка, поэтому затраты на образование были не такими уж и маленькими.  Денежные же доходы колхозников вообще сложно учесть, т.к. их работа оплачивалась трудоднями на которые начислялись натуральные продукты в то время, как за обучение надо было платить денежные госзнаки, а не трудодни.

    Во-вторых, таким образом государство регулировало необходимую стране численность специалистов с высшим образованием, помните, еще в 1924 году Луначарский говорил, что количество студентов превышает необходимые потребности - двадцатые и тридцатые годы дали экономике достаточное количество специалистов с высшим образованием для проведения ускоренных темпов индустриализации, которые уже преступили или готовы были преступить к профессиональной деятельности, Тем не менее, постреволюционное подрастающее поколение продолжало хотеть образовываться, тем более, что о необходимости этого говорили на каждом шагу, но государству в преддверии войны нужнее были профессиональные рабочие кадры.

    В-третьих, вводя плату за обучение в старших классах средней и высшей школах (вследствие чего часть студентов перешла на обучение на различные курсы, другая - на заочное отделение, оставшаяся - занялись трудоустройством), делая при этом бесплатным (с получением гос.стипендий) профессионально-техническое  образование, государство решало проблему пополнения рабочих рук на местах (заводах/фабриках).  А чтобы детки не считали рабочее образование чем то не серьезным или не обязательным Указ Президиума ВС СССР от 28.12.1940 "Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы)" определял, что за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы)  нарушители подвергаются по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года.

    Тем не менее, все же оставались отдельные категории граждан, которые освобождались от оплаты за обучение, а так же некоторые учебные заведения, где сохранялась бесплатность образования.

    В годы Великой Отечественной войны отмена платы за обучение и обеспечение стипендиями проходила в основном либо по национальному признаку, либо по признаку малообеспеченности.

    К концу войны перечень категорий граждан, освобожденных от оплаты за обучение несколько расширился, в льготную категорию попали демобилизованные по ранению военнослужащие, дети воинов, погибших на фронтах, дети инвалидов I и II групп, студенты-инвалиды и дети учителей. В то же время местные облсоветы депутатов могли принимать решения об освобождении от оплаты за обучение студентов заочных отделений определенных специальностей.

    В 1947 г. Верховный Совет СССР принял новую редакцию ст. 121 Конституции СССР, по которой гарантировалось бесплатное семилетнее обучение, и вводилась система государственных стипендий для отличившихся студентов высшей школы. Восстанавливающаяся после войны страна нуждалась в средствах, поэтому плата за обучение в старших классах и вузах продолжала взиматься. 

    Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.
    Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью семилетнего образования, системой государственных стипендий отличившимся учащимся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

    Наконец, в июне 1956 года выходит Постановление Совета Министров СССР "Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР"

    Отмена оплаты за обучение стала возможна благодаря росту валового дохода страны, в то же время данное решение носило не только экономический, но и политический характер: " в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования".

    Годом ранее 18 марта 1955 года вышел Указ ВС СССР «Об отмене призыва (мобилизации) молодежи в ремесленные и железнодорожные училища», который оставил в прошлом добровольно-принудительную мобилизацию молодежи в ремесленные училища и фабрично-заводские школы, в дальнейшем преобразованные в единую сеть ПТУ.

    Однако, в замен отмены оплаты за обучение и принудительной мобилизации государство решает приучать молодежь к труду уже со школьной скамьи, об этом еще в начале 1956 года на  ХХ съезде КПСС заявляет Н. Хрущев:

    «Необходимо не только ввести в школах преподавание новых предметов, дающих основы знаний по вопросам техники и производства, но и систематически приобщать учащихся к труду на предприятиях, в колхозах и совхозах, на опытных участках и в школьных мастерских».

    24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принимает Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг.

    Главной целью реформы объявляется подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Вместо 7-летнего вводится всеобщее обязательное 8-летнее образование, переход на которое осуществляется к 1963 году. Полное среднее образование за счет увеличения трудовых часов увеличивается с 10 до 11 лет. В учебные планы средних школы вводятся: в 1-4 классах – труд, в 5-7 классах – практические занятия в мастерских и на опытных учебных участках, в 9-11 классах – практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. 

    полное среднее образование молодёжи, начиная с 15-16-летнего возраста, осуществляется на основе соединения обучения с производительным трудом с тем, чтобы вся молодёжь в этом возрасте включалась в общественно полезный труд ...
    .. необходимо всемерное улучшение и расширение вечернего и заочного образования путем укрепления заочных и вечерних вузов, развития сети вечернего и заочного образования на базе стационарных вузов, организации вечерней и заочной подготовки специалистов непосредственно при крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.
    -  говорилось в документе. В общем, это можно назвать завуалированной платой за обучение.

    На практике лозунг связи школы с жизнью реализовывался слабо. Массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие слабого развития материально-технической базы учебных заведений. Лишь небольшая часть выпускников шла работать по специальности, полученной в школе. В то же время уровень общеобразовательной подготовки учащихся значительно снизился.

    В начале 1964 года Комиссия по народному образованию Верховного совета РСФСР принимает Постановление "О состоянии производственного обучения в средней школе РСФСР", согласно которому школы должны были вернуться к 10 летнему сроку обучения, а обязательная профессиональная подготовка учащихся общеобразовательных школ упраздняется с 3-х лет до 2-х . В августе 1964 г. эти положения закрепляются Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР "Об изменении срока обучения в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением", где отмечается:

    Обязать ЦК компартий и Советы Министров союзных республик принять меры к надлежащей постановке производственного обучения учащихся старших классов средних школ и обеспечить укрепление и дальнейшее развитие материальной базы для их производственной подготовки на предприятиях, в совхозах и колхозах.

    К 1966 году средние школы вернулись к 10-летниму сроку обучения, однако, хоть и были снижены часы  производственного обучения учащихся старших классов средних школ, школьники продолжали принимать участие в общественно-полезном труде, выезжая на помощь своим "шефам" (думаю, многие помнят весенние прополки полей и осеннюю уборку урожая в близ лежащих хозяйствах, в прочем, в каждой местности общественно полезный труд имел свое выражение).

    Конституция СССР 1977 года ст. 45

    Граждане СССР имеют право на образование.
    Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.



    Ключевые теги: СССР

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: https://aftershock.news/?q=node/692283

    Голосовало: 1  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что России необходимо нанести превентивный удар по предполагаемому агрессору в случае прямой угрозы её суверенитету?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru