Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Туризм: Арктика вместо Турции и Египта

    | 30 августа 2016 | Общество | | Просмотров: 563 | автор: MGM

     Земля Франца-Иосифа, о. Земля Георга, мыс Гранта. Фото — Р. Ершов. Фотография предоставлена Национальным парком «Русская Арктика»

    Иллюстрация: rus-arc.ru

    Земля Франца-Иосифа, о. Земля Георга, мыс Гранта. Фото — Р. Ершов. Фотография предоставлена Национальным парком «Русская Арктика»

    Гостеприимные курорты Баренцева и Белого морей, чартерный ледокол, комфортабельные чумы по системе all inclusive, профессиональные аниматоры из числа коренных северных народов, фото на память с белым медведем, магнитики из ржавых бочек из-под ГСМ… Российская Арктическая зона — самый большой участок мировой Арктики и треть территории России. Однако в то, что на этой «трети» есть жизнь, сложная, самобытная, настоящая и в то, что на нее действительно стоит посмотреть, в России все еще верится с трудом, но иностранцы в русской Арктике знают толк.

    «Валентина Матвиенко считает Арктику перспективным для туризма регионом. Что?! Арктика? Вы забрали у людей Турцию и Египет и дали им Арктику?», — сокрушался как-то в эфире одного из российских развлекательных каналов комик. Это фраза, как нельзя лучше, описывает состояние и положение арктического туризма в России.

    Начнем с конца. Во-первых, о чем вообще идет речь? Сказать четко и внятно, что такое арктический туризм, о развитии которого давно говорят и местные, и федеральные власти, и соседи по Арктике, невозможно. Особенно сложно это в нашем случае: самый южный участок законодательно утвержденной Арктической зоны Российской Федерации расположен уже на 62-й широте (южной границе Ямало-Ненецкого автономного округа), простирается же российская Арктика вверх вплоть до острова Рудольфа Земли Франца-Иосифа. Всё вытекающее отсюда природное разнообразие (участки тайги, тундра, арктическая пустыня, характерные для каждого пояса флора и фауна) дополняется ярчайшим этнографическим колоритом и, не стоит также забывать, определенным историко-культурным наследием. То есть формально, если говорить о туризме в Арктической зоне, то это не только — что первое приходит на ум — экстремальные экспедиции к удаленным островам Северного Ледовитого океана, не только «катание» на ледоколе «50 лет Победы», не фотоохота на белых медведей. Это и возможность посещения различных особо охраняемых природных территорий (а их более трех десятков только федерального значения) с редкими животными, это и красивейшие деревянные храмы Русского Севера, этнодеревни коренных жителей, специально создаваемые и адаптируемые властями субъектов для туристов, курорты и базы для активного отдыха, катания на собачьих и оленьих упряжках, лыжах, снегоходах, внедорожниках, охота, рыбалка, да в конце концов (для ленивых) даже местная самобытная кухня. Если переводить на язык туроператоров — экстремальный, экспедиционный, активный, познавательный, экологический, этнографический, паломнический, гастрономический и иные виды туризма.

    «Что?! Арктика?»

    Пожалуй, одна из главных проблем на пути развития отрасли — это то, что в массовом сознании «арктический туризм» и «отдых в Арктике» — оксюморон на грани здравого смысла и абсурда. В то, что там, где холодно, пустынно и опасно, можно отдыхать, верится пока с трудом. Посмотрим, например, на статистику. Так, согласно данным проекта «Деловой мир Арктики», из тех, кто выбрал поддержку внутреннего туризма и все-таки отдыхал в России, Север страны посещало только 3%.

    «Хотели бы вы или не хотели побывать (не «отдохнуть» — «побывать») в Арктике?», — спросили тысячу пятьсот респондентов. 67% собеседников не понравилось это гипотетическое предложение — «нет».

    405 человек, которые не прочь переступить Полярный круг (37%), аргументировали ответ тем, что Арктика — это «девственная, первозданная природа», «это интересно», «зима, снег, лед, мороз», «новое, неизведанное». Далее — по убывающей — людей привлекают красота региона, северное сияние, полярные день и ночь, экстремальность и экзотичность такого вида отдыха. Интерес к зимнему спорту, охоте рыбалке, а также к местным жителям влечет в Арктику наименьшее количество потенциальных туристов. В целом же, если говорить о том, а стоит ли вообще помышлять о туризме в Заполярье и возможно ли заинтересовать им людей, мнения опрошенных разошлись примерно одинаково. Почти четверть просто не знала, что ответить на этот счет. Более четверти — 28%, и это самый популярный ответ — полагают, что не надо. 25% не верят в возможность массового туризма, но убеждены, что работать в этом направлении стоит. И только 22% опрошенных настроены максимально оптимистично — развивать надо, привлечь массы возможно.

    Что считает Валентина Матвиенко

    Проводи социологи опрос среди политиков, то мнения бы и тут разделились, но не так кардинально. Подавляющее большинство бы ответило, что развивать туризм определенно надо, но в массовость поверили бы не все.

    «Арктический туризм должен стать крупной отраслью хозяйства российского севера, — заявил, выступая на Петербургском экономическом форуме, глава федерального агентства по туризму Олег Сафонов. — Он может быть сопоставим по доходам с добычей полезных ископаемых».

    Туристические деньги в структуре российского ВВП углеводородные доходы вряд ли заменят в ближайшее время, однако когда речь идет об экономике того или иного субъекта, то о значении туризма начинают рассуждать серьезно. Во-первых, экономики северных субъектов и городов в большинстве случаев завязаны на первичном секторе — на добыче и переработке одного или нескольких видов сырья. Стоит также отметить, в Арктической зоне и доля моногородов — чья жизнь и благополучие зависят, как правило, от одного-двух градообразующих предприятий — вдвое выше, чем по стране — 25.4% против 14.1%. В такой ситуации диверсификация, обеспечение «многовекторности» региональных экономик становится магистральной задачей.

    Во-вторых, именно за счет сектора услуг (и туризм в этом случае играет важнейшую роль) можно создать почву для развития малого и среднего бизнеса в Арктике. Такого рода предпринимательство будет, в свою очередь, обеспечивать не только рабочие места, которые нужны, но и, как отмечают эксперты, создавать элементарно комфортную среду для жизни в Заполярье. Немаловажно и то, что традиционный уклад жизни коренных народов, их материальная и нематериальная культура в контексте туризма может стать уникальным востребованным товаром, что, разумеется, будет способствовать ее и сохранению, и развитию.

    Успешный пример диверсификации мы можем увидеть, как ни странно, на норвежском Шпицбергене. «Арктикуголь», предприятие, реализующее и представляющее российские интересы на норвежском архипелаге, давно перестало быть рентабельным и существует за счет бюджетных дотаций. Между тем, с 2011 года в структуре «Арктикугля» работает центр арктического туризма «Грумант» (русское историческое название Шпицбергена). Туроператор задействует существующую инфраструктуру предприятия, пытается привлечь российских туристов более низкими ценами, а также экскурсионной программой на русском языке, уделяя внимание «русскому следу» в истории Шпицбергена. Стоит отметить, что власти Норвегии также понимают перспективность туристической отрасли на архипелаге, и российскому туроператору приходится выдерживать конкуренцию.

    Пользу арктического туризма давно осознали власти регионов Арктической зоны России и в меру своей компетенции и возможностей пытаются этот туризм развивать. Северные субъекты все больше утверждаются в мысли, что бренд «Арктика» надо задействовать, развивать и продавать. Более того, в этой абстрактной «Арктике» им стоит занимать свое место, приобретать узнаваемое лицо. Специальные арктические центры, создаваемые региональными властями, также уже существующая в российской Арктике практика, иногда эти центры регистрируются в качестве самостоятельных туроператоров.

    Что же касается уровня федерального, то тут достаточно элементарно открыть основные документы, касающиеся развития Арктики, и понять, что никакого «арктического туризма» попросту нет. Отдельные упоминания о нем в той или иной степени разбросаны в программных документах и по разным смежным федеральным и региональным программам, но о каком-либо видении развития отрасли говорить преждевременно. Впрочем, как и арктического туризма, нет в профильных ФЦП и понятия Арктической зоны — там оперируют округами, что добавляет трудностей. Заслуга упомянутой Валентины Матвиенко состоит как раз в том, что в декабре прошлого года она во всеуслышание подняла вопрос о создании госпрограммы по развитию не просто туризма — но даже туризма внутреннего — в Арктике. Идею обсудили и несколько пересмотрели на первом международном форуме «Доступная Арктика» в Нарьян-Маре в начале апреля этого года. Так, в резолюции мероприятия Ростуризму предлагается создать Стратегию развития арктического туризма до 2020 года, а также внести предложения по дополнению стратегии Социально-экономического развития АЗРФ на период до 2020 года. Кроме того, участники форума рекомендовали объединить все арктические турпродукты под единым брендом «Доступная Русская Арктика» и продвигать его на внутреннем и внешнем рынках.

    Название бренда, предложенное участниками форума, оправдает свое название лишь в случае, если, как и предлагала ранее спикер Совета Федерации, специальная программа будет предполагать некие «государственные преференции». Стоимость отдыха на российском Севере пока настолько же экстремальная, насколько климатические условия там.

    Русская Арктика: красота для иностранцев?

    «Между тем, мода на экстремальный туризм во всем мире растет, — констатировал замглавы Ростуризма Сергей Корнеев в интервью «Известиям». — Одна из причин — многие устали от традиционных туристических поездок. Люди хотят чего-то нового, экзотичного. Когда-то экзотикой была Африка, потом Карибы. Но сейчас в поисках новых ощущений туристы обращают свои взоры на крайний север, Арктику. Турбизнес видит это и подстраивается. К примеру, американские круизные компании уходят из других регионов на Аляску».

    Мурманск в силу географических возможностей и стараний властей уже является морскими воротами в российскую Арктику. В планах Ростуризма сделать его центром круизного туризма, для чего есть все предпосылки. Так, в рамках проекта «Арктическая гавань» завершается модернизация порта: реконструирован 206-метровый пирс дальних линий, реставрируется здание морского вокзала, в перспективах обустройство пункта пропуска. В 2015-м году в Кольском заполярье побывало 10 тысяч круизных туристов, в порт заходило 13 круизных лайнеров. В предыдущие два года их было 11 и 9.

    Отдельное большое достижение этого года — введение постановлением правительства РФ 72-часового безвизового режима для пассажиров паромов, заходящих в Мурманск и Архангельск. С февраля мера действует для туристов круизных судов. Это то, о чем давно говорили эксперты и бизнесмены: Северная Европа и, в частности Норвегия, лидеры круизного туризма в Арктике, однако на востоке все возможности упираются в российскую границу: слишком сложный визовый контроль, высокие портовые сборы, неразвитая инфраструктура. Теперь же одной проблемой меньше и, по расчетам туроператоров, предоставленным в МИД, упрощение пребывания на территории РФ увеличит количество иностранных туристов на 30−40%.

    За рубежом, особенно в азиатских странах, российской Арктикой интересуются. Китайцы и японцы — основа турпотока в российские арктические моря. Показательно, но в этом году один из пяти круизов на Северный полюс на ледоколе «50 лет Победы» состоял полностью из китайских туристов. Всего же из Мурманска до полюса в этом году добрались 557 человек, представители почти трех десятков стран. На «вершину» Земли туристы следуют через отныне самый большой национальный парк России — «Русскую Арктику» (архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа). Прошлый год стал знаменательным в 7-летней истории парка: его посетило 1225 туристов — 70% (!) прирост по сравнению с предыдущим годом. В «Русской Арктике» отмечают: количество сограждан среди экскурсионных групп медленно растет. Однако пока их только 6% от общего числа путешественников.

    Что же касается иных видов туризма в регионе, то тут в силу сложной транспортной доступности российской Арктики, неразвитости инфраструктуры, недолжного уровня безопасности, иностранных туристов не так много, как в случае с морскими круизами. Но наши европейские соседи видят в российском Севере немалый туристический потенциал и готовы участвовать в его реализации, в том числе и финансово. Так, среди одобренных заявок на финансирование по программе приграничного сотрудничества Kolarctic ENPI CBC, из 22 одобренных социально-экономических проектов пять касались развития туризма. Наиболее интересный из них «Неда Ордым» (2010−2013) — партнерство финской Лапландии, Ненецкого автономного округа и республики Коми (хотя она и не входит в сферу действия Kolarctic). Ключевая цель проекта — повышение качества этнокультурного туризма, привлечение коренных жителей к созданию туристических продуктов и, ни много ни мало, повышение компетентности сотрудников местных администраций, «имеющих дело с туризмом в силу своей работы».

    На побережье Баренцева и Белого морей нет курортов в их традиционном понимании. Идея с чумами вот-вот опробуется, и до all inclusive в них еще очень далеко. Местные жители пасут оленей, ведут свой традиционный быт и профессию аниматора пока не освоили. Белого медведя сфотографировать можно разве что издалека, и вообще без инструктора и/или ружья ходить в дикой Арктике, как правило, не рекомендуется. А магнитики из «исторического» металлолома — да, туристы могут приобрести в нацпарке «Русская Арктика». Может быть, «они» и пытались «забрать» у людей Турцию и Египет. Но кто сказал, что за полярным кругом не может быть отдыха. Вы пробовали?



    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: https://regnum.ru/news/society/2172739.html

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Как вы относитесь к Юго-Востоку?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru