Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Атомные торпедные подводные лодки типа «Ленинский комсомол» проекта 627 / 627А «Кит» [November class]

    | 22 июня 2016 | Оружие и боевая техника | | Просмотров: 1 347 | автор: MGM

    Построено: 1 / 12


    Модификации:

    • проект 627 – базовый предсерийный проект первой отечественной ПЛА (1958 г.)

    • проект 627А – усовершенствованный серийный проект с изменениями (1959 г.) (см. в тексте)

    • проект П-627А – неосуществлённый проект ПЛАРК с крылатой ракетой П-20 в ангаре за рубкой (1959 г.)

    • проект ПТ-627А – неосуществлённый проект переоборудования ПЛАРК пр.П-627А в торпедную ПЛА (1961 г.)

    • проект 645 – опытная ПЛА с ЯЭУ на жидкометаллическом теплоносителе (1964 г.)


    К ОБЩЕМУ СПИСКУ

    Поисковые работы по исследованию облика атомной подводной лодки начались в СССР в 1949 году, когда были достигнуты первые реальные результаты в создании советского ядерного оружия и уже четыре года работал исследовательский ядерный реактор. В 1950 году об этих исследованиях в конфиденциальном порядке были оповещены некоторые командующие флотами (в частности, командующий СФ, где, в первую очередь, намечалось внедрение новой техники). 9 сентября 1952 г. И.В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта 627». В соответствии с этим документом для проведения работ по созданию атомной подводной лодки (объект, а впоследствии – проект 627) в Москве были сформированы две группы конструкторов и ученых, одной из которых, руководимой В.Н. Перегудовым, было поручено проведение проектной проработки собственно корабля, а второй, возглавляемой Н.А. Доллежалем – его энергетической установки. Научным руководителем всех работ по созданию первой отечественной ПЛА был назначен директор института атомной энергии АН СССР академик А.П. Александров. Общую координацию работ осуществлял один из энтузиастов создания атомных подводных лодок – заместитель председателя СМ СССР В.А. Малышев.

    Наиболее сложной проблемой была разработка ядерной энергетической установки, которую можно было разместить на борту подводной лодки. Первая советская чисто «земная» атомная энергетическая установка мощностью 5 мВт была введена в строй в Обнинске в 1954 году (она использовалась для электроснабжения города). Затем последовал первый корабельный реактор (самый мощный в мире для своего времени), предназначенный для установки на «мирном» атомном ледоколе «Ленин», который являлся, фактически, опытовым судном, служившим для отработки корабельной силовой установки.

    Ответственным за разработку паропроизводящей установки для подводной лодки стал НИИ-8 Министерства среднего машиностроения, возглавляемый Н.А. Доллежалем. Проектирование паротурбинной силовой установки выполняло СКВ Кировского завода (главный конструктор М.А.Казак) совместно с СКБ-143. Электрооборудование создавалось заводом «Электросила». Забегая вперед, следует заметить, что, по оценке специалистов, существенным недостатком электро-энергетической установки первой советской ПЛА были навесные электрогенераторы, работавшие лишь совместно с главными турбозубчатыми агрегатами, что лимитировало продолжительность нахождения корабля на «стопе» или на заднем ходу емкостью резервных аккумуляторов.

    Пуск опытного «лодочного» реактора, смонтированного в подмосковном Обнинске, состоялся 8 марта 1956 г. Однако «первый блин вышел комом» – из-за конструкционного недостатка крышки реактора сразу же возникла протечка радиоактивной воды. В дальнейшем конструкция крышки была изменена. Не сразу сформировались и требования к ядерной безопасности корабельных энергетических установок. Так, в начале 50-х годов высказывалось предложение, что перегрузку радиоактивного горючего можно будет проводить прямо в открытом море (разумеется, принятие подобных предложений привело бы к облучению каждого, принимающего участие в подобной операции).

    Опытная атомная подводная лодка пр.627 предназначалась, в первую очередь, для всесторонних испытаний в морских условиях первого образца ядерной энергетической установки с водо-водяным реактором. Однако она рассматривалась и как головной образец новой стратегической системы оружия, предназначенной для борьбы с основным «потенциальным противником» – США. Атомоход должен был наносить ядерные удары по военно-морским базам и другим стратегическим целям, расположенным на побережье противника. Для этого его предполагалось вооружить сверхмощной парогазовой торпедой Т-15 (калибр 1550 мм, длина 24 м (!!!), дальность хода 40-50 км), оснащенной ядерной боевой частью (габаритами последней и определялись столь чудовищные размеры торпеды). Работы групп проектантов велись в обстановке повышенной секретности, с привлечением крайне узкого круга участников. При этом к ним на первом этапе реализации программы практически не привлекались специалисты ВМФ, что негативно сказалось на формировании облика подводной лодки.

    В марте 1953 г. группа В.Н.Перегудова завершила работу над предэскизным проектом ПЛА. Первый советский атомоход должен был иметь двухкорпусную архитектуру с необычайно большим (более 13) удлинением и поперечным сечением, близким к круговому. Двухвальная силовая установка должна была обеспечить достижение максимальной подводной скорости не менее 25 уз. В формировании архитектуры корабля принимали участие гидродинамики ЦАГИ (К.К.Федаевский), а также ЦНИИ-45 (В.И.Першин). Лодка (впервые в нашей стране) получила «китообразную» форму носовой оконечности, оптимизированную для подводного плавания, но значительно снижающую характеристики корабля в надводном положении. Выбор формы носовой оконечности вызвал серьезную дискуссию среди создателей ПЛА (часть конструкторов настаивала на сохранении традиционной штевневой формы). Однако победила точка зрения В.Н.Перегудова, считавшего, что атомоход должен быть приспособлен, в первую очередь, для подводного плавания. В дальнейшем овальная форма носа была реализована на американских ПЛА типа «Skipjack» (1959 г.), а также на всех последующих атомоходах, спроектированных и построенных в США. Однако в СССР она окончательно утвердилась лишь на атомных подводных лодках 2-го поколения.

    Максимальная глубина погружения ПЛА проекта 627 по сравнению с тогдашними отечественными и зарубежными дизель-электрическими подводными лодками возрастала в полтора раза (до 300 м). Это потребовало создания новой стали для прочного корпуса, разработку которой поручили ЦНИИ-48 Министерства судостроения (директор Г.И. Копырин). Новый сплав АК-25 был создан на основе одной из марок броневой стали.

    Автономность подводного плавания ПЛА проекта 627 должна была составить 50-60 суток, что предъявляло новые, значительно более высокие требования к системе жизнеобеспечения корабля.

    Проект первого советского атомохода создался на основе наиболее крупной отечественной дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) проекта 611. Было решено сохранить принципиальную компоновку этого корабля, использовав ряд элементов конструкции и бортовых систем.

    Полномасштабная разработка опытной ПЛА пр.627, получившей шифр «Кит», была весной 1953 года передана ленинградскому СКБ-143 (позже известному как ПКБ «Малахит»), главным конструктором которого был назначен В.Н.Перегудов, что обеспечило необходимую преемственность работ. Коллектив ПКБ уже имел опыт разработки подводных лодок с «нетрадиционными» энергетическими установками. В частности, в 1948-1953 гг. там была создана лодка проекта 617 с парогазотурбинной силовой установкой.

    Велись работы и по созданию «главного калибра» корабля – торпеды Т-15. Однако испытания ядерной боевой части для торпеды, проводившиеся на Семипалатинском полигоне, закончились полной неудачей.

    В мае 1954 г. завершились работы над техническим проектом ПЛА, а в июле к участию в программе, наконец, были привлечены военно-морские специалисты. Их заключение по проекту новой лодки было далеко не благоприятным: была отмечена проблематичность использования корабля по своему основному назначению – нанесению ядерных ударов по прибрежным объектам на территории потенциального противника. Кроме того, указывалось на недостаточную скорость полного хода, слабое торпедное вооружение, высокую шумность, низкие ресурс и ремонтопригодность, другие недостатки.

     

    Сверху вниз:

    продольный разрез первоначального варианта технического проекта 627;

    внешний вид и продольный разрез окончательного варианта проекта 627

    1 – 1550-мм торпедный аппарат для стратегической торпеды Т-15; 2 – носовой горизонтальный руль; 3 – баллоны системы ВВД; 4 – основная антенна ГАС «Арктика»; 5 – ходовой мостик; 6 – перископ ПР-12: 7 – прочная рубка; 8 – перископ ПЗН-9; 9 – ПМУ антенного поста РЛС «Призма»; 10 – ПМУ АП станции «Накат»; 11 – ПМУ ВАН-С; 12 – ПМУ АП радиопеленгатора; 13 – дизель-генераторы; 14 – компенсаторы объема; 15 – главный циркуляционный насос; 16 – главная паровая турбина; 17 – главная зубчатая передача; 18 – пост управления главной энергетической установкой; 19 – навесной турбогенератор; 20 – компрессоры системы ВВД; 21 – кормовой входной люк; 22 – аварийный буй; 23 – приводы кормовых горизонтальных рулей; 24 – ЦГБ; 25 – девятый (кормовой жилой) отсек; 26 – кормовая дифферентная цистерна; 27 – восьмой (жипой и вспомогательных механизмов) отсек; 28 – седьмой (электромеханический) отсек; 29 – шестой (турбинный) отсек; 30 – конденсатор; 31 – маневровое устройство; 32 – парогенераторы; 33 – реакторы; 34 – пятый (реакторный) отсек; 35 – четвертый (вспомогательных механизмов) отсек; 36 – центральный пост; 37 – третий (центрального поста) отсек; 38 – второй (носовой жилой и аккумуляторный) отсек; 39 – аккумуляторные батареи, 40 – торпедозамещающие цистерны; 41 – первый (торпедный) отсек; 42 – носовая дифферентная цистерна; 43 – приводы крышки 1550-мм ТА и ее обтекателя; 44 – 533-мм торпедные аппараты; 45 – запасные торпеды; 46 – носовой входной люк.

     

    Это привело к внесению в проект ряда радикальных изменений: ПЛА лишилась «суперторпеды» Т-15, получив взамен усиленное обычное торпедное вооружение. В результате потребовалась почти полная переделка носовой части корпуса до второго отсека включительно. Повышалась максимальная подводная скорость корабля. Подводная лодка была переориентирована на борьбу с боевыми НК и транспортами противника. Компоновка помещений лодки (впервые в отечественном подводном кораблестроении) отрабатывалась на специальных деревянных натурных макетах, выполнявшихся для всех отсеков ПЛА.

     

    ТТХ ПЛА пр.627 на стадиях проектирования
      проработка
    1952-53 г.
    эскизный
    проект
    1953 г.
    техпроект
    1954 г.
    корректир.
    техпроект
    1955 г.
    Водоизмещение, куб.м:
    - нормальное
    - полное подводное

    2650-2700

    2896
    4500

    3050
    4746

    3050
    4750
    Глубина погружения, м 250-300 275-300 300 300
    Скорость подводная, уз 22-24 24-25 24-24,5 24-25
    Автономность, сут 50-60 60 50-60 50-60
    Экипаж, чел. 70 75 76 85
    Вооружение:
    - 1550-мм ТА
    - 533-мм ТА

    1
    2

    1
    2

    1
    2


    8
    Боекомплект, шт:
    - 1550-мм торпеды
    - 533-мм торпеды

    1
    2

    1
    2

    1
    2


    20

     

    О масштабах работ по созданию первой отечественной атомной подводной лодки говорит тот факт, что к участию в программе было привлечено 135 предприятий и организаций, расположенных, практически, на всей территории СССР, в том числе 20 КБ и около 80 заводов-поставщиков различного оборудования. К разработке рабочих чертежей ПЛА пр.627 приступили в марте 1954 г., еще до окончательного утверждения технического проекта, а в июне 1954 г. на заводе №402 в г. Молотовске (ныне СМП в Северодвинске) в обстановке чрезвычайной секретности, в специально отгороженном участке эллинга начались работы по постройке первого отечественного подводного атомохода.

    Подготовка моряков-подводников для первого отечественного атомохода (а также для последующих атомных подводных лодок 1-го поколения) велась на натурном стенде, сооруженном в г.Обнинске. Первым командиром ПЛА был назначен капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко, а командиром электромеханической части, в ведении которого находилась и атомная энергетическая установка, стал инженер-капитан 2 ранга Б.П. Акулов.

    С 3 июля лодка, получившая тактический номер К-3, вышла на ходовые испытания, проходившие в Белом море. 4 июля 1958 г. в 10 часов 3 минуты впервые в истории отечественного флота для движения корабля была использована атомная энергия. Испытания завершились 1 декабря 1958 г. В ходе них мощность ЭУ была ограничена 60% от номинальной. При этом была достигнута скорость 23,3 узла, что на 3 узла превысило расчетную величину. За успешное освоение новой техники, впервые после окончания Великой Отечественной войны, командиру К-3 Л.Г.Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза. В настоящее время его имя присвоено учебному центру по подготовке экипажей ПЛА в г.Обнинске.

    Подводная лодка проекта 627 представляла собой двухкорпусную конструкцию с корпусом большого, почти «торпедного» удлинения (13,3), имевший почти круглое поперечное сечение. Носовой оконечности была придана эллипсовидная форма, а корма имела «плоские» обводы, обусловленные двухвальной компоновкой. Ограждение рубки и выдвижных устройств имело обтекаемую форму и малые размеры. Прочный корпус изготавливался из стали АК-25 и разделялся на девять водонепроницаемых отсеков:

    1-й – носовой торпедный,

    2-й – аккумуляторный и жилой,

    3-й – отсек центрального поста,

    4-й – отсек вспомогательного оборудования,

    5-й – реакторный отсек,

    6-й – турбинный отсек,

    7-й – электромеханический отсек,

    8-й и 9-й – жилые отсеки и отсеки корабельных систем.

    Корабль был оснащен атомной энергетической установкой с номинальной мощностью 35.000 л. с., включающей два водо-водяных реактора ВМ-А по 70 мВт (размещенных последовательно друг за другом в диаметральной плоскости корабля в средней части корпуса) с парогенераторами (побортно от них) и два турбозубчатых агрегата 60-Д суммарной мощностью 35.000 л.с. Для ПЛА были разработаны специальные малошумные винты регулируемого шага (ВРШ). Реакторный отсек оснастили железоводной биологической защитой, обеспечивающей радиационную безопасность экипажа. Имелось два дизель-генератора постоянного тока ДГ-400 (с дизелями М-820). Вспомогательные гребные электродвигатели обеспечивали движение со скоростью до 8 узлов.

    Для повышения акустической скрытности лодки основное оборудование амортизировалось, применялись вибродемпфирующие покрытия, легкий корпус корабля также (впервые в мире на ПЛА) получил противогидролокационное покрытие. Однако, несмотря на принятые меры, по уровню шумов первый советский атомоход значительно превосходил свои американские аналоги.

    Лодка оснащалась гидроакустическим вооружением, основу которого составляла гидроакустическая станция (ГАС) МГ-200 «Арктика-М», работающая в режиме шумо- и эхопеленгования. Антенна станции располагалась в передней части ограждения рубки. Кроме того, имелись ГАС обнаружения гидроакустических сигналов и звукоподводной связи «Свет», шумопеленгаторная станция «Марс-16КП» и гидролокационная станция обнаружения подводных препятствий «Луч». Радиолокационное вооружение включало РЛС обнаружения надводных целей и управления торпедной стрельбой «Призма» и станцию радиолокационной разведки «Накат». Средства радиосвязи были аналогичны использованным на ДЭПЛ проектов 611 и 613. Состав штурманского вооружения был дополнен навигационной системой «Плутон», обеспечивающей кораблевождение и использование оружия при плавании в пределах 80° северной и южной широт.

    Торпедное вооружение размещалось в носовой части лодки. Оно включало восемь 533-мм торпедных аппаратов. Боекомплект – 20 торпед СЭТ-53 или 53-61МА. В зависимости от выполняемых задач существовали варианты загрузки. Впервые в советском подводном флоте обеспечивалась возможность торпедной стрельбы на глубинах до 100 м. Выработка данных для торпедной стрельбы обеспечивалась автоматом «Торий».

    Корабль имел систему кондиционирования и вентиляции, обеспечивающую требуемый уровень температурно-влажностного режима при нахождении в подводном положении (разработанную ГИПХ под руководством В.С.Шпака). В системе был использован химический способ поглощения углекислого газа и пополнения кислорода (следует заметить, что подобное решение, увеличивающее опасность возникновения на борту корабля пожара, привело в 1970 году к гибели ПЛА К-8).

    По своим основным характеристикам ПЛА пр.627 значительно превосходила первенца американского атомного подводного флота – лодку SSN-571 «Наутилус», вступившую в строй в сентябре 1955 г. (на 3,5 года раньше, чем К-3). В частности, советская субмарина имела значительно большую подводную скорость (около 30 уз против 22 уз у американского аналога) и предельную глубину погружения (соответственно, 300 и 210 м).

    Модификации. В течение службы головная лодка К-3 пр.627 прошла модернизацию, заключавшуюся в проведении ряда доработок, повысивших надежность паропроизводительной установки, замене некоторого оборудования, установке новой системы торпедной стрельбы, усовершенствовании радиоэлектронного оборудования. Начиная с четвертого корпуса (К-14, зав.№281) для обеспечения наиболее благоприятных условий для работы ГАС «Арктика-М», ее основную антенну перенесли из ограждения ВУ и прочной рубки в килевую часть носовой оконечности легкого корпуса. Для этого был сформирован специальный обтекатель (так называемый «наплыв»), выступавший за круговые обводы и основную плоскость. На седьмом корпусе – К-181 (зав.№287) – принципиально изменили способ погрузки и заряжания торпедных аппаратов. Раньше боезапас грузился через верхние ТА с использованием в отсеке ручных талей, теперь же эта операция осуществлялась при помощи специального устройства с гидроприводом всех основных механизмов через наклонный люк. Для заряжания ТА был разработан комплект механизмов, также имевших гидроприводы, упрощавших перемещение торпед на стеллажах и ввод/вывод их в трубы аппаратов. Остальные строившиеся ПЛА пр.627А также были оснащены всеми этими нововведениями, а уже построенные получили их во время проведения средних ремонтов.

    22 октября 1955 г. Совет Министров СССР принял постановление о разработке на основе ПЛА проекта 627 серийной атомной подводной лодки проекта 627А. При сохранении основных технических решений, оборудования и главной энергетической установки, новые субмарины должны были иметь повышенную живучесть и надежность, усовершенствованное штурманское вооружение. Для создания более благоприятных условий работы ГАС «Арктика-М» ее антенну разместили в килевой части носовой оконечности в специальном наплыве. Над торпедными аппаратами установили антенну шумопеленгаторной станции МГ-10.

    Весной 1956 года в СКБ-143 был разработан технический проект усовершенствованного корабля, а осенью того же года была завершена переработка рабочих чертежей и эксплуатационной документации. Главным наблюдающим от ВМФ по проекту был назначен капитан 2 ранга И.Ф. Бовыкин, позднее – капитан 2 ранга Б.Ф. Васильев. В 1955 году, не дожидаясь результатов испытания первого атомохода и завершения проектных работ, в Северодвинске развернулись работы по строительству серии из 12 кораблей проекта 627А. Экипажи для первых серийных атомоходов формировались в Ленинграде на базе дивизиона строящихся ПЛ пр.615. В конце 1957 года дивизион строящихся ПЛА был переведен в Северодвинск. Офицеры электромеханических боевых частей, а также командиры лодок проходили стажировку в Обнинске. На Западе кораблям пр.627 и 627А было присвоено обозначение November class.

     

    Боковая проекция и внутренняя компоновка серийной ПЛА проекта 627А после модернизации:

    1 – антенна ГАС МГ-70; 2 – 533-мм ТА. 3 – носовой горизонтальный руль; 4 – носовой входной люк; 5 – баллоны системы ВВД; 6 – запасные торпеды; 7 – торпедопогрузочный люк (начиная с К-181); 8 -ПМУ перископа ПР-12; 9 – прочная рубка; 10 – ходовой мостик; 11 – перископ ПЗН-9; 12 – ПМУ АПРЛС «Призма»; 13 – ПМУ АП СОРС «Накат» и станции опознавания «Нихром»; 14 – ПМУ ВАН-С; 15 – ПМУ АП радиопеленгатора; 16 – дизель-генераторы; 17 – холодильные машины; 18 – компенсаторы объема; 19 – главный циркуляционный насос; 20 – маневровое устройство, 21 – главная паровая турбина; 22 – главная зубчатая передача; 23 – шинно-пневматическая муфта; 24 – пост управления главной энергетической установкой; 25 – навесные турбогенераторы; 26 – кормовой входной люк; 27 – аварийный буй; 28 – приводы кормовых горизонтальных рулей; 29 – ЦГБ; 30 – кормовая дифферентная цистерна, 31 – девятый (кормовой жилой) отсек; 32 – восьмой (жилой и вспомогательных механизмов) отсек; 33 – седьмой (электромеханический) отсек; 34 – шестой (турбинный) отсек; 35 – конденсатор; 36 – парогенераторы; 37 – реакторы; 38 – пятый (реакторный) отсек; 39 – четвертый (вспомогательных механизмов) отсек; 40 – цистерны дизельного топлива, 41 – центральный пост; 42 – гиропост; 43– третий (центральною поста) отсек; 44 – аккумуляторные батареи; 45 – второй (носовой жилой и аккумуляторный) отсек; 46 – носовая дифферентная цистерна; 47– антенна ГАС «Арктика-М»; 48 – столовая личного состава; 49 – каюты офицеров; 50 – кают компания офицеров.

     

    Первоначально надежность лодок пр.627 и 627А было относительно низкой. Причина этого крылась, в первую очередь, в низком ресурсе парогенераторов главной энергетической установки. Уже через несколько сот часов работы в трубных пучках парогенераторов возникали микроскопические трещины, сквозь которые вода из первого контура попадала во второй контур, повышая в нем уровень радиоактивности. Недостаточная надежность ГЭУ не позволила использовать атомоходы пр.627А во время Карибского кризиса осенью 1962 года, хотя в составе СФ имелось к тому времени уже шесть ПЛА этой серии. Однако постепенно, по мере «доводки» техники и освоения ее личным составом, надежность атомоходов первого поколения повышалась и они совершили большое количество походов и боевых служб. Много сил было потрачено на борьбу с высокой интенсивностью шума, излучаемого в морскую среду работающими механизмами и оборудованием корабля.

    В течение службы на ПЛА устанавливались радиолокационные станции общего обнаружения РЛК-101 и некоторые другие радиотехнические средства. На К-42 и К-52 ГАС МГ-200 «Арктика-М» была заменена на ГАК МГК-400 «Рубикон» в 1970-х гг. На корме у них появилась характерная выпускная дюза для ГПБА. На К-3 в 1960 г. был установлен навигационный комплекс «Сила-Н-627», поже замененный на «Плутон-627». То же было проделано на К-52 в период с 8.06.1970 г. по 23.01.1973 г. На некоторых кораблях (в т.ч. на К-14 в 1969 г.) в опытном порядке установили датчики СОКС «Снегирь» – на палубе надстройки и на ограждении ВУ. Впоследствии эта система была усовершенствована и устанавливалась на подводных лодках третьего поколения.

    В 1957 г. на базе ПЛА пр.627А в СКБ-143 был выполнен проект П-627А, вооружённый одной стратегической крылатой ракетой П-20. Однако в 1960 г. руководство ВМФ изменило своё отношение к стратегическим КР, как неперспективным, а готовые механизмы и оборудование начатой постройкой лодки были использованы при строительстве серийной ПЛА К-50 проекта 627А.

    Программа строительства. В июне 1954 г. на заводе №402 в г. Молотовске (ныне Северное машиностроительное предприятие в г. Северодвинске) в обстановке чрезвычайной секретности, в специально отгороженном участке эллинга начались работы по постройке первого отечественного подводного атомохода. Торжественная церемония официальной закладки лодки состоялась 24 сентября 1955 г., 9 августа 1957 г. ПЛА была спущена на воду, а 14 сентября 1957 г. была произведена загрузка ядерных реакторов. С 3 июля лодка, получившая тактический номер К-3, вышла на ходовые испытания, проходившие в Белом море.

    В 1955 году, не дожидаясь результатов испытания первого атомохода и завершения проектных работ, в Северодвинске развернулись работы по строительству серии из 12 кораблей усовершенствованного проекта 627А. Первая ПЛА – К-5 – была заложена в августе 1956 г., спущена на воду в сентябре 1958 г., а вошла в строй Северного флота 27 декабря 1959 г. Вслед за К-5 в состав Северного флота 31 августа 1960 г. вошла вторая однотипная лодка – К-8. Затем последовали К-52 (23 декабря 1961 г.), К-21 (23 декабря 1961 г.), К-11 (23 декабря 1961 г.), К-133 (16 октября 1962 г.), К-181 (16 октября 1962 г.), К-115 (30 декабря 1962 г.), К-152 (4 ноября 1961 г.), К-42 (4 ноября 1963 г.) и К-50 (20 декабря 1963 г.).

    Статус. Головная лодка пр.627, получившая тактический номер К-3, 3 июля вышла на ходовые испытания, проходившие в Белом море. 4 июля 1958 г. в 10 часов 3 минуты впервые в истории отечественного флота для движения корабля была использована атомная энергия. Испытания завершились 1 декабря 1958 г. В январе 1959 г. К-3 была передана ВМФ для опытной эксплуатации, которая завершилась в 1962 г., после чего ПЛА стала «полноценным» боевым кораблем Северного флота.

    Первый подводный атомоход практически сразу же приступил к освоению арктического района. В 1959 году К-3 под командованием капитана 1 ранга Л.Г.Осипенко прошла под арктическими льдами 260 миль. 17 июля 1962 г. эта ПЛА выполнила переход к Северному полюсу, однако всплыть на поверхность помешал плотный ледовый покров, толщина которого достигала 12 м. Вскоре после арктического похода подводной лодке К-3 было присвоено название «Ленинский комсомол». Эксплуатация ПЛА «Ленинский комсомол» продолжалась до 1991 года, при этом лодка несла службу наравне с другими атомоходами. В августе 1967 г., во время возвращения с боевой службы, в Норвежском море на борту лодки возник пожар, вызванный возгоранием гидравлики. В результате аварии погибло 39 человек.

    Головная лодка К-5 серийного проекта 627А вошла в строй Северного флота 27 декабря 1959 г. В ходе испытаний К-5, при мощности энергетической установки, составляющей 80% от номинальной, была достигнута самая высокая в мире скорость длительного подводного хода – 28 узлов. Расчеты показывали, что при выходе на максимальную мощность скорость должна была достичь 30 узлов.

    Первым местом базирования атомоходов стала Западная Лица, где началось формирование бригады ПЛА. В августе 1961 г. разросшаяся бригада была реорганизована в две дивизии. Все лодки проектов 627 и 627А вошли в состав дивизии с тактическим номером «3» (дивизия «31» укомплектовывалась ракетными лодками пр.658).

    Недостаточная надежность ГЭУ не позволила использовать атомоходы пр.627А во время Карибского кризиса осенью 1962 года, хотя в составе СФ имелось к тому времени уже шесть ПЛА этой серии. Однако постепенно, по мере «доводки» техники и освоения ее личным составом, надежность атомоходов первого поколения повышалась. Уже в 1961 г. четыре ПЛА пр.627 и 627А под командованием Л.М.Жильцова, В.П.Рыкова, В.И.Зверева и ВЛ.Березовского выполнили арктический поход, при этом К-52 прошла под ледяным панцирем 516 миль, а К-3 достигла 82-й широты. Продолжительное подледное плавание совершила лодка пр.627А К-21, прошедшая в 1962 году подо льдом 1700 миль. При этом попутно отрабатывалась тактика подледного плавания, методика ориентирования в подледном пространстве, а также всплытия в полыньях.

    Все это позволило постепенно приступить к привлечению лодок пр.627 к несению т.н. боевой службы – слежению за морскими носителями ядерного оружия потенциального противника и поддержанию постоянной готовности к нанесению по ним, в случае получения соответствующего приказа, упреждающего удара. Несение боевой службы как особый вид деятельности кораблей ВМФ начало практиковаться с 1961 года. На первом этапе для этого использовались дизель-электрические ПЛ и НК. В 1965 году первый выход для слежения за американскими ракетоносцами и авианосцами выполнили советские ПЛА.

    Впервые удачный поиск и относительно длительное слежение за «фактическим противником» – ударным авианосцем «Saratoga» – осуществила в Атлантике в 1965 году К-181 (капитан 1 ранга Б.С.Борисов). Советская ПЛА в течение четырех суток сидела «на хвосте» у американского корабля.

    Увеличение интенсивности боевой службы и задействование атомных подводных лодок быстро принесло свои плоды: если в 1964 году ДЭПЛ в ходе БС было достигнуто 16 обнаружений подводных целей, то в 1965 г., когда «на сцену» вышли ПЛА пр.627, число обнаружений возросло до 42. Однако следует признать, что ПЛА первого поколения не предназначались для охоты за субмаринами противника: была велика их шумность, гидроакустическое оборудование имело относительно низкие характеристики. Поэтому контакты с американскими ПЛА имели, как правило, кратковременный характер и длительного слежения за ними установить не удавалось. В то же время следует заметить, что и американский флот, располагая к середине 1960-х годов специализированными малошумными противолодочными ПЛА типа «Tresher», также не смог обеспечить регулярное слежение за советскими ракетными атомоходами 1-го поколения, обладавшими относительно высокой шумностью.

    ПЛА пр.627 совершили ряд дальних походов, вписав яркие страницы в историю отечественного и мирового подводного мореплавания. Эти походы имели, помимо прочего, и огромное морально-политическое значение: советский флот впервые доказал на деле, что может противостоять на равных флотам США и Великобритании. В сентябре 1963 г. ПЛА К-115 совместно с К-178 (проект 658М) совершила подо льдами Северного Ледовитого океана переход на ТОФ, пройдя за шесть суток 1600 миль. Командиру ПЛА капитану 2 ранга Р. Дубяге было присвоено звание Герой Советского Союза. В том же 1963 г. К-181 (капитан 2 ранга Ю.А.Сысоев, старший похода командующий СФ адмирал В.А.Касатонов) выполнила очередной высокоширотный поход, всплыв 29 сентября на Северном полюсе. Командиру ПЛА и старшему на походе присвоили звание Герой Советского Союза. ПЛА была награждена Орденом Красного Знамени. Для проверки возможности использования атомоходов в южных широтах ПЛА К-133 в 1963 г. совершила поход в экваториальные районы Атлантики.

    Этот опыт пригодился в 1966 году, когда К-133 из состава 3-й дивизии подводных лодок СФ совместно с ракетоносцем К-116 совершила «кругосветный» переход на ТОФ через Атлантический и Тихий океаны, пройдя в подводном положении за 54 суток почти 20000 миль. Руководителю перехода контр-адмиралу А.Сорокину, командирам ПЛА, командирам электромеханических БЧ капитанам 2 ранга Самсонову и Морозову, а также зам. командира по ПЧ капитану 2 ранга Усенко присвоили звание Герой Советского Союза. Подготовка к выполнению столь сложного задания была проведена в рекордно короткие сроки: в течение месяца моряками были отработаны три курсовые задачи. В 1966 году К-14 совершила 17-суточный переход подо льдами Арктики, проложив трассу, по которой в дальнейшем осуществлялась перегонка атомоходов с СФ на ТОФ. Старшему на переходе командиру дивизии контр-адмиралу Игнатову и командиру ПЛА было присвоено звание Герой Советского Союза. В 1968 году очередной подледный переход на ТОФ выполнила и К-42, прошедшая под арктическими льдами совместно с К-55 (пр.658М). Этот поход отличался от предшествующих тем, что лодки несли на борту штатное ядерное оружие.

    В то же время служба ПЛА пр.627А сопровождалась не только успехами, но и трагедиями. Это было, к сожалению, неизбежной платой за освоение нового (трагедий с человеческими жертвами не избежали также ни американские, ни китайские подводники-атомники). 12 апреля 1970 г. во время крупномасштабных учений «Океан» в Бискайском заливе затонула К-8 командира капитана 2 ранга В. Бессонова. Корабль специально не готовился к участию в этих учениях, он завершил боевую службу в Средиземном море. Пополнив запасы продовольствия и средств регенерации с надводного корабля, К-8, согласно первоначальному плану, в подводном положении прошла Гибралтарский пролив и вышла в Атлантику, где и получила 7 апреля приказ следовать в заданный район для участия в учениях. В дальнейшем корабль на связь не выходил. 8 апреля в 21.30 в Бискайском заливе, в нескольких сотнях миль от берегов Испании, на борту лодки в 3-м отсеке возник пожар, вызванный возгораниями патронов регенерации. Сработала система аварийной защиты реактора, и корабль, всплывший в надводное положение, остался практически без электроэнергии. Дизель-генераторы из-за неисправности использовать не удалось. На вторые сутки был израсходован запас воздуха, что затруднило выравнивание дифферента и поддержание плавучести. Экипаж боролся за живучесть корабля более трех суток, однако спасти К-8 не удалось. В седьмой и восьмой отсеки начала поступать забортная вода. 12 апреля в 6.18 лодка затонула на глубине 4680 м, унеся с собой жизни 52 членов экипажа. Часть людей была эвакуирована на советские суда, подошедшие к месту аварии. Командиру лодки капитану 2 ранга В. Бессонову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем и именем нач.медицинской службы капитана м/с Соловья названы улицы в г. Гремиха.

    Также происходили аварии на других ПЛА этой серии, сопровождавшиеся человеческими жертвами. На трёх лодках по различным причинам пришлось полностью заменить реакторные отсеки.

    К концу 1970-х–началу 1980-х гг. большинство ПЛА проекта 627А были оборудованы для решения задач связи и управления ввиду своей низкой боевой эффективности. Все лодки этого проекта были выведены в резерв и списаны в 1989-1992 годах. К-115, К-14, К-42, К-133 и К-181 завершили свою службу на Тихом океане, остальные – на Северном флоте. Первоначально эти ПЛА классифицировались как крейсерские, но с 25.07.1977 г. были переклассифицированы в большие подводные лодки.

    После списания ПЛА К-3 «Ленинский комсомол» существовали планы переоборудования ее в корабль-музей, соответствующий проект был разработан КБ «Малахит». Музей первой атомной советской подводной лодки планируется установить в Санкт-Петербурге.

    Фотогалерея ПЛА пр.627 / 627А:

     

    СЕРИЯ:

    Название з/н заложен спущен в строю исключен

    К-3 «Ленинский комсомол» (Б-3)

    254

    24.09.1955

    9.08.1957

    17.12.1958

    1991

    К-5

    260

    13.08.1956

    1.09.1958

    27.12.1959

    01.07.1990

    К-8

    261

    9.09.1957

    31.05.1959

    31.12.1959

    12.04.1970

    (затонула в результате катастрофы)

    К-14

    281

    2.09.1958

    16.08.1959

    30.12.1959

    19.04.1990

    К-52

    283

    8.07.1959

    28.08.1960

    10.12.1960

    16.09.1987

    К-21

    284

    2.04.1960

    18.06.1961

    31.10.1961

    19.04.1990

    К-11

    285

    31.10.1960

    1.09.1961

    30.12.1961

    19.04.1990

    К-133

    286

    3.07.1961

    5.07.1962

    29.10.1962

    30.05.1989

    К-181

    287

    15.11.1961

    7.09.1962

    27.12.1962

    16.09.1987

    К-115

    288

    4.04.1962

    22.10.1962

    31.12.1962

    16.07.1987

    К-159

    289

    15.08.1962

    6.06.1963

    9.10.1963

    30.05.1989

    К-42 «Ростовский комсомолец»

    290

    28.11.1962

    17.08.1963

    30.11.1963

    14.03.1989

    К-50 (К-60)

    291

    14.03.1962

    16.12.1963

    18.07.1964

    19.04.1990

    КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ >>>

     

    ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

      пр.627 пр.627-А
    Водоизмещение, тонн:
    • надводное
    • подводное

    3 065
    4 750

    3 101
    4 769
    Основные размерения, м:
    • длина наибольшая (по КВЛ)
    • ширина наибольшая
    • осадка по КВЛ

    107,4 (
    н/д)
    7,9
    5,65

    107,4 (
    н/д)
    7,9
    5,7
    Главная энергетическая установка:
    • 2 ВВР типа ВМ-А, суммарная мощность, мВт
    • 2 ППУ ОКА-150, 2 ГТЗА 60Д
    • 2 паровых турбины, суммарн. мощность, л.с. (кВт)
    • 2 дизель-генератора ДГ-400, мощность, кВт
    • 2 вспомогательных ЭД ПТ-116, мощность, л.с.
    атомная
    140

    35000 (29400)
    х 400
    х 450
    атомная
    140

    35 000 (29400)
    х 460
    х 450
    2 вала; 2 шестилопастных ВРШ  
    Скорость хода, уз:
    • надводная
    • подводная

    16
    28…30

    15,5
    28…30
    Глубина погружения, м:
    • рабочая
    • предельная

    240
    300

    240
    300
    Автономность, сут. 60 50…60
    Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 104 (24) 110 (30)

    ВООРУЖЕНИЕ

    Торпедное:
    • 533-мм ТА
      533-мм торпеды СЭТ-53, 53-61МА, 53-65К

    8 (
    носовые)
    20

    8 (
    носовые)
    20
    Минное:
    • может нести мины вместо части торпед

    н/д

    н/д

    РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

    БИУС • н/д
    РЛС общего обнаружения • «Призма» или РЛК-101 «Альбатрос» (Snoop Tray)
    ГАС • МГ-200 «Арктика-М» или ГАК МГК-400 «Рубикон»
    • «Марс-16КП»
    или МГ-10 «Кола» ШПС
    • «Луч»
    или «Плутоний» ГАС миноискания
    • «Свет»
    ЗПС
    • МГ-13М обнаружения работающих ГАС
    средства РЭБ • «Накат» или «Накат-М»
    (Stop Light; Quad Loop D/F)
    Навигационный комплекс • «Плутон-627» или «Сигма»
    Комплекс радиосвязи • набор средств
    РЛС госопознавания • МРП, «Хром-КМ»

     

    КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ


     

    • К-3; с 9.10.1962 г. «ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ»; с 14.03.1989 г. Б-3; [з/н 254]. Заложен 24.09.1955 г. на ССЗ №402 в Молотовске (ныне «Севмашпредприятие», г.Северодвинск) по пр.627; спущен на воду 9.08.1957 г.; 4.07.1958 г. на ходовых испытаниях выполнено первое движение ПЛА на атомной энергии; введен в строй 17.12.1958; в январе 1959 г. передан в опытную эксплуатацию; в 1959 г. выполнил поход, пройдя подо льдами Арктики 260 миль; в 1961 г. выполнил аркитческий поход подо льдом, достигнув 82-й широты; в 1962 г. введен в строй и вошел в состав КСФ; 17.07.1962 выполнен переход к Северному полюсу; в 1965 г. вырезан реакторный отсек и заменен на новый; 8.08.1967 г. в Норвежском море на ПЛА произошел пожар, в результате аварии погибли 39 чел.; в 1991 г. выведен из боевого состава флота и расформирован; ожидает переоборудования в музей.

    • К-5 [з/н 260]. Заложен 13.08.1956 г. на ССЗ №402 в Молотовске (ныне «Севмашпредприятие», г.Северодвинск) по пр.627А; спущен на воду 01.09.1958 г.; 27.12.1959 г. введен в строй и вошел в состав КСФ; 01.07.1990 г. выведен из боевого состава флота и расформирован.

    • К-8 [з/н 261]. Заложен 09.09.1957 г. на ССЗ №402 в Молотовске (ныне «Севмашпредприятие&

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://otvaga2004.ru/atrina/atrina-atrina/atrina_1_subm/proekt-627/2/


    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что возрождение монархии в России возможно




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru