Ту-95

Этот самолет в прессе уже окрестили «Супермедведем». С тем же правом его можно окрестить «Вечным». Потому что новая модернизированная версия позволит бомбардировщику, созданному еще при Сталине, оставаться в строю неизвестно сколько времени еще. По крайней мере, у него есть все шансы встретить свою столетнюю годовщину в небе и в боевом составе российских ВКС.

Контракт на превращение «Медведя» в «Медведя»-супер

Речь идет о стратегическом бомбардировщике-ракетоносце Ту-95МС. Только что сообщено, что контракт на его глубокую модернизацию заключило с ПАО «Туполев» Министерство обороны России. Проводить эту работу будут на Таганрогском авиационном заводе имени Бериева. Об этом со ссылкой на генерального директора компании «Туполев» Александра Конюхова сообщило агентство «Интерфакс».

«Контракт на глубокую модернизацию Ту-95МСМ был заключен полтора месяца назад», — рассказал Конюхов и пообещал: «Первый вылет Ту-95МСМ запланирован на конец 2019 года.»

Стоит отметить, что аббревиатура «МСМ» (то есть «модернизированный») не заменит полностью аббревиатуру «МС», которой обозначаются самолеты основного современного парка. На Ту-95МС поставлен модернизированный двигатель НК-12МПМ, и сейчас проходят государственные совместные испытания этой машины. Они закончатся до конца нынешнего года. На этот самолет поставлено и новое радиоэлектронное оборудование отечественного производства.

Долгая история отличного самолета

Прозвище «Медведь» ему присвоили американцы, включив его под этим именем в классификацию НАТО. И чтобы разобраться во всех модификациях Ту-95 и сложных взаимоотношениях между аббревиатурами, необходимо заглянуть в дальнюю историю отечественной авиации.

Первый полет тогда еще опытного и, по сути, первого настоящего стратегического бомбардировщика России состоялся именно при жизни Иосифа Сталина — в ноябре 1952 года. Он уже тогда был лучшим и самым быстрым из винтовых самолетов, достигая скорости в 882 км/ч. Была решена и основная задача для подобного рода машин — не только донести бомбовый груз до США, но и вернуться обратно. При практической дальности полета 15 000 км это было вполне достижимой целью.

Великолепен был и двигатель: НК‑12 мощностью 15 тыс. л. с., созданный строго отечественными конструкторами в КБ Куйбышевского моторного завода имени Фрунзе, и доныне остается самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Может быть, поэтому никого тогда не пугали ничьи санкции. Во всяком случае, не было нынешней нездоровой чехарды вокруг дизелей для кораблей и вертолетов…

Машина имела максимальную взлетную массу в 172 тонны, минимальную — 90 тонн. Размах крыльев — больше 50 метров. Бомбовую нагрузку Ту-95 принимал в 12 тонн, в том числе девять тонн в фюзеляжном бомбовом отсеке. Экипаж составлял восемь человек.

Первая модификация появилась уже через два года после начала в 1955 году серийного производства самолета: на него были поставлены еще более мощные двигатели НК-12М, благодаря чему и вся машина получила обозначение Ту-95М. Под ним она и стала поступать на вооружение в войска.

Впрочем, последнее не совсем точно. Всех модификаций Ту-95 насчитывается 27, включая две пассажирские модели, самолеты-разведчики, ДРЛО, противолодочные и так далее. Так что в войска и в гражданскую авиацию поступали те модификации, которые требовались для каждых конкретных целей и условий.

В конце 1970-х годов Ту-95 приобрел аббревиатуру МС и в этом качестве надолго стал базовым ракетоносцем ВВС СССР и России, получив на вооружение крылатые ракеты Х-55. Вот на этом костяке стратегической авиации России и рождается сегодня модификация Ту‑95МСМ.

Что такое МСМ?

Если строго, то МСМ является модификацией Ту-95МС-16 — носителя аж 16 крылатых ракет. Некоторые злые языки говорят, что в этой модели от Ту-95 прежним остался только фюзеляж, а все остальное новое. Возможно, эти языки можно назвать и добрыми, ибо что плохого в столь глубокой модернизации самолета с планером, не заработавшим серьезных претензий за более чем 60 лет.

Так или иначе, но в новой машине будет стоять старый добрый НК-12, но… тоже новый — НК-12МВМ с новыми винтами АВ-60Т. Модернизирован бортовой комплекс обороны «Метеор-НМ2».

Новая навигационная вычислительная система НВС-021М. Новая комплексная система управления КСУ-021. Новая система отображения информации СОИ-021. Новая астронавигационная система АНС-2009. Вместо бортовой РЛС «Обзор-МС» на Ту-95МС на этой машине ставится РЛС «Новелла-НВ1.021» с фазированной антенной решеткой.

Наконец, Ту-95МСМ приспосабливается к вооружению новыми, вызывающими дрожь у американских «партнеров» крылатыми ракетами Х-101. И ее ядерным вариантом Х-102.

Нет, машина не без недостатков. В основном, они исходят тоже из 1950-х годов, когда об удобствах экипажа заботиться особо никто и не планировал. То есть нечто похожее на танк Т-34: лучшая машина войны по шкале «цена/качество», но для экипажа, особенно в первых модификациях, неуютная крайне. Проблемы возникали и с эксплуатацией в зимних условиях. Но всякому времени — свои достижения и свои трудности. Отсюда ведь и модернизации.

Тем не менее Ту-95 в строю находится уже более 60 лет и до сих пор пугает потенциального противника своим появлением в небе. И, похоже, может пугать еще долго. Надо полагать, что нынешняя модернизация до уровня «супер» не исчерпывает всего модернизационного потенциала этой машины.