Передовое американское кораблестроение

CSS Virginia, 1862 год
CSS Virginia, 1862 год

В начале 1990-х годов в командовании ВМС США задумались, что пора начинать разработку программы перспективных боевых кораблей, которые обеспечат флоту доминирование в XXI веке. Военные сформулировали свои требования к будущим проектам, и выяснилось, что они хотят получить, в сущности, корабли нового универсального типа. В зависимости от ситуации любой из них должен был решать совершенно разные задачи — начиная от уничтожения надводных и подводных целей и заканчивая защитой соединения от атаки с воздуха. С этого и началась разработка эсминцев класса «Зумвальт».

Попытка создать «универсальное оружие» предсказуемо вылилась в постройку малопригодного для чего-либо кала за совершенно невменяемые деньги. На программу «Зумвальт» уже потрачено 22 млрд долларов — для понимания, на проектирование и строительство головного авианосца Gerald R. Ford class потрачено лишь 10,5 млрд долларов, в том числе 2,4 млрд долл. на проектирование и 8,1 млрд долл. на собственно строительство.

uss_zumwalt

Всё это, разумеется, не мешает писать энторнетным хомякам «А корабль внешне красив. Футуристичен!». Хотя обводы корабля напоминают древний броненосец CSS Virginia образца 1862 года — что тут футуристичного?

Эпопея с введением эсминца в состав ВМС без лишнего шума двигалась к своему логическому завершению, когда буквально за месяц до назначенного на 15 октября 2016 года торжественного события командование флота призналось, что во время перехода эсминца в Норфолк морская вода попала в топливную систему и корабль теперь не на ходу. Морская вода, Карл! Судпром США не в состоянии сварить герметичные топливные цистерны!

Дальше — больше. В среду, 23 ноября 2016 года, стало известно, что потерявший ход суперэсминец американских ВМС «Зумвальт» (Zumwalt) застрял в Панаме примерно на десять дней — пока специалисты не починят вышедшую из строя второй раз за два месяца силовую установку корабля. В силу особенностей проекта, пока ремонт не завершится, самый современный корабль США представляет собой обесточенную и бесполезную, очень дорогостоящую гору металла на плаву.

Вообще, силовая установка «Зумвальта» преподносится как одно из «ноу-хау» проекта. На эсминце установлены два газотурбинных агрегата британского производства Rolls-Royce Marine Trent-30 общей мощностью 95 тысяч л.с., от которых получают энергию электрогенераторы, питающие все системы корабля. К слову, такие же газотурбинные двигатели устанавливают на американские корабли прибрежной зоны (LCS), четыре из которых за последний год вышли из строя при схожих обстоятельствах.

А вы вообще в курсе, что такое Rolls-Royce Marine Trent-30? Это конверсия авиационного двигателя Rolls-Royce Trent 800, используемого на самолетах Boeing 777. Вот такого:

Boeing 777 Rolls-Royce Trent 800

Boeing 777 Rolls-Royce Trent 800

Это весьма сложный конструктивно и капризный трехвальный двигатель:

Rolls-Royce Trent 800

Rolls-Royce Trent 800

Люди, придумавшие использовать трехвальную газовую турбину для вращения генератора, уже за одно это были бы достойны заседать в жюри конкурса идиотов — но они решили использовать ЭТО на корабле. Собственно, решились они на это от безысходности, и еще потому, что когда-то Роллс-Ройсу удалось сделать на базе турбины Rolls-Royce RB211 сравнительно удачный морской двигатель WR-21, используемый на британских эсминцах Тип-45. Однако то, что получилось на моторе тягой в 230 килоньютонов — не прокатило для мотора с тягой в 360 килоньютонов. Слишком малы оказались запасы прочности и напряженны режимы работы.

Кстати, такой же Rolls-Royce Marine Trent-30 стоит и на новых британских авианосцах. Так что они тоже готовятся блеснуть авариями.

Но вернемся к «Зумвальту». Ультрасовременные артиллерийские установки калибра 155 мм, установленные на «Зумвальте», в теории должны были поражать цели управляемыми снарядами на расстоянии до 133 км. Однако на прошлой неделе Пентагон был вынужден отказаться от этих боеприпасов по причине их дороговизны — до 800 тысяч долларов за штуку, что сопоставимо со стоимостью крылатой ракеты «Томагавк».

Помимо этого «Зумвальт» оснащен двадцатью вертикальными установками для запуска крылатых ракет «Томагавк». При этом надо учесть, что 20 установок располагают 80 пусковыми ячейками под ракеты, но немалая их часть будет занята зенитными ракетами. То есть под Томагавки и того меньше места. Для сравнения, модернизированные атомные подлодки класса «Огайо» несут на борту 154 «Томагавка» (по понятной причине им ЗУРы нафиг не нужны), а стоимость их переоборудования примерно в четыре раза меньше, чем конечная цена «Зумвальта».

Судя по всему, в Пентагоне осознают, что с «Зумвальтом» несколько промахнулись: наполеоновских планов на его счет не строят. Несмотря на официальное зачисление в состав флота, эсминец, по прогнозам, сможет принять участие в операциях ВМС не раньше 2018 года. При этом продолжается строительство ракетных эсминцев прошлого поколения класса «Арли Бёрк», очередной из которых спущен на воду на прошлой неделе. Причем, после провала Зумвальтов, озвучена цифра 2077 — это год, до которого США собираются обходиться «Арли Бёрками».






Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: