Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    в данной ситуации начавшие операцию отряды ССО, во-первых, имели ограниченную задачу — занять и


    Неприятная для Запада реальность ситуации на украинском фронте доходит до все большего количества


    У Украины давно нет ни собственных снарядов, ни техники, ни денег. И люди заканчиваются. И западная


    Джозеф Робинеттович настоятельно и жестко потребовал от Конгресса США принять его план по спасению


    ... Все последние годы Россия в ответ на кривляния- беснования непартнеров сохраняла холодное


    Реклама









    » Контрреформа русской школы

    | 7 сентября 2017 | Первая полоса | | Просмотров: 594 | автор: MGM

    В начале учебного года министр образования Ольга Васильева на Общероссийском родительском собрании проанонсировала очередную волну новаций. Вот таких, в частности:

    - возрождение учебно-производственных комбинатов, где школьники получают рабочие специальности (я вот так слесарничать научился);

    - возвращение школьных медицинских кабинетов;

    - введение обязательного устного и письменного ОГЭ по русскому языку (восстановление в правах отечественной истории было анонсировано годом ранее);

    - резкое сокращение многообразия учебников – они приводятся к единому знаменателю по всей стране, причём под контролем Минобразования.

    Всё это вместе (с учётом проделанной за предыдущий год работы) имеет простое определение: как минимум контрреформа образования, методичная и терпеливая ликвидация выдающихся успехов постсоветской реформы. А как максимум – выражаясь словами самой Васильевой, «создание единого образовательного пространства», «развитие системы инклюзивного образования».

    Что это такое?

    Качественное образование: постановка задачи

    По этому вопросу вот что говорил три года назад ответственный работник, который и утвердил позже Ольгу Васильеву на посту министра образования.

    О фундаментальности и универсальности: «Постоянно появляются новые технологии и даже новые профессии… Следует приложить все усилия, чтобы готовить будущих граждан и специалистов для нашей страны так, как этого требует сегодняшний день».

    О доступности и всеобщности: «Чтобы школьники, независимо от места проживания, социального статуса родителей, получали прочные знания, и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха и в жизни быть востребованными и полезными для своей страны».

    О воспитании:«…Школа должна давать не только знания. Нельзя забывать и о том, что преподавание в средней школе — это прежде всего воспитание… Очевидно, что миссия школы — задавать ориентиры, которые определяют поступки, решения, выбор целей».

    Школа, в которую всё это в обязательном порядке включено – это и есть качественная школа, она же инклюзивная. Она же костяк единого образовательного пространства – и географического (единая для всей страны), и социального (единая для всех граждан без привилегий или изъятий).

    Несложно заметить, что реформаторская политика в образовании с 1991 года была направлена именно на искоренение этих системных признаков качественного школьного образования. И, судя по тому, что президент возмущённо говорит об этих признаках как отсутствующих, – реформа удалась на славу. Теперь приходится, повторимся, искоренять её саму. А это само по себе небыстро: строить – не ломать.

    Контрреформа – это откат назад с достигнутых зияющих высот. А позади у нас, причём ровно с перечисленными признаками – классическая русская гимназия, которая при Советской власти была доведена как раз до инклюзивности, то есть до всеобщности и обязательности.

    Объективные обстоятельства всегда неблагоприятны

    Но при этом надо понимать: система образования – это такая базовая отрасль, которая не просто должна соответствовать потребностям страны; это ещё и такая отрасль, которая по факту определяет, каким социально-экономическим укладом жить стране.

    И вот по этой части наша контрреформа окружена крайне неблагоприятными и тревожными обстоятельствами. Их легко увидеть в сопоставлении как раз с советской школой – ведь она ближайшая к нам из тех образцов, которые мы считаем качественными. Строго говоря, это единственный в мире образец и есть, так что сравнивать больше всё равно не с чем.

    Мы не будем рассматривать какие-то конкретные изъяны советской системы школьного образования – судя по тому, что никакого победившего коммунизма с советской властью мы сейчас вокруг не наблюдаем, что-то с нашей образцовой школой в конце концов пошло не так. Даже светлое прошлое не нуждается в канонизации.

    Не будем также снисходительно ссылаться на волшебные возможности современных технологий: 100 с лишним лет назад светочи прогресса тоже уверяли, что не нужны никакие школьные классы и уроки, когда радио есть. И, кстати, пресловутую «прагматизацию» образования тогда же придумали. Причём вы будете смеяться – Н.К. Крупская и обосновала (в книжке «Народное образование и демократия», сочинённой аж в 1915 году): мол, долой царскую гимназию, строителю социализма достаточно уметь читать-писать-считать и сызмальства усваивать полезные навыки. Но товарищи А.В. Луначарский и И.В. Сталин, взвалив на себя ответственность за государство, к жене вождя не прислушались, смелый эксперимент придушили в зародыше и сделали всё ровно наоборот.

    Нет, это всё любопытные, хотя и характерные, детали. Для нас же важнее системные характеристики, которые увязывают систему образования с социально-экономическим укладом и суверенитетом государства. И которые, повторяю, сегодня могут показаться подозрительными.

    Школа и социально-экономический уклад

    Во-первых. Инклюзивная советская школа стала системным решением социального кризиса, вызванного бурной промышленной революцией и научно-техническим прогрессом, которые к началу ХХ века породили новый уклад – с массовым производством, массовыми рынками сбыта, массовыми армиями. Уклад объективно требовал обученных народных масс, без которых ещё в XIX веке даже передовые державы спокойно обходились. Несоответствие сословно-феодальной структуры общества капиталистическому укладу и породило социальные катаклизмы на рубеже веков, именуемые в марксизме обострением классовой борьбы.

    Что есть сейчас? Технологический уклад, который век назад вывел народные массы на просторы Большой Истории, сделал круг. Средства производства и средства войны стали ещё «умнее», чем в начале ХХ века – они теперь не нуждаются в большом количестве подкованных работников и солдат. Стало быть, большие количества и обучать незачем – а то ишь, избаловались в ХХ веке-то.

    На передовом Западе игры в «средний класс» закончились, легализуется привычная сословность и никуда не пропадавшая буржуазная этика естественного отбора – «выживает сильнейший». Деградация и упрощение народного образования – это естественная общая примета современного мира. Это не происки тёмных сил против народных свобод и прочих демократий, это рациональное приведение надстройки в соответствие базису.

    А сама классическая школа, вся такая инклюзивная, в этом новом прекрасном мире выглядит уже неуместным анахронизмом. Стоит ли копья ломать супротив естественного-то отбора и модных трендов?

    Школа и суверенитет

    Во-вторых. В конкретной России (в формате СССР) школа стала визитной карточкой собственного глобального проекта. Он же суверенитет (это в нашем положении всегда синонимы).

    Однако затем случилось крушение коммунизма и советского формата российской государственности. И фактический отказ от глобального проекта (и заодно суверенитета): с 90-х годов новая, несоветская, власть официально объявила, что мы теперь «как все». Разумеется, по части образования тоже: никакая инклюзивная школа не нужна в мире «эффективных собственников» и «квалифицированных потребителей», в мире сословности и социального расслоения – то есть в эпоху деградации. Инклюзивная школа воспроизводила народ как двигатель истории, а не как персонал. Ну так вот, так больше не нужно, объявили нам.

    Причём «не нужно» в форме по-русски радикальной: обучение привилегированных сословий, «эффективных собственников», кадрового резерва для властвующей знати автоматически перенесено на Запад – по месту законодательства ценностей, признанных единственно верными. А отечественная школа с 90-х годов как раз и строилась как неизбежное зло – для штамповки «квалифицированных потребителей». Ну, и с отдельными «элитными» островками – для ассортимента и пущего акцентирования богоданного социального неравенства.

    Тем более, что именно советская Россия как раз и подорвалась на социальной мине, заложенной в саму природу своей школьной модели. Массовое производство элиты – свободных, самостоятельно мыслящих и творящих личностей (а это и есть неотъемлемая черта инклюзивного образования) – штука опасная. Свободные личности требуют от государства и общества убедительной мотивации – чтобы подчинять себя высшим и понятным интересам государства и общества. Свободные личности должны быть востребованы государством и обществом для решения всё новых и новых амбициозных задач – иначе они затоскуют. Значит, государство и общество вынуждены иметь какой-никакой проект созидания глобального масштаба – хотя бы на какой-нибудь пустяшный срок, на три-четыре поколения вперёд.

    Если проект созидания буксует, а то и вовсе исчерпывает себя; если миллионы личностей, обученных творчеству и созиданию, остаются без задач творчества и созидания; если гражданское воспитание, миропонимание, захватывающая и убедительная мотивация сводятся к заскорузлому догматизму и тупым кричалкам «славакпсс», – тогда свободные личности становятся «поколением дворников и сторожей». И разрывают государство и общество изнутри. Что мы и наблюдали в 70-80 годы прошлого века, в эпоху деградации и саморазрушения советского цивилизационного проекта.

    Значит ли это, что президент выдал министру образования неправильный карт-бланш, несвоевременный?

    Не надо торопиться с выводами. Ведь у всей этой истории есть ещё одна составляющая.

    Школа и вечная Россия

    В третьих. В нашем вечно меняющемся мире есть у нас одна константа: конкретная страна с конкретными характеристиками. Причём такие характеристики, как «отсталость», «разруха» или глобальный кризис какой-нибудь, в данном случае – второстепенные, сиюминутные, переменные. А постоянные такие: большая территория, большие задачи, историческая малонаселённость.

    А ещё в этом вечно меняющемся мире мы видим высокую скорость и вообще непредсказуемость научно-технического развития. Как можно натаскать школьника на профессию, которой ещё нет? Его можно только обучить такому способу мышления, чтобы он эту профессию и новую отрасль знаний как раз изобрёл. Или, на худой конец, быстро сориентировался в той, которую изобретёт какой-нибудь чужеземец. В общем, это характеристика не только текущего момента – прогресс цивилизации всегда так и устроен последние много веков, только скорость и меняется. Это тоже можно считать постоянной.

    Складываем постоянные характеристики с переменными – и получаем единственно возможное решение: человек – главная ценность страны. Конкретно нашей, по крайней мере. Качество человека – единственный ресурс решения государственных задач. И единственный, признаться, козырь в мировой конкуренции.

    Значит, каждый человек должен быть образованным, то есть способным к совершенствованию самого себя и окружающего мира. Причём «должен» – это не благое пожелание, а требование. Когда Отчизна требует героев, кого волнуют представления конкретного недоросля и его родителей о «достаточном» уровне образования? Ведь вспомните: никакого права на образование в Советской России на самом деле не было – была обязанность. Было насилие над личностью с целью получения свободной и самостоятельно мыслящей личности независимо от желаний этой личности. А что вы ещё хотите от тоталитарного государства?

    Задание на сегодня

    Так вот. Сколько ни осуждай «тоталитарный совок» – у нас сегодня та же самая страна, что и 100 лет назад. И мировая конъюнктура – та же. Только интернет вместо радио – невелика разница во всемирно-историческом масштабе, между нами говоря. И на дворе у нас опять кризис миропорядка. Из которого опять придётся выходить с собственным суверенным проектом – иначе не выпустят.

    России, стало быть, опять нужны качественные граждане.

    И что с того, что такие задачи противоречат укладу, который старательно выстраивает текущая российская знать родом из 90-х? Тут же всё просто. Образование – производство длинного цикла. Если президент даёт сегодня министру образования карт-бланш на контрреформу, её результаты появятся лет через двадцать. Ни текущая знать, ни её проект «новой сословности» столько не проживут. А мы – проживём гораздо дольше. 



    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: https://www.nalin.ru/kontrreforma-russkoj-shkoly-5916

    Голосовало: 3  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что возрождение монархии в России возможно




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru