Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?






    Навигация

    Важные темы

    Эта зона с уровня полета 000 до уровня полета 190, установлена до 26 сентября. Любой израильский


    В течение долгого времени аналитики прогнозировали возможность того, что США предложат Российской


    К чему готовятся Россия и Китай. Происходящее сейчас на  Дальнем Востоке без малейшего


    Как известно, в рамках антироссийского сценария, выработанного Западом после распада СССР, добиться


    Когда в детстве мы сталкиваемся с трудностями и опасностями, мы верим, что взрослые всегда найдут


    Реклама




    » Поразительный результат операции в Сирии: Россия получает огромные диведенды

    | 20 декабрь 2017 | Первая полоса |

     В последние годы часто приходится слышать мнение, что Россия излишне сконцентрировалась на политике в дальнем зарубежье, особенно на Ближнем Востоке.

    «Куда смотрит Москва?» — этот вопрос мне часто задают коллеги из стран СНГ, поскольку считают политику России на постсоветском пространстве недостаточно активной.

    В чем логика и смысл подобной политики России? Не ошибка ли это? Нет ли увлеченности политическими амбициями в ущерб реальным текущим делам?

    Сейчас, когда операция в Сирии подходит к концу, самое время попытаться понять, чего достигла Россия в рамках долгосрочной стратегии и как это скажется на политических процессах в странах СНГ.

    А тщательный анализ показывает, что ближневосточные события будут иметь далекоидущие последствия для России и ее соседей.

    Объект борьбы


    Согласно данным BP за 2016 г., в настоящий момент на Ближний Восток приходятся более 35% мирового производства нефти, или более 52% нефтедобычи Восточного полушария, осуществляемого странами-экспортерами.

    В долгосрочной перспективе роль региона может только расти, так как на его долю приходятся 47,3% доказанных общемировых запасов «черного золота», или 71% запасов нашего полушария.

    Кроме очевидного технологического и экономического значения самой нефти, последние годы показали, что в среднесрочной перспективе нефтяные котировки сильно влияют на стоимость практически всей номенклатуры сырья, включая «высокотехнологичное», алюминий или обогащенный уран.

    Ярким примером могут служить договоренности о контроле добычи на уровне ОПЕК, где ключевую роль играют Саудовская Аравия, Иран и Катар, а из внерегиональных держав большой вес имеют только Россия и Венесуэла.

    События 2016–2017 гг. показали, что договоренности со странами Ближнего Востока об уровне добычи позволяют диктовать и краткосрочную стоимость нефти, и в какой-то мере — темпы роста мировой экономики.

    Военно-политическое влияние в регионе для любых стран-производителей нефти, таких как Россия и США, определяет колоссальные прибыли — и прямые, и косвенные, следующие из политических факторов (например, возможности для экспорта собственной валюты).

    Самая грубая оценка коррекции цен на нефть с 40 до 63 долл. для России составляет не менее 92 млрд долл. в год, или 7,7% ВВП России без учета поступлений от иностранных активов российских компаний. С учетом роста цен на прочую номенклатуру экспортируемых товаров речь идет о поступлении до 200–250 млрд долл. в год, или примерно 20% ВВП.

    В долгосрочной перспективе это также способ исключить зависимость нефтегазового сектора России от природных запасов на суверенной территории. По данным той же British Petroleum, доля в мировых нефтяных запасах у России в два раза меньше, чем доля в текущей добыче.

    В ближайшие 10–15 лет этот разрыв может компенсироваться геологоразведкой и развитием технологий, однако дальше может возникнуть вопрос о необходимости активного выхода российских нефтедобывающих компаний на международный рынок, в том числе для обеспечения российского спроса.

    Наконец, «маленький» бонус. Через Красное море проходит основной морской путь доставки товаров из Юго-Восточной Азии в Европу, который дешевле, но длительнее наземного транзита.


    Если Россия закрепится в регионе, например, разместив в Сирии, Южном Судане или даже Египте базы ВМФ, то будет контролировать практически все транзитные пути между Западом и Востоком (Северный морской путь, сухопутный Новый шелковый путь, Суэцкий маршрут), кроме разве что окружного и неудобного пути мимо Мыса Доброй Надежды.

    Таким образом, создание сильных позиций в регионе для Москвы означает не только кардинальное улучшение экономической конъюнктуры на ближайший период, но и резкое расширение политических и экономических возможностей на Западе и Востоке.
    Если бы подобный политический ресурс был у России, например, в 2014 г., то «война санкций» в нынешнем ее виде вряд ли была бы возможной, да и сам кризис на Украине развивался бы по совершенно иному сценарию.

    Особенности регионального суверенитета 

    В силу объективных причин ко второй половине XX в. страны Ближнего Востока оказались в ситуации военно-технического отставания от крупнейших мировых держав. Это не позволяло региональным правительствам гарантировать собственную монополию на насилие без опоры на поддержку крупных иностранных держав.

    Провал ядерной программы Ливии, конец холодной войны и итоги войны в Персидском заливе 1990–1991 гг. привели к тому, что основным внешним игроком в регионе стали США, чьи региональные военные базы выступали своего рода гарантом безопасности.
    Однако сохранить собственное доминирование в XXI в. Соединенным Штатам не удалось из-за грубых ошибок, вызванных «головокружением успехов». После событий 11 сентября в Вашингтоне во многом под влиянием эмоций возобладал курс на агрессивную экспансию в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Азии.

    Вслед за военным вторжением в Афганистан (2001 г.) и Ирак (2003 г.) администрация Джорджа Буша инициировала программу «демократизации», финансовую поддержку оппозиции нелояльным США режимам, фактическое стимулирование «цветных революций».
    Заложенная Дж. Бушем бомба сработала в 2011 г. в период локального роста цен на продовольствие в регионе и привела к падению нескольких режимов.

    Конечно, США показали, что могут произвести демонтаж региональных режимов путем военного или политического давления, но при этом продемонстрировали полную неспособность обеспечить позиции приведенных ими к власти правительств. Затяжные войны в Афганистане и Ираке стали во многом результатом непонимания американскими экспертами и политиками реальной ситуации в регионе.

    Американское вмешательство также привело к затяжным гражданским войнам в Ливии и Сирии и появлению феномена ИГИЛ*, крупнейшей на сегодняшний день террористической организации.

    Успешная военная операция ВКС России в Сирии принципиально изменила ситуацию в регионе. Она показала, что Москва может защищать политическую систему вопреки воле США и НАТО, а также ликвидировать террористов военными средствами.
    При этом ВКС РФ показали высокий уровень оснащения, боевого мастерства и умения проводить масштабные операции при минимальных денежных затратах.

    Военные базы РФ и оружейные контракты на миллиарды долларов

    Можно говорить о конкретных политических результатах: расширении и модернизации двух долгосрочных военных баз на территории Сирии (Хмеймим и Тартус), роли политического арбитра и ключевого союзника нового правительства в Ливии.
    Получено также право на использование военных аэродромов Египта и приглашение создать собственную базу ВМФ в Южном Судане, где якобы уже действуют российские ЧВК. Резко вырос уровень отношений с Турцией и Саудовской Аравией, которые считались союзниками Вашингтона в регионе.

    В результате Россию в мире начинают воспринимать едва ли не как лидера среди стран-экспортеров нефти: американские СМИ уже назвали В. Путина «королем ОПЕК» по итогам ноябрьских переговоров об ограничении добычи нефти.
    Очередное решение ОПЕК, совпавшее с российско-саудовскими соглашениями, показало, что влияние Москвы на нефтяной рынок действительно укрепляется.

    Кроме того, Россия заключила с Турцией и Саудовской Аравией контракты на поставку оружия в общей сложности почти на 6 млрд долларов, хотя традиционно поставщиками оружия этим государствам считались Соединенные Штаты и Великобритания. Запланировано развертывание масштабных программ сотрудничества в сфере экономики и науки с ОАЭ.
    Конечно, было бы ошибкой говорить о решении всех проблем и завершении борьбы, но явные успехи России на Ближнем Востоке особых сомнений не вызывают.

    Последствия для постсоветского пространства

    Как отмечалось выше, успешный «ближневосточный гамбит» может по цепочке привести к важным изменениям в постсоветской политике. Прежде всего, резкое улучшение отношений с Турцией после побед в Сирии сделало возможным возобновление строительства газопровода «Турецкий поток», предназначенного для поставок российского газа в Южную Европу и на Балканы.
    Вместе со строительством «Северного потока-2» проект ведет к резкому сокращению зависимости России от транзитных возможностей Беларуси и Украины.

    Если значение Минска будет сохраняться благодаря функционированию железнодорожного «Шелкового пути» (КНР — Казахстан — Россия — Беларусь — ЕС), то позиции Киева будут ослаблены и экономически, и политически.

    Уже сейчас украинская сторона прогнозирует прямые финансовые потери от перенаправления газового транзита, а в течение следующих лет можно ждать и политических изменений в отношениях с ЕС по украинскому вопросу. 

    В проекте «Турецкого потока», кроме Турции, участвуют Италия и Греция, которые в целях защиты своих транзитных выгод могут начать проводить менее дружелюбную к официальному Киеву политику.

    В случае ухода от транзита через нестабильную территорию Украины значение местной проблематики для Москвы и Брюсселя резко сократится, что может привести к изменению общей позиции Европы по вопросам Крыма, Донбасса и антироссийских санкций.
    Недавние публичные контакты президента России с лидерами ДНР и ЛНР можно расценивать как прощупывание возможности расширения российского влияния в новых условиях.


    Вероятны также перемены в международной политике на Кавказе. После расширения военного присутствия в Сирии логическим образом снижается значение 102-й российской базы в Гюмри, которая из форпоста на Южном направлении может превратиться в военный объект сугубо локального значения. Падению значимости может способствовать и исключение базы из обеспечения операции в Сирии по настоянию армянской стороны.

    В этом контексте не может не вызывать тревогу в Ереване активное сотрудничество России с Турцией и Азербайджаном. Последний еще в 2016 г. включился в проект МТК «Север — Юг» (Иран — Азербайджан — Россия) и транснациональной ЛЭП по тому же маршруту, инициированный российским Минтрансом, в качестве транзитной страны, хотя Армения пытается занять нишу «ворот Ирана в СНГ».

    Фактическое игнорирование Москвой подписания «урезанного» соглашения об ассоциации республики с ЕС не может не настораживать. Маловероятно, конечно, что Москва резко начнет переориентироваться в кавказской политике с Еревана на Баку. Однако в новых условиях Армении придется прилагать больше усилий по поддержанию отношений с Россией.

    В Центральной Азии можно будет ожидать дальнейшего сближения Москвы и тюркских стран региона. Тактический союз между Москвой и Анкарой открывает возможность для совершенно новой интерпретации идеи «тюркского содружества» уже с участием России, где тюркские народы играют очень большую роль в государственной жизни.

    Из механизма «мягкой силы» Турции идея сотрудничества тюркских народов может превратиться в еще один культурный проект в рамках евразийской интеграции — уже при лидерстве России.

    Ближневосточный опыт также показывает, что Россия способна брать на себя ответственность за обеспечение региональной безопасности и решение сложных проблем военными и дипломатическими средствами.

    В Центральной Азии ввиду гражданской войны в соседнем Афганистане вопрос безопасности очень актуален и для стран региона, и для Китая, который рассматривает его в качестве транзитной зоны и источника полезных ископаемых. В этой связи заинтересованность региональных игроков в военно-стратегическом присутствии России будет усиливаться.

    Что дальше? 

    В результате успехов российской политики на Ближнем Востоке возникают новые и благоприятные условия для экономики России, а также политики в других регионах, включая постсоветское пространство.

    Если полученные возможности будут реализованы хотя бы частично, можно считать, что концентрация на ближневосточных делах даже ценой некоторого сокращения активности в других регионах была оправданной.

    Для стран СНГ новые условия могут означать более экспансивную политику России на самых разных направлениях. Есть вероятность, что Россия будет добиваться большей отдачи от государств-союзников по ЕАЭС и ОДКБ, хотя бы на уровне политических и дипломатических шагов.

    Сейчас для многих государств характерны пассивная позиция и даже желание сохранить нейтралитет в сколь-либо неясных ситуациях. В частности, в ходе того же сирийского конфликта реальную поддержку российской политике оказывал преимущественно Казахстан.

    Дебаты вокруг ситуации в Сирии и на Украине показали, что многие эксперты и политики стран ОДКБ выступают с изоляционистских позиций и даже призывают дистанцироваться от России, чтобы не создать себе ненароком каких-либо проблем.

    Порой приходится сталкиваться с тем, что бонусы, связанные с работой ЕАЭС и ОДКБ, а также сотрудничеством с Россией, воспринимаются как должное или даже «недостаточная плата» Москвы за партнерство.

    Победа в Сирии и благоприятная экономическая конъюнктура в результате успехов на Ближнем Востоке позволяют ожидать, что в 2018 г. после очередных президентских выборов Москва обратит внимание на накопившиеся проблемы в ближнем зарубежье.
    Практически наверняка в рамках ЕАЭС будет поднят вопрос о пресечении реэкспорта санкционных товаров через Беларусь и «серого импорта» из Китая, идущего через Казахстан и Кыргызстан.


    Встанет вопрос о преобразовании ОДКБ из сугубо оборонительного альянса в активный военно-политический блок, на что указывает, например, обсуждение в ходе Совета коллективной безопасности Организации в Минске возможностей отправки миротворческих контингентов в горячие точки, включая Сирию и Донбасс.

    Отправка крупных воинских контингентов союзниками Москвы маловероятна, но присутствие небольших контингентов офицеров-наблюдателей может иметь политическое значение.

    Конкретное направление перемен будет зависеть от того, какие решения и новые проекты разработает Россия совместно с основными постсоветскими партнерами. Однако уже сейчас ясно, что они неизбежны.

    События на Ближнем Востоке, казавшиеся далекой и малопонятной «большой игрой», начинают прямо и косвенно влиять на события в странах СНГ. И теперь об этом важно не забывать.

    Никита Мендкович

     




    Ключевые теги: Ближний Восток

    Комментарии (0) | Распечатать | |

    Источник: https://tehnowar.ru/72467-porazitelnyy-rezultat-operacii-v-sirii-rossiya-poluchaet-ogromnye-divedendy.html

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    Добавить новость в:


    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     



    На портале



    Наш опрос
    Чем вы готовы пожертвовать ради России в противостоянии с Западом?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия, Австрия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Африка, Балканы, Белоруссия, Ближний Восток, Болгария, Бразилия, БРИКС, Британия, Ватикан, Венгрия, Венесуэла, Германия, Греция, Грузия, Дания, ЕаЭС, Евросоюз, Египет, Израиль, Индия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Киргизия, Китай, Корея, Латинская Америка, Мексика, Молдавия, НАТО, Новороссия, Норвегия, ООН, Пакистан, Польша, Прибалтика, Приднестровье, Румыния, Саудовская Аравия, Сербия, Сирия, СССР, США, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония

    Показать все теги

    Фито News











    Реклама




    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2017 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2015