Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Молдавия и Приднестровье: дежавю

    | 17 марта 2015 | Политика | | Просмотров: 904 | автор: MGM
    Евгений Шевчук и Кирилл Габурич. Иллюстрация: president.gospmr.ruЕвгений Шевчук и Кирилл Габурич. Иллюстрация: president.gospmr.ru

    В субботу, 14 марта 2015 года, состоялась первая встреча президента Приднестровья Е. Шевчука с новым премьер-министром Молдавии К. Габуричем. Как обычно сообщают в таких случаях средства массовой информации, в ходе встречи «обсуждался широкий спектр вопросов, представляющих взаимный интерес», а по некоторым из них были даже «найдены взаимовыгодные решения». Впрочем, и завышенных ожиданий от встречи не было.

    Во-первых, руководители Приднестровья и Молдавии такого уровня встретились впервые с сентября 2013 года, а за это время проблем лишь прибавилось.

    Во-вторых, новый премьер Молдавии вряд ли до этого слишком серьезно вникал в проблематику молдо-приднестровского урегулирования, поэтому было бы наивным ожидать от него смелых инициатив или покладистости в рассмотрении приднестровских предложений.

    В-третьих, внутриполитические процессы как в Молдавии, так и в Приднестровье вынуждают руководителей сторон более тщательно, чем ранее, соизмерять свои действия с их возможным внутриполитическим эффектом. Так, для К. Габурича новизна приднестровской тематики в известной степени усугубляется тем, что в новой правящей коалиции данная сфера закреплена не за либерал-демократами, которых он представляет, а за Демпартией. Как недавно признался экс-премьер РМ Ю. Лянкэ, «премьер в Молдове меньше, чем премьер», поэтому влияние других центров принятия решений с молдавской стороны будет не менее, а то и более важным. Для Е. Шевчука переговорные позиции в известной степени осложняются острым социально-экономическим кризисом и серьезным снижением уровня доверия к исполнительной власти, так что недостаточная последовательность в отстаивании принципиальных вопросов может дать новые поводы для критики. В итоге приднестровская сторона пытается формулировать повестку через призму разблокирования внешнеэкономической деятельности и отказа от политико-правового давления, в частности, в контексте возбуждения молдавскими органами власти политически мотивированных уголовных дел.

    Как представляется, применительно к теме уголовных дел в отношении должностных лиц Приднестровья политический представитель в переговорах от Молдавии В. Осипов (представляющий Демократическую партию РМ) должен испытывать нечто вроде дежавю. Именно эта проблема была одной из ключевых во время его «первого пришествия» на нынешнюю должность осенью 2009 года. Тогда взаимодействие правоохранительных органов, как и уголовные дела в отношении должностных лиц, также были одной из наиболее острых тем; состоялось несколько рабочих встреч по этой линии, включая семинар, организованный при активном участии Миссии ОБСЕ в Молдавии и других посредников. Думается, что тщательный анализ ситуации как минимум в данной сфере в её динамике хотя бы с ноября 2009 года должен был если не ввергнуть господина Осипова в пессимизм, то, по крайней мере, лишить его каких-либо иллюзий относительно скорости и перспектив урегулирования.

    Впрочем, В. Осипов уже доказал, что оперативно вошел в курс дела, чему в немалой степени способствовали его личные качества, а также участие в экспертном статусе в ряде мероприятий, посвященных проблематике урегулирования. В ходе двусторонних переговоров с приднестровским политпредставителем Н. Штански, состоявшейся накануне субботней встречи руководителей сторон, В. Осипов весьма искусно ушел от наиболее острых проблем, представлявших особую важность для приднестровской стороны, вновь повторив основные тезисы прежней команды РМ относительно приоритетности вопросов землепользования в Дубоссарском районе, румынских школ на территории ПМР и пр. Однако политическим представителям вряд ли слишком долго сохранять дипломатический такт и присущую им осторожность. Есть достаточно оснований полагать, что за счет диалога политпредставителей высшее руководство сторон рассчитывает повысить оперативность и результативность диалога в целом или, по крайней мере, понять, насколько такая положительная динамика возможна.

    Подтверждением этому может служить запланированная на 20 марта 2015 года встреча на уровне политических представителей и руководителей экспертных (рабочих) групп сторон. Предлагаемый формат встречи заслуживает внимания хотя бы потому, что ранее руководители групп сторон встречались друг с другом в присутствии своих руководителей, т.е. президента Приднестровья и премьер-министра Молдавии (исключением может считаться 2010 год, однако тогда в составе приднестровской делегации был тогдашний вице-президент ПМР). В нынешней ситуации, по-видимому, политическим представителям предоставляется больше полномочий, тем более что политпредставители одновременно в своих государствах являются вице-премьерами и вправе координировать деятельность экспертных (рабочих) групп, даже если во главе некоторых из них стоят должностные лица, равные по аппаратному статусу. Политическим представителям придется преодолевать целый ряд вызовов. В числе важнейших можно отметить отсутствие взаимного интереса и опыта совместной работы у подавляющего большинства представителей профильных ведомств (причем этот вызов лишь усугубляется с течением времени), отсутствие последовательности в решениях и подходах, необходимость регулярных пауз, связанных с «вхождением в курс дела» для экспертно-переговорной команды в целом (в ситуации с Молдавией) или отдельных ее членов.

    Показательными в этом контексте являются некоторые комментарии приднестровских и молдавских журналистов, озвученные по итогам встречи Е. Шевчука и К. Габурича. В сообщении пресс-службы премьер-министра Молдавии было указано, что подписанное решение о продлении грузового ж/д сообщения через Приднестровье уже «продлевалось однажды», хотя таких продлений было два. Журналисты приднестровского государственного телеканала сразу назвали встречу «не только позитивной, но и результативной», больше ориентируясь на терминологию президента ПМР, чем на реальную оценку итогов встречи. По сути, стороны всё меньше уделяют внимания реальным аспектам взаимодействия, обращая больше внимания на информационное сопровождение своих встреч. Впрочем, возможно, дело пока что в издержках первых контактов.

    Однако нельзя игнорировать ставшую уже очевидной проблему последовательности сторон в своих шагах. Постепенно ожидания «перезагрузки» и прогресса в переговорах всё больше сводятся не столько к нахождению взаимоприемлемых решений, сколько к смене переговорных команд и ожиданиям от смены персоналий (хотя переговорщики нередко пытаются опровергнуть этот тезис). Но достигаемый в таких случаях «эффект новизны», как правило, не носит долгосрочный характер, а откат назад нередко бывает настолько существенным, что стороны пытаются скорее сохранить прежние позиции, нежели думать о продвижении вперед.

    Кроме того, стороны по-прежнему рассчитывают не только и не столько на нахождение двусторонних взаимовыгодных решений, сколько на активное вовлечение своих стратегических партнеров (естественно, в целях поддержки заинтересованной стороны). Такие ожидания предсказуемы: ресурсы сторон конфликта ограничены, а внешняя помощь сейчас является единственным ресурсом для поддержания даже контактов между сторонами. В связи с этим нам остается лишь догадываться о том, какую роль в организации и проведении встречи сыграла российская сторона, однако присутствие посла по особым поручениям МИД России С. Губарева на встрече политпредставителей Молдавии и Приднестровья, как и его двусторонние контакты с руководством сторон, вряд ли были данью протокольной вежливости и дежурной демонстрацией посреднической активности. Умение оказаться «в нужное время в нужном месте» — та черта, которой российские дипломаты обладают в полной мере; более того, они способны при необходимости переводить различные времена и места в категорию «нужных». Остается лишь приветствовать активизацию посреднических усилий, тем более что опыт предыдущих периодов показывает их высокую ценность, а иногда и незаменимость.

    В целом состоявшаяся встреча руководителей сторон должна быть оценена положительно хотя бы в силу факта ее проведения. Без контактов на уровне лиц, правомочных принимать общегосударственные политико-правовые решения, результативность контактов сторон на иных уровнях будет весьма ограничена. Ответы на многие имеющиеся вопросы — о перспективах разблокирования приднестровской экономики, о прекращении давления на приднестровских должностных лиц, о контактах в формате «5+2» будут даны, по-видимому, в ходе предстоящей работы (при условии, конечно, заинтересованности и готовности сторон к компромиссам).




    Ключевые теги: Приднестровье Молдавия

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://www.regnum.ru/news/polit/1905937.html

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Как вы относитесь к Юго-Востоку?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru