Эта связано, видимо, с тем, что решительных экономических мер против США монархии не примут. Так же, как и другие нефтяные государства, официально осудившие решение Вашингтона. Глава палестинской администрации М. Аббас на Стамбульской чрезвычайной сессии Организации исламских стран (ОИС) заявил о готовности к диалогу с Израилем, если Тель-Авив намерен выполнять предыдущие соглашения и договоренности. Причем представители Рамаллы, как можно судить по их пресс-конференции в Москве 19 декабря, выступают за посредничество РФ в таком диалоге. С тем же предложением выступила и российская делегация в Совбезе ООН. Насколько продуктивными могут быть переговоры при существенном укреплении позиции Тель-Авива после решения Трампа по Иерусалиму – другой вопрос. Но выхода у палестинских властей, похоже, нет.

Некоторые радикальные палестинские организации утверждали, будто через Румынию в Израиль течет советская нефть

Во-первых, на сессии ОИС исламские страны обошли молчанием возможность временного отзыва послов или торговых представителей из США в отличие от 1967 и 1973 годов, когда были приняты именно такие меры. Во-вторых, как пояснил советник президента Государства Палестина Н. Шаат, «повторение ситуации, когда все арабские страны – крупные экспортеры нефти ввели эмбарго на ее поставки странам, поддержавшим Израиль, сегодня вряд ли возможно. Такого единства, как в 1973-м, нет».

Впрочем, тогда эмбарго отменили уже весной 1974-го: геополитическая и экономическая взаимозависимость оказалась куда важнее. СССР минимум на треть увеличил экспорт своего черного золота, что угрожало стабильному спросу на аравийское сырье на традиционных рынках, особенно Северной Америки и Западной Европы. Последствия того эмбарго были сведены на нет неучастием Ирана в акции наряду с возросшими румынскими поставками в Израиль и Западную Европу. Из-за чего Лига арабских государств периодически вводила экономические санкции против Бухареста. В СССР официально были против этих шагов союзной тогда Румынии, но ее активно развивавшиеся отношения с Западом не позволяли Москве принудить «братский народ» прекратить или хотя бы ограничить поставки. Впрочем, некоторые радикальные палестинские организации утверждали в унисон тогдашней пропаганде КНР и Албании, что через Румынию в Израиль течет якобы советская нефть.

Кроме того, по словам Шаата, известное решение Трампа косвенно повышает уровень легитимности проекта трансизраильского трубопровода от порта Эйлат на Красном море до нефтеперерабатывающего завода близ средиземноморской Хайфы и далее в оккупированную с 1949 года Галилею. А пройдет эта артерия через Иерусалим или вблизи него.

Заметим в этой связи, что израильская нефте- и газопроводная система проложена в основном в Средиземноморском регионе и соответственно пересекает большинство районов Палестинской автономии. Понятно, что такая конфигурация труб вряд ли укрепляет уровень надежности снабжения углеводородами. Между тем в последние 10 лет Россия и другие страны Содружества обеспечивают до 70 процентов ежегодного спроса Израиля на нефть. Ведутся консультации о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Израилем. По мнению посла Палестины в РФ А. Нофаля, активные политические и экономические взаимоотношения России с Израилем как раз должны способствовать успеху посреднической роли Москвы. Кроме того, зависимость США и ЕС от аравийской нефти уменьшилась. Так что в нынешней ситуации эмбарго стран Залива не оказало бы надлежащего влияния на политику американцев и израильтян.

Более того, как сообщала катарская газета «Ар-Райя», ссылаясь на британский журнал «Экономист», Израиль защищает саудовскую нефть, перекачиваемую из порта Янбу на Красном море в соответствии с секретным соглашением. Эр-Рияд «не публикует полной информации по импорту нефти, в этих поставках задействовано большое количество офшорных схем. Многие поставщики – их может быть до сотни – в статотчетах засекречены».

Словом, на ситуацию в Палестине аравийские монархии смотрят сквозь черные, точнее, нефтяные очки.

Алексей Балиев,
политолог