Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Россия и Египет: союз во имя антитеррора

    | 11 февраля 2015 | Политика / Политика: Новость дня | | Просмотров: 793 | автор: MGM

    Иллюстрация: kremlin.ruВ египетских газетах, много писавших о визите президента Владимира Путина в Каир, главу государства несколько раз назвали «Tha'aleb» — лис, подчеркивая тем самым его умение добиваться своего в самых сложных и неблагоприятных обстоятельствах. Но и его партнера по переговорам, президента ас-Сиси «простачком» не назовет даже самый откровенный недоброжелатель. Египет — ключ к Ближнему Востоку. Решить без Каира серьезные региональные проблемы попросту невозможно, а уж без тесных контактов с ним серьезного разговора о продвижении российских интересов к востоку и западу от Суэца и вести не стоит. Египетское руководство готово этот ключ Москве вручить. Россия — совсем не против его взять. Вопрос в цене. Именно к этому и сводились прошедшие переговоры в Каире.

    Сейчас уже мало кто вспомнит, что в 2009 г. между Россией и Египтом был подписан договор о стратегическом партнерстве. Серьезного влияния этот документ не сыграл ни в двусторонних отношениях, ни в региональных «раскладах». Скорее это была некая констатация сложившегося положения: Россия уверенно занимала второе место на египетском рынке вооружений, Каир оставался одним из крупных покупателей российского зерна и нефтепродуктов, а также благословенным местом миллионов российских туристов. Для реального стратегического партнерства не было ни поводов, ни предпосылок. Поэтому подписанный тогда договор долгое время оставался данью политической моде и никем всерьез не воспринимался. Ни египтянами, в те годы без колебаний ориентировавшимися на США, ни Москвой, у которой тогда попросту не было неотложных задач, чтобы задействовать свое влияние в Каире.

    Теперь все изменилось. У России и Египта появились общие и весьма «горячие» темы для сотрудничества. Вопрос в том, что может послужить для него фундаментом. По итогам переговоров Путина в Каире понятно, что торгово-экономические отношения в этом качестве не подходят, хотя именно на них был сделан упор в сообщениях масс-медиа, освещавших визит. Да, подписанные документы внушают уважение солидностью своих названий — «Соглашение о развитии проекта по строительству АЭС на территории Египта», «Меморандум о взаимопонимании в области привлечения инвестиций и участия в строительстве объектов на территории Египта» и, наконец, «Меморандум о взаимопонимании о развитии инвестиционного сотрудничества». Однако все это, по большому счету, лишь протоколы о намерениях, из которых наиболее реален лишь «атомный контракт». Особенно с учетом того, что научно-исследовательский ядерный реактор Египту строила именно Россия, и с отечественными технологиями местные специалисты вполне знакомы.

    Что же касается перехода на рубль во взаиморасчетах, а равно и договоренностей о возможном создании зоны свободной торговли между Египтом и ЕАЭС (РФ, Белоруссия, Казахстан), особого оптимизма также испытывать не стоит по целому ряду причин, от Москвы и Каира зависящих достаточно мало. Скептицизм в отношении перспектив торгово-экономических отношений России и Египта обусловлен отнюдь не критиканством и злопыхательством, а пониманием реалий для обеспечения стабильности и проведения давно назревших реформ в экономике, о которых с 2011 г. (с «финиковой революции») только говорили, но ничего не делали. Каиру нужны огромные инвестиции — $2-3 млрд ежегодно. Все, что египетские власти предлагают Москве, от АЭС и приобретения вооружений до российской промышленной зоны в районе Суэцкого канала, они предлагают в расчете на долгосрочный кредит. При этом выплаты по всем внешним займам зависят не столько от самого Каира, сколько от того, как выполнят свои обещания о финансовой помощи ас-Сиси монархии Персидского залива — Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. А здесь, что очевидно, тоже есть свои нюансы.

    Но эти «подводные камни» в экономической сфере отнюдь не означают, что реального фундамента для партнерства между нашими странами нет и президент Путин ездил в Каир исключительно с целью «отдохнуть душой» от проблем, связанных с украинским кризисом. Легкой его поездку назвать никак нельзя, поскольку во время его интенсивного общения с президентом ас-Сиси шла выработка политического фундамента как для российско-египетских отношений, так и для российского «возвращения на Восток», стратегической задачи, о которой в связи с Украиной подзабыли эксперты, но не глава государства и его окружение. И вот здесь, в сфере политики и сложившегося регионального пасьянса, ситуация для Москвы выглядит оптимистичнее и перспективнее, чем увеличение товарооборота с Египтом с нынешних $4,62 до $10 млрд к 2020 г. Из всех серьезных игроков, реально делающих погоду в арабском мире, Египет — единственная страна (Сирия не в счет), ведущая кровавую и бескомпромиссную войну с исламистами и их главным вдохновителем — «Братьями-мусульманами».

    Примирение между этими воюющими сторонами невозможно, поскольку это не «политическая конкуренция», как иногда оценивают репрессии египетских властей против «братьев» и создаваемых ими филиалов в виде террористических группировок, а самая настоящая борьба за выживание, в которой победа будет означать физическое уничтожение противника. Эту борьбу ас-Сиси и поддерживающая его элита ведут не только на Синае, но и в Ливии, и в Судане. И не только против боевиков, но и в отношении их спонсоров и политических покровителей. «Исламское государство» для Каира враждебно и опасно так же, как и для Дамаска. И это еще одна, вторая по счету, общность интересов между Египтом и Россией.

    Конечно, представить себе «тройной альянс Каира, Дамаска и Москвы против террора», как об этом с тревогой пишут в западных масс-медиа, достаточно затруднительно. Египет, что бы там ни говорилось, не пойдет из-за Сирии на конфликт ни с Вашингтоном, ни с монархиями Персидского залива. Однако благожелательный нейтралитет Каира, содействие, пусть и неофициальное, в борьбе с боевиками «Исламского государства» и поддержка усилий Дамаска и Москвы в расширении внутрисирийского диалога — само по себе весомое достижение, к которому пришли в ходе переговоров Путин и ас-Сиси.

    Имеется еще один аспект в отношениях между Каиром и Москвой, который незримо присутствовал во время визита. О нем официально не прозвучало ни слова, его как бы и вовсе нет, но именно он является и одним из сближающих Россию и Египет факторов, и актуальной задачей для дипломатии Москвы в регионе. Речь идет о Турции. Точнее, о соблюдении баланса между ее нарастающими амбициями и реальными интересами Египта и России. И здесь президент Путин, не поднимая этого вопроса напрямую, встретил полное понимание со стороны своего египетского коллеги. Каир враждебен Анкаре, и враждебность эта кроется не только в том, что ас-Сиси и его команда свергли «идейно близкого» Эрдогану и его партии Мохаммеда Мурси. И не только в том, что турки поддерживают исламистов, которые из Сирии, подобно заразе, распространяются дальше, на тот же Синай. Хотя внешне это и выглядит как главное противоречие между двумя странами, но в реальности все обстоит несколько глубже.

    Египет не примет амбиций Турции на лидерство в регионе. Каир в этом отношении является сторонником «многополярности»: коли уж у самого для этого ресурсов не хватает, то пусть будет несколько соперничающих между собой держав. Нет особого доверия к Анкаре и в Москве. Проекты «Газпрома» — это проекты «Газпрома». Для силового блока российского руководства Турция была и остается потенциальной точкой сбора исламистских и сепаратистских сил, угрожающих стабильности как самой России, так и ее уязвимых точек — Кавказа и Средней Азии. И, кроме того, существует понимание, что США, ЕС и НАТО имеют на Анкару куда больше влияния, чем Москва. Поэтому противовес турецкой активности в виде активности египетской совсем не будет лишним в той комбинации, которую пытается построить Россия на Ближнем Востоке.

    Осенью 2013 г., вскоре после свержения Мурси и накануне избрания ас-Сиси, в Египте побывали директор российской Службы внешней разведки и один из заместителей ГРУ. В своих оценках они сошлись на том, что некий «пророссийский курс» египетского руководства, да еще и в пику США невозможен. Но вот использовать общность интересов Москвы и Каира по ряду важнейших региональных проблем — вполне вероятно, более того — настоятельно необходимо, что и сделал президент Путин, заложив весьма солидный политический фундамент в двусторонние отношения.

    Игорь Панкратенко




    Ключевые теги: Египет

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://www.regnum.ru/news/polit/1894196.html

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что возрождение монархии в России возможно




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет




    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru