{headers} Полит Информ > Версия для печати > Внешние займы не по карману
Главная > Экономика: Новость дня > Внешние займы не по карману

Внешние займы не по карману


26-09-2014, 20:42.
Внешние займы не по карману
Фото: ИТАР-ТАСС

Россия намерена отказаться от внешних заимствований, по крайней мере, в ближайшие три года. Увеличивать внешний долг в текущих условиях дорого и неэффективно, подтверждают эксперты: пришло время использовать резервы и сокращать расходы


Глава Минфина Антон Силуанов сомневается, что России удастся выйти на рынок внешних заимствований в 2015-2017 годах. «В этом году мы не будем выходить на рынок. И в последующие годы - это под большим вопросом», - сказал он. Обслуживание и погашение внешнего долга Минфин планирует осуществлять за счет доходов от продажи нефти и газа. «То есть в ближайшую трехлетку мы не будем предлагать пополнять Резервный фонд, а все эти нефтегазовые доходы, которые планировались для пополнения, лучше на них уменьшить объем заимствований», - пояснил глава ведомства. 

Согласно проекту федерального бюджета на 2015-2017 годы, объем внешних заимствований РФ планировался в этот период в размере $7 млрд в год. При этом в 2015 году объем чистых поступлений в бюджет составит $3,696 млрд, остальная сумма будет израсходована на обслуживание и погашение внешнего долга; в 2016 и 2017 годах объем чистых поступлений Минфин оценивал в $5 млрд 685,5 млн и $3 млрд 719,9 млн соответственно. 

Между тем Госдума приняла во втором чтении законопроект о долгосрочном бюджетном планировании, который также разрешает с 1 января 2015 года направлять дополнительные нефтегазовые доходы, предназначенные для пополнения Резервного фонда, на покрытие дефицита бюджета. Возможность использования дополнительных нефтегазовых доходов на замещение госзаимствований предлагается разрешить не только на стадии исполнения, но и планирования федерального бюджета. По словам главы комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, это может «дать возможность использовать примерно 500 млрд рублей уже дополнительно из Резервного фонда в следующем году», передает агентство «Прайм». 

Согласно «бюджетному правилу», нефтегазовые доходы бюджета, получаемые сверх базовой цены на нефть ($96 за баррель), направляются в Резервный фонд. «Мы предлагаем модифицировать это правило и не накапливать эти средства в Резервном фонде, а направлять их уже на этапе планирования на замещение государственных заимствований», - сказал ранее замминистра финансов Алексей Лавров. При этом другой замминистра Сергей Сторчак ранее неоднократно заявлял, что считает неправильным уход России с рынка внешнего займа после 2014 года, и недавно подтверждал планы Минфина на этот счет в следующем году. Однако Антон Силуанов на прошлой неделе дал ясно понять, что Россия не будет наращивать госдолг. «Сбалансированный бюджет - это якорь. Якорь для того, чтобы инвесторы видели, что у нас не будет дополнительных заимствований, что у нас не должно быть повышения налогов», - сообщил он, уточнив, что повышение госдолга выльется в повышение заимствований или наращивание налоговой нагрузки. 

Справка:

Госдолг РФ сократился за январь-июль 2014 года на 193,8 млрд рублей или на 1,3%, и составил, по данным Счетной палаты, на 1 августа 2014 года 7,7421 трлн рублей (10,8% прогнозируемого объема ВВП). Государственный внутренний долг РФ увеличился за отчетный период на 69 млрд рублей (1,2%) и составил 5,7913 трлн рублей. Государственный внешний долг сократился на $1,1896 млрд (2,1%) - до $54,6 млрд.

Рублевый эквивалент внешнего долга Российской Федерации увеличился на 124,8 млрд рублей или на 6,8% - до 1,9509 трлн рублей, что обусловлено изменением курса доллара США по отношению к рублю. В общем объеме государственного внутреннего долга РФ по состоянию на 1 августа 2014 года государственные ценные бумаги, номинированные в валюте РФ, составляли 78,2%, госгарантии в валюте РФ - 21,8%. В общем объеме государственного внешнего долга РФ в долларовом выражении по состоянию на 1 июня 2014 года государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, кредиты от правительств иностранных государств и МФО, а также прочие долговые обязательства составляли 79,3%, госгарантии в иностранной валюте - 20,7%.

Расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга за январь-июль 2014 года исполнены в размере 225,9 млрд рублей, что составило 3% от общего объема произведенных расходов. Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга за соответствующий период 2013 года составляли 201,3 млрд рублей, 2012 года - 184,6 млрд.

Увеличивать внешний долг в текущих условиях неэффективно, подтверждает директор Центра исследований региональных реформ ИПЭИ  РАНХиГС Александр Дерюгин. «Во-первых, возможность занимать на внешних рынках сегодня для России ограничена в связи с усложнившейся геополитической обстановкой, и стоимость размещения гособязательств окажется существенно выше, чем несколько лет назад, что, конечно, не выгодно для нас. Во-вторых, если при нынешних ценах на нефть правительство не в состоянии исполнять бюджет без наращивания госдолга, как можно говорить об устойчивости бюджетной системы, и что мы будем делать, если цены начнут снижаться», - пояснил он «Эксперт Online» и добавил, что приоритетом бюджетной политики на федеральном уровне должно стать сокращение расходов.    

Острой потребности в заимствованиях у Минфина до конца года нет (благодаря высоким ценам на нефть в первом полугодии федеральный бюджет пока остается профицитным, указывают эксперты. Так что аукцион по размещению десятилетних облигаций федерального займа (ОФЗ), состоявшийся 24 сентября 2014 года, после 10-недельного перерыва, они считают, скорее, тестированием рынка. Однако следующий год может оказаться для бюджета не таким безоблачным. Российское правительство остается в хорошей финансовой форме и, более того, получает дополнительные доходы благодаря ослаблению рубля. Последний подешевел с начала года примерно на 10%, а средняя цена барреля Brent составила за тот же период $107,4, превысив заложенные в бюджет $101. Накопленный с начала года бюджетный профицит достиг на конец августа 905 млрд рублей против 389 млрд на август 2013 года, указывают аналитики ИК «Уралсиб Кэпитал». Согласно их прогнозу, профицит достигнет к концу года $300 млрд или 0,4% ВВП, чего достаточно, чтобы покрыть потребности в рефинансировании, составляющие 325 млрд рублей. «Между тем следующий год, скорее всего, будет труднее. Потребности в рефинансировании вырастут до $525 млрд, и без доступа к долговому рынку правительству будет непросто избежать использования Резервного фонда, объем которого сейчас равен 3,4 трлн рублей или 4,4% ВВП», - считают они. 

В отличие от Минфина, который еще может строить планы по выходу на внешние рынки с точки зрения выгоды, финансовые санкции США и Евросоюза фактически отрезали от внешнего финансирования корпоративных российских заемщиков. Между тем потребности в рефинансировании долга повышают спрос на валюту, указывают аналитики агентства Fitch, и Банку России для поддержания курса рубля придется потратить до конца года 15% золотовалютных резервов. По подсчетам Fitch, резервы ЦБ снизятся с текущего уровня $460 млрд до $450 млрд к концу 2014 года и до $400 млрд - к концу 2015-го, что негативно отразится на макроэкономической стабильности России. Однако аналитики Альфа-банка считают сценарий сокращения резервов ЦБ маловероятным. «Во-первых, хотя мы согласны, что погашение квази-суверенного внешнего долга (по нашим оценкам, сумма к погашению до середины 2015 года составляет около $60 млрд) оказывает давление на счет капитала, мы также считаем, что снижение курса рубля с начала года на 15% в сочетании с запретом на ввоз продуктов питания из ЕС позволит профинансировать дополнительный отток капитала за счет профицита счета текущих операций, а, следовательно, интервенций ЦБ не потребуется. Во-вторых, учитывая усилия, которые приложила новая команда ЦБ к повышению доверия рынка к монетарной политике - агрессивное повышение процентных ставок в этом году, жесткая риторика относительно процентной политики, а также расширение зоны невмешательства ЦБ в динамику валютного курса - мы сомневаемся, что ЦБ не сдержит текущих обещаний по переходу к свободному плаванию рубля в 2015 году», - подчеркивают они. Сценарий с интервенциями ЦБ кажется маловероятным в обозримом будущем, однако давление на счет текущих операций в связи с потенциальным снижением цены на нефть остается фактором риска, указывают аналитики Альфа-банка.



Вернуться назад