В 50-е годы реактивные пассажирские самолеты уверенно «встали на крыло». Сообщение стюардессы о том, что полет проходит на высоте 10 тысяч метров со скоростью 800 километров в час, уже никого не удивляло, хотя всего несколько лет назад полет и поршневая машина была для многих чудом. Военные аппараты, в том числе тяжелые бомбардировщики, вовсю летали на сверхзвуке. Да что там… Человек начал осваивать космос. Так что к началу 60-х идея сверхзвуковых пассажирских перевозок уже не считалась оригинальной.

 

Первой в гонку включилась Великобритания. Англичане решили построить самолет, который мог бы летать в Америку. Надо сказать, жители Туманного Альбиона всегда были одержимы мечтой пересекать Атлантику за минимально возможное время. Так, еще в XIX веке был учрежден приз – «Голубая лента Атлантики». Он вручался сначала пароходам, а потом и турбоходам, которые показывали рекордную скорость при плавании из Британии в Америку. 

 

Английские инженеры представили проект лайнера будущего. Самолет окрестили Суперсоником. Он должен брать на борт 100 пассажиров и везти их со скоростью 2000 км/ч. Англичане представляли всю сложность затеи, а также колоссальные финансовые расходы, которые придется нести. В одиночку такой проект было не потянуть. Поэтому они договорились построить лайнер совместно с французами. Проект получил символическое название «Конкорд», то есть «Согласие».

 

Надо сказать, советские конструкторы внимательно следили за конкурентами и понимали, что и в какие сроки можно реализовать. В некоторых КБ в инициативном порядке даже вели эскизное проектирование.

 

Восторг товарища Хрущева

 

Заказ со стороны государства не заставил себя ждать. Летом 1961 года на авиационном параде в Тушино широкой публике был впервые показан сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Руководитель Советского государства Никита Хрущев, убежденный, что для страны нет ничего невозможного, спрашивает у Туполева, можно ли на таких самолетах возить людей? Андрей Николаевич готов к вопросу, и сразу же дает утвердительный ответ, добавив, что его КБ уже проектирует сверхзвуковую пассажирскую машину. Хрущев моментально загорелся этой идеей. Он все еще находился под впечатлением своего триумфального прибытия в Америку в 1959 году. Тогда он прилетел в США на новом флагмане советского гражданского флота – самолете Ту-114. Машина произвела фурор. Увидев ее, американцы были в шоке. Особый восторг Никита Сергеевич испытал, когда в аэропорту долго не могли найти подходящий трап, который мог бы дотянуться до двери нашего гиганта. И вот теперь появляется возможность в очередной раз продемонстрировать мощь своей страны. Ведь если опередить Запад, и прилететь в США на сверхзвуковом лайнере, резонен вопрос: «Ну и чей общественный строй лучше?»

 

Были и более прагматичные соображения. Советский Союз – огромная страна, насчитывающая 11 часовых поясов. Чтобы долететь из Москвы до Хабаровска, реактивному Ту-104 требуются две промежуточные посадки. Турбовинтовой Ту-114 долетает без посадок, на тратит на это 9 часов. А сверхзвуковой самолет мог бы преодолеть расстояние за 3,5 часа. Заманчиво! 

 

Сообщения из-за рубежа подогревают ажиотаж вокруг сверхзвуковой тематики. Крупнейший американский перевозчик Pan American объявляет о крупном заказе на будущие «Конкорды». Это вызов американскому авиапрому. Правительство реагирует быстро, и вскоре президент Кеннеди заявляет о том, что государство поддержит авиакомпании, которые возьмутся за реализацию подобных проектов. При этом подчеркивается, что американский лайнер должен по всем параметрам превосходить конкурентов. 

 

Под контролем особистов и ЦК КПСС 

 

Слово за Советским Союзом. В июле 1963-го выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров о создании в КБ Туполева сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) Ту-144. Андрей Николаевич сразу же объяснил чиновникам, что это не просто разработка новой машины, она повлечет за собой подъем на новый уровень науки, технологий, производства. Руководителем проекта и фактически своим преемником Туполев, которому уже исполнилось 75 лет, назначает сына, 38-летнего Алексея.

Самолет будет изготовлен из титана. Заявленная скорость – 3000 км/ч. На борт сможет брать 300 пассажиров – намного больше, чем конкуренты

 

Задача создания первого СПС была необычайно сложной. Длительный полет на сверхзвуке породил множество проблем. Создаются новые материалы, технологии, производственные процессы. Тема Ту-144 становится главной для всей отечественной авиационной промышленности и науки. Например, чтобы выбрать оптимальную компоновку лайнера, в аэродинамических трубах ЦАГИ продувают сотни моделей. Но главной проблемой традиционно оставались двигатели. Плата за высокую скорость – огромный расход топлива. Из нескольких более-менее подходящих моторов выбирают двухконтурный НК-144. Уже на этапе проектирования самолета понятно, что этот двигатель (впрочем, как и другие) не обеспечивает требуемую дальность. Но на это закрывают глаза. Главное – скорее поднять машину в воздух, опередить «Конкорд». 

 

Строительство самолета идет под контролем ЦК КПСС. Надо сказать, что, придя к власти, Леонид Брежнев, так же как и Хрущев, горячо поддерживал проект. Но сложность задачи и ее масштабы были таковы, что сроки постройки самолета и начала испытаний постоянно переносились.

 

Европейские конкуренты времени не теряли. В декабре 1967 года «Конкорд» выкатывают из ангара и устраивают его презентацию. Однако там тоже масса технических проблем, и о первом вылете пока нет и речи. США также делают громкие заявления. В прессе широко рекламируется «Боинг-2707». Газеты сообщают, что он будет изготовлен из титана, иметь крыло изменяемой стреловидности. Заявленная скорость – 3000 км/ч. На борт сможет брать сразу 300 пассажиров. Это намного больше, чем у конкурентов.

 

А в это время Ту-144 собирают на заводе ОКБ Туполева в Москве и по частям перевозят на летно-испытательную базу в Жуковский. Перед фирмой поставлена задача – поднять самолет в воздух до конца 1968-го. Это требование партии и правительства. В 20-х числах декабря самолет готов к вылету, но подвела погода – в Жуковском больше недели стоял сильный туман. Каждое утро машину выкатывали на летное поле, а к вечеру закатывали в ангар. Наконец, 31 декабря погода несколько улучшилась, хотя, конечно, для первого вылета такого самолета никак не подходила. Но отступать было некуда. И дали добро на взлет. Полет длился 38 минут, все прошло штатно, лайнер показал хорошие летные качества. Для Запада это событие стало шоком.

 

Тут же посыпались обвинения в адрес Советского Союза. Якобы мы украли технологические секреты, что и обусловило наш успех. На самом деле, советские и европейские специалисты сотрудничали по некоторым направлениям. В начале 60-х между Францией и СССР сложились доверительные отношения. Хрущев и де Голль договорились о научно-техническом сотрудничестве. Советская делегация даже посещала цех, где собирали «Конкорд», и конструкторское бюро. Правда, в КБ маршрут был построен таким образом, чтобы ничего лишнего наши специалисты не увидели. К тому же их плотно опекали французские особисты. А внешнее сходство самолетов легко объяснимо. Назначение машин одинаково, параметры полета тоже, а законы физики и аэродинамики в разных странах одни и те же. Справедливости ради надо отметить, что конструкция и аэродинамика главной части самолета – крыла – у Ту и у «Конкорда» были разными. Но внешне эти отличия незаметны, о них знают только специалисты. 

 

Константин Геращенко