В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои
Реклама
» Смогут ли экономически выжить «народные республики»?
| 17 декабря 2014 | Точка зрения | | Просмотров: 524 | автор: MGM
Цель действий киевских властей понятен- экономически задушить ДНР и ЛНР и спровоцировать массовое недовольство внутри этих республик, что значительно облегчит задачу реинтеграцию Донбассу в «едину краину». В общем тактика неновая, вопрос скорее в том, насколько она будет успешной . Сейчас в Киеве популярен тезис, что Россия также объявляла экономическую блокаду Чечне в конце 90-ых годов прошлого века. Но это не так: после Хасавюртовских соглашений осени 1996 года Москва продолжало переводить в фактически отколовшийся субъект федерации пенсии и социальные пособия (другой вопрос, что большая часть этих трансферов банально разворовывалась местными властями), российский Совмин разработал программу восстановления разрушенной боевыми действиями инфраструктуры республики. В Москве фактически до лета 1999 года (до вторжения чеченских боевиков в Дагестан) оставалась надежда, что Чечню удастся «замирить» через экономику и финансовые вливания. Не получилось. Как бы там ни было, сейчас руководству ДНР и ЛНР надо срочно искать деньги на выплаты пенсий и зарплаты тех же бюджетников, включая и сотрудников милиции, на российский манер переименованной в полицию. Иначе действительно возможен социальный бунт. Деньги, помимо прямой финансовой помощи из Москвы, о чем будет сказано ниже подробно, найти быстро сейчас можно только одним путем- начать продавать уголь Украине. И в принципе этот уголь в условиях начала отопительного сезона Украине крайне нужен. Но киевские власти не хотят и в этом вопросе идти ни на какие переговоры с «террористами» и переводить оплату непосредственно в Донецк и Луганск. Ищутся некие посредники на украинской территории (видимо, в этих посреднических структурах есть серьезные интересы у определенных лиц из нынешних коридоров киевской власти), которые и должны закупать уголь непосредственно на шахтах, минуя любые официальные структуры ДНР и ЛНР.
Но уголь сейчас по большой части оказался под контролем "полевых командиров" ДНР и ЛНР , они и определяют кому и какой цене это топливо отгружать и на какие цели тратить полученные средства.Некоторые украинские эксперты предлагают следующий выход из тупиковой ситуации : деньги за поставки угля переводить на пенсионные карточки жителей "народных республик" и создать на территории Донбасса, находящейся под властью Киева , некий центр выплат , где можно будет получить наличные через банкоматы. Но согласятся ли "полевые командиры" отказаться от основной статьи дохода?Жизнь в условиях "военного коммунизма".
Сейчас на неподконтрольных Киеву территориях не существует работающая банковская , фискальная и пенсионная система. Жизнь оставшихся жителей все больше начинает строиться на принципах прямого распределения оставшихся резервов продовольствия, топлива и лекарств и распределения российской гуманитарной помощи. Последние указы Порошенко имеют целью и резкое сокращение объема гривневой массы в мятежных республиках : если не переводятся пенсии и социальные пособия, заблокированы финансовые переводы на счета еще немногих работающих предприятий, откуда взяться в обращении деньгам? Как показывает история, в условиях развала товарно-денежных отношений власть будет вынуждена перейти к практике прямой изъятии ресурсов, но такая практика не может длиться долго. Руководству "народных республик" нужно срочно запускать экономику , а это невозможно сделать без понимания той модели , в которой экономика ДНР и ЛНР будет работать. Летом этого года в "народных республиках" была крайне популярна идея тотальной национализации, прежде всего собственности олигархов. Считалось , что "народная власть" сможет управлять шахтами, электростанциями , металлургическими и химическими предприятиями более эффективно , чем делали это, к примеру, Ахметов или Тарута. Но сейчас от этой идеи пришлось отказаться , промышленность "народных республик" не может работать в условиях автаркии (кроме некоторых предприятий , работающих непосредственно на оборону), эти предприятия были очень плотно интегрированы в обшеукраинский рынок. И потихоньку начинают звучать предложения (возможно, не без совета из России) вернуть активы прежним собственникам (речь идет прежде всего о Ринате Ахметове и представителей "семьи " Виктора Януковича) при условии их перерегистрации на территории "народных республик" и уплаты налогов в бюджет ДНР и ЛНР. Возможно, тому же Ахметову и было бы выгодно пойти на некий компромисс на Донбассе ради сохранения своих активов в "народных республиках", но он опасается за свои активы на территории Украины -в таком случае в условиях нарастающей олигархической войны они могут быть просто у него изъяты. Безусловно, как то оживить экономическую жизнь ДНР и ЛНР мог бы малый и средний бизнес. Но и тут масса проблем . И основная в том, что в условиях наличия многочисленных вооруженных формирований , часто имеющих лишь формальное общее руководство , малый и средний бизнес часто становится объектом банального рэкета со стороны вооруженных людей.
Нельзя сказать, что руководство ДНР и ЛНР не знает об этой проблеме и что -то , безусловно , делается. Но проблема остается.
Помощь России - не панацея. Практически с самого появления "народных республик" их руководство открыто заявляло, что при решении своих экономических проблем основную ставку делает на экономическую и финансовую помощь России. ДНР и ЛНР хотели получить кредит от РФ в несколько десятков миллиардов рублей и покупать газ напрямую по цене примерно $200 за тысячу кубометров (для Украины с учетом всех скидок на зимний период "Газпром" определил тариф в $378 за тысячу кубометров). Дешевый российский газ мог бы помочь запуску промышленности Донбасса, есть техническая возможность осуществлять эти поставки и официальный Киев в роде как не против снять с себя необходимость снабжать бунтующие территории столь дефицитным голубым топливом. Но смогут ли "народные республики" расплатиться за газ и по сниженному тарифу? Скорее всего , повторится опыт Приднестровья, которое не платит за российский газ вообще. Нужна ли России продукция Донбасса? В регионе есть предприятия (к примеру, Донецкий машиностроительный завод или "Стахановский завод ферросплавов ), продукция которых весьма востребована на российском рынке. Но основная продукция Донбасса -уголь и металл, а в России избыток своего угля и металла и вряд ли кто-то отдаст свою часть рынка ради поддержки промышленности "народных республик". Россия, безусловно, будет делать все , чтобы не допустить на Донбассе гуманитарную катастрофу этой зимой. И помощь будет осуществляться , видимо, не только в форме гуманитарных конвоев. Но самая массированная российская гуманитарная помощь может помочь жителям "народных республик" пережить зиму с минимальными потерями и не допустить голода, но она не может решить главную проблему-запустить экономику Донбасса. Это задачу должны решать Донецк и Луганск с одной стороны и Киев, если он еще рассматривает территорию "народных республик" как свою. Так есть ли выход? Или Донбасс (причем не весь регион, серьезно разрушенный войной) будет превращаться в некую "зону запустения", куда ни Россия , ни Украина не захочет вкладывать какие -либо серьезные деньги? Донбасс -зона свободной торговли. И в "народных республиках", и в Киеве, несмотря на все воинственные заявления, часто напоминающие откровенные истерики , есть понимание , что ситуация пришла к состоянию пата и надо так или иначе искать решение, прежде всего экономическое. Такое решение есть (и о нем уже крайне осторожно говорит Порошенко)-создать на Донбассе свободную экономическую зону с самыми широкими полномочиями властей "народных республик". Идея не нова -вопрос о создании СЭЗ на Донбассе поднимался на Украине в той или иной форме в течение минимум последних 10 лет. Но по политическим причинам -боязнь Киева , что контроль за этим регионом с сильными пророссийскими настроениями ослабнет , проект блокировался. Но сейчас , как говорится, Киеву терять уже нечего и у него нет средств на восстановление Донбасса, даже если "народные республики" вернутся под украинский суверенитет.
Так что идея создания СЭЗ на Донбассе просто витает в воздухе , для этого есть все экономические предпосылки и вопрос только в политической воли. Объективно создание СЭЗ крайне выгодна и "народным республикам", и Киеву, поскольку даст возможность получить им "быстрые деньги". Откуда они возьмутся? Свободная экономическая зона на Донбассе будет изначально создаваться под условие беспошлинной торговли с РФ. До конца 2015 года на продукцию из Украины Россия распространяет все льготы ЗСТ СНГ, но уже сейчас введены ограничения на многие товарные группы . Уход или серьезное сокращение поставок на российский рынок добьет и так сверхкризисную экономику Украины. И тот же Порошенко это прекрасно понимает. Выгодно ли это России? Экономически, видимо, нет -РФ получит на своей границе мощный канал реэкспорта. Но это, видимо, меньшая цена , которую Москва сейчас может заплатить за мир на своих границах. Кроме того, создание СЭЗ на Донбассе по факту станет первым шагом по запуску экономической федерализации Украины, что и есть сейчас главная цель Кремля (пусть от нее официально и отказались) в его украинской политике. Промышленность Донбасса через механизм Свободной экономической зоны сможет вернуться на рынки ЕС , которые для нее очень нужны. Иначе продукцию из Донбасса ждет судьба продукцию из другой непризнанной республики -ПМР. Продукция из Приднестровья может попасть на рынки ЕС только после регистрации предприятия в Молдавии и уплаты там всех налогов и пошлин. Времени у властей ДНР и ЛНР на принятие адекватных экономических решений остается все меньшее. и именно от этих решений, а не от исходов боев за Донецкий аэропорт и другие объекты будет зависеть судьба "народных республик".
Усиление экономического кризиса в России делает такие решения критически важными уже не только для дальнейшего будущего ДНР и ЛНР, но и во многом и РФ.
Смогут ли экономически выжить «народные республики»?
Произошло то, что ожидали многие эксперты – Москва через главу МИДа России Сергея Лаврова призвала к единству Украины. Это произошло в условиях , когда Киев осуществляет фактическую финансовую и экономическую блокаду мятежных «народных республик». Цель действий киевских властей понятен- экономически задушить ДНР и ЛНР и спровоцировать массовое недовольство внутри этих республик, что значительно облегчит задачу реинтеграцию Донбассу в «едину краину». В общем тактика неновая, вопрос скорее в том, насколько она будет успешной . Сейчас в Киеве популярен тезис, что Россия также объявляла экономическую блокаду Чечне в конце 90-ых годов прошлого века. Но это не так: после Хасавюртовских соглашений осени 1996 года Москва продолжало переводить в фактически отколовшийся субъект федерации пенсии и социальные пособия (другой вопрос, что большая часть этих трансферов банально разворовывалась местными властями), российский Совмин разработал программу восстановления разрушенной боевыми действиями инфраструктуры республики. В Москве фактически до лета 1999 года (до вторжения чеченских боевиков в Дагестан) оставалась надежда, что Чечню удастся «замирить» через экономику и финансовые вливания. Не получилось.
Как бы там ни было, сейчас руководству ДНР и ЛНР надо срочно искать деньги на выплаты пенсий и зарплаты тех же бюджетников, включая и сотрудников милиции, на российский манер переименованной в полицию. Иначе действительно возможен социальный бунт. Деньги, помимо прямой финансовой помощи из Москвы, о чем будет сказано ниже подробно, найти быстро сейчас можно только одним путем- начать продавать уголь Украине.И в принципе этот уголь в условиях начала отопительного сезона Украине крайне нужен.Но киевские власти не хотят и в этом вопросе идти ни на какие переговоры с «террористами» и переводить оплату непосредственно в Донецк и Луганск.Ищутся некие посредники на украинской территории (видимо, в этих посреднических структурах есть серьезные интересы у определенных лиц из нынешних коридоров киевской власти), которые и должны закупать уголь непосредственно на шахтах, минуя любые официальные структуры ДНР и ЛНР.Но уголь сейчас по большой части оказался под контролем "полевых командиров" ДНР и ЛНР , они и определяют кому и какой цене это топливо отгружать и на какие цели тратить полученные средства.Некоторые украинские эксперты предлагают следующий выход из тупиковой ситуации : деньги за поставки угля переводить на пенсионные карточки жителей "народных республик" и создать на территории Донбасса, находящейся под властью Киева , некий центр выплат , где можно будет получить наличные через банкоматы. Но согласятся ли "полевые командиры" отказаться от основной статьи дохода?
Жизнь в условиях "военного коммунизма". Сейчас на неподконтрольных Киеву территориях не существует работающая банковская , фискальная и пенсионная система. Жизнь оставшихся жителей все больше начинает строиться на принципах прямого распределения оставшихся резервов продовольствия, топлива и лекарств и распределения российской гуманитарной помощи. Последние указы Порошенко имеют целью и резкое сокращение объема гривневой массы в мятежных республиках : если не переводятся пенсии и социальные пособия, заблокированы финансовые переводы на счета еще немногих работающих предприятий, откуда взяться в обращении деньгам? Как показывает история, в условиях развала товарно-денежных отношений власть будет вынуждена перейти к практике прямой изъятии ресурсов, но такая практика не может длиться долго. Руководству "народных республик" нужно срочно запускать экономику , а это невозможно сделать без понимания той модели , в которой экономика ДНР и ЛНР будет работать. Летом этого года в "народных республиках" была крайне популярна идея тотальной национализации, прежде всего собственности олигархов. Считалось , что "народная власть" сможет управлять шахтами, электростанциями , металлургическими и химическими предприятиями более эффективно , чем делали это, к примеру, Ахметов или Тарута. Но сейчас от этой идеи пришлось отказаться , промышленность "народных республик" не может работать в условиях автаркии (кроме некоторых предприятий , работающих непосредственно на оборону), эти предприятия были очень плотно интегрированы в обшеукраинский рынок. И потихоньку начинают звучать предложения (возможно, не без совета из России) вернуть активы прежним собственникам (речь идет прежде всего о Ринате Ахметове и представителей "семьи " Виктора Януковича) при условии их перерегистрации на территории "народных республик" и уплаты налогов в бюджет ДНР и ЛНР. Возможно, тому же Ахметову и было бы выгодно пойти на некий компромисс на Донбассе ради сохранения своих активов в "народных республиках", но он опасается за свои активы на территории Украины -в таком случае в условиях нарастающей олигархической войны они могут быть просто у него изъяты. Безусловно, как то оживить экономическую жизнь ДНР и ЛНР мог бы малый и средний бизнес. Но и тут масса проблем . И основная в том, что в условиях наличия многочисленных вооруженных формирований , часто имеющих лишь формальное общее руководство , малый и средний бизнес часто становится объектом банального рэкета со стороны вооруженных людей. Нельзя сказать, что руководство ДНР и ЛНР не знает об этой проблеме и что -то , безусловно , делается. Но проблема остается.
Помощь России -не панацея.
Практически с самого появления "народных республик" их руководство открыто заявляло, что при решении своих экономических проблем основную ставку делает на экономическую и финансовую помощь России. ДНР и ЛНР хотели получить кредит от РФ в несколько десятков миллиардов рублей и покупать газ напрямую по цене примерно $200 за тысячу кубометров (для Украины с учетом всех скидок на зимний период "Газпром" определил тариф в $378 за тысячу кубометров). Дешевый российский газ мог бы помочь запуску промышленности Донбасса, есть техническая возможность осуществлять эти поставки и официальный Киев в роде как не против снять с себя необходимость снабжать бунтующие территории столь дефицитным голубым топливом. Но смогут ли "народные республики" расплатиться за газ и по сниженному тарифу? Скорее всего , повторится опыт Приднестровья, которое не платит за российский газ вообще. Нужна ли России продукция Донбасса? В регионе есть предприятия (к примеру, Донецкий машиностроительный завод или "Стахановский завод ферросплавов ), продукция которых весьма востребована на российском рынке. Но основная продукция Донбасса -уголь и металл, а в России избыток своего угля и металла и вряд ли кто-то отдаст свою часть рынка ради поддержки промышленности "народных республик". Россия, безусловно, будет делать все , чтобы не допустить на Донбассе гуманитарную катастрофу этой зимой. И помощь будет осуществляться , видимо, не только в форме гуманитарных конвоев. Но самая массированная российская гуманитарная помощь может помочь жителям "народных республик" пережить зиму с минимальными потерями и не допустить голода, но она не может решить главную проблему-запустить экономику Донбасса. Это задачу должны решать Донецк и Луганск с одной стороны и Киев, если он еще рассматривает территорию "народных республик" как свою. Так есть ли выход? Или Донбасс (причем не весь регион, серьезно разрушенный войной) будет превращаться в некую "зону запустения", куда ни Россия , ни Украина не захочет вкладывать какие -либо серьезные деньги? Донбасс -зона свободной торговли.
И в "народных республиках", и в Киеве , несмотря на все воинственные заявления, часто напоминающие откровенные истерики , есть понимание , что ситуация пришла к состоянию пата и надо так или иначе искать решение, прежде всего экономическое. Такое решение есть (и о нем уже крайне осторожно говорит Порошенко)-создать на Донбассе свободную экономическую зону с самыми широкими полномочиями властей "народных республик". Идея не нова -вопрос о создании СЭЗ на Донбассе поднимался на Украине в той или иной форме в течение минимум последних 10 лет. Но по политическим причинам -боязнь Киева , что контроль за этим регионом с сильными пророссийскими настроениями ослабнет , проект блокировался. Но сейчас , как говорится, Киеву терять уже нечего и у него нет средств на восстановление Донбасса, даже если "народные республики" вернутся под украинский суверенитет.
Так что идея создания СЭЗ на Донбассе просто витает в воздухе , для этого есть все экономические предпосылки и вопрос только в политической воли. Объективно создание СЭЗ крайне выгодна и "народным республикам", и Киеву, поскольку даст возможность получить им "быстрые деньги". Откуда они возьмутся? Свободная экономическая зона на Донбассе будет изначально создаваться под условие беспошлинной торговли с РФ. До конца 2015 года на продукцию из Украины Россия распространяет все льготы ЗСТ СНГ, но уже сейчас введены ограничения на многие товарные группы . Уход или серьезное сокращение поставок на российский рынок добьет и так сверхкризисную экономику Украины. И тот же Порошенко это прекрасно понимает. Выгодно ли это России? Экономически, видимо, нет -РФ получит на своей границе мощный канал реэкспорта. Но это, видимо, меньшая цена , которую Москва сейчас может заплатить за мир на своих границах. Кроме того, создание СЭЗ на Донбассе по факту станет первым шагом по запуску экономической федерализации Украины, что и есть сейчас главная цель Кремля (пусть от нее официально и отказались) в его украинской политике. Промышленность Донбасса через механизм Свободной экономической зоны сможет вернуться на рынки ЕС , которые для нее очень нужны. Иначе продукцию из Донбасса ждет судьба продукцию из другой непризнанной республики -ПМР. Продукция из Приднестровья может попасть на рынки ЕС только после регистрации предприятия в Молдавии и уплаты там всех налогов и пошлин.
Времени у властей ДНР и ЛНР на принятие адекватных экономических решений остается все меньшее. и именно от этих решений, а не от исходов боев за Донецкий аэропорт и другие объекты будет зависеть судьба "народных республик".
Усиление экономического кризиса в России делает такие решения критически важными уже не только для дальнейшего будущего ДНР и ЛНР, но и во многом и РФ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.