Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Казахстан: общество, государство, ислам

    | 9 апреля 2015 | Точка зрения | | Просмотров: 868 | автор: MGM
    Ярослав Разумов - журналист. Иллюстрация: zonakz.netЯрослав Разумов - журналист. Иллюстрация: zonakz.net

    Ярослав Разумов

    В «исламском» дискурсе российского информационного пространства практически отсутствует Казахстан. С одной стороны, логично: эксцессов, вроде сирийских или ливийских, в республике, слава Богу, нет. Но с другой — Казахстан это страна с преимущественно мусульманским, и, при том, растущим населением, граница которой с Россией — вторая по протяженности в мире. А южнее Казахстана лежит еще более динамичный в демографическом и религиозно-политическом плане регион. Уже одно это мотивирует к изучению ситуации в Казахстане не только с точки зрения перспектив евразийского интеграционного проекта, как это есть сегодня. Впрочем, однобокость и запоздалость на среднеазиатском направлении российской политике были свойственны все последние четверть века…

    На фоне ближневосточных событий, ситуация в этой сфере выглядит вполне спокойной. При том, что влияние это очевидно растет. Самое наглядное — на улицах казахстанских городов за последние 10-15 лет девушки в хиджабах стали обычным явлением. Как и в вузах, несмотря на то, что еще в 2011 году сам глава государства высказывал свое неодобрение этим. Тогда на встрече с представителями интеллигенции в городе Туркестан Назарбаев заявил, что «В школах, институтах молодежь начинает носить хиджабы и паранджу. Я всегда был против этого». С тех пор хиджабов меньше не стало, наоборот — казахстанские СМИ отмечают, что эта тенденция вписалась в модные тренды у казахских девушек.

    В школах хиджаб запрещен. Но вот из февральского репортажа по популярному «31-му каналу»: в Кзыл-Орде, областном центре на юге Казахстана, школьники стали пропускать занятия по пятницам ради посещения намаза в мечетях. Главный имам областной мечети этого не одобряет, отмечая, что «У нас не арабская страна, где пятница — выходной день, и люди не в ущерб рабочему или учебному времени ходят в мечеть молиться. Раз жума-намаз совпадает с занятиями, ученики должны оставаться в школах, и это не будет считаться грехом». Тем не менее, старшеклассники отпрашиваются с последних уроков, а некоторые младшеклассники и вовсе пропускают в этот день занятия. Кстати, о ситуации с самими имамами: по сообщениям казахстанских СМИ, в провинциальных регионах страны зарплата у них составляет 35 — 40 тыс. тенге — порядка 200 долларов. Интернет-ресурс www.lenta.kz недавно сообщал: «В актюбинских мечетях работают неграмотные имамы. У трети из них нет специального образования, однако в области достаточно много профессиональных священнослужителей. Но не все соглашаются работать в мечетях. Причина, как оказалось, совсем не в духовном, а в материальном вопросе: имамам платят маленькую зарплату. Сельские получают 35 000 тенге, в областном центре — 40 000. Сейчас в мечетях Актюбинской области работают 63 имама. И только 40 из них имеют специальное высшее образование».

    Естественно — проблема не в росте последователей ислама, не в хиджабах, а в том, насколько популярны экстремистские религиозно-политические формы. И насколько вероятно обращение к ним при самоорганизации исламских общин. Какова ситуация с этим, оценить непросто. Как уже было сказано, явных проблем в стране в последние два года заметно не было. Но с другой стороны, казахстанские граждане добровольцами участвуют в сирийском конфликте, что директор Казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин расценил как очень опасное явление. В обществе много слухов о росте ваххабитской общины и ее эффективной самоорганизации — мол, это активные социальные сети, взаимопомощь, неформальные бизнеструктуры. Недавно в дорогом спорт-клубе Алматы пришлось услышать разговор двух посетителей: один рассказывал, как бандиты наехали на «бородача», а тот пришел «на стрелку» с другом и «калашом», сходу назвал бандитам их домашние адреса и пообещал наказать. «Бандиты на ж… так и сели», с явным одобрением говорил рассказчик.

    Дать ответ на вопрос о реальном потенциале этих процессов мог бы, например, анализ серии терактов, произошедших в Казахстане в 2011-2012 годах. Официальная позиция однозначно связывает большую часть их с джихадизмом. Но здесь не все ясно. Практически сразу тогда появилась версия, что те события были частью внутриэлитной борьбы в Казахстане. Известный казахстанский политолог, Ерлан Смайлов, руководитель АГ «Кипр», заметил в беседе с нами:

    — Да, несколько лет назад был ряд терактов, которые связывают с проблемой роста ваххабитских структур. Но многие наблюдатели увязывали их с внутриэлитными разборками, и я разделяю это мнение: тогда это все необычно быстро началось и так же закончилось.

    Другой политолог, Серик Бейсембаев, эксперт ОФ «Стратегия», с этим не согласен. Мотивы серии террористических эксцессов в 2011-2012 годах он не связывает с внутриэлитными процессами, несмотря на популярность этой версии в СМИ. Как отметил г-н Бейсембаев, ОФ «Стратегия» исследовало рост ваххабитских структур в Казахстане, и в ходе проекта у него были интервью с осужденными участниками тех эксцессов.

    — У меня не сложилось ощущения, что это была «проекция» каких-то элитных разборок. Мне кажется, что мотивами террористических актов 2011-2012 гг. были внутренние процессы в общине: к тому моменту она выросла численно, ее члены стали четко себя осознавать, идентифицировать, у них сформировалось отношение к политическому режиму в Казахстане как не устраивающему их. Если внешнее провоцирование и было, то, скорее, из информационного поля в виде ваххабитских пропагандистских видеороликов.

    При этом он подчеркнул, что эксперты ОФ «Стратегия» изучали эту проблему еще в 2009 году, когда сама власть не воспринимала ее в качестве проблемы. Хотя процесс роста общины уже шел. Первые «звонками» стали взрывы в Астане и в Атырау. Это, считает г-н Бейсембаев, были одиночки, террористы-смертники, ни кем не управляемые и не направляемые. После них у власти появилось понимание, что эти процессы представляют собой угрозу. Эксперт отмечает, что салафитская община в Казахстане очень разная, но согласен с мнением, что внутриобщинная поддержка и взаимодействие в ней сильно развиты и весьма эффективны. Община явно находится на подъеме. Вероятные перспективы этого процесса г-н Бейсембаев описывает так:

    — Нельзя исключать, что в случае каких-то жестких мер со стороны Духовного Управления мусульман Казахстана или действий властей, ограничивающих интересы и деятельность этих общин, мы увидим теракты. Но пока что ведется достаточно сбалансированная политика — пытаются сильно не наступать на их интересы. Это, на мой взгляд, правильно, с учетом ИГИЛ, и процессов, которые идут в Пакистане и Афганистане.

    Ерлан Смайлов, руководитель АГ «Кипр», на вопрос — насколько проблема роста ваххабитских структур актуальна сегодня для Казахстана? — отвечает так:

    — Если говорить о текущей ситуации, то, думаю, непосредственной опасности нет. Сейчас явной угрозы светскости, стабильности или политическому строю я не вижу. Но если говорить о среднесрочных тенденциях, то это серьезный вопрос для перспектив Казахстана.

    Эксперт обращает внимание на этно-демографические процессы и социально-экономическую ситуацию. В большой своей части населения Казахстана — это казахская молодежь и дети: возрастные группы, наиболее поддающиеся идеологическому воздействию, составляют порядка 40% населения. Идеологическая работа государством ведется плохо, система образования дружно критикуется практически всеми независимыми экспертами. При этом, согласно опросам, 75% молодежи являются верующими.

    — Мы недавно инициировали экспертную дискуссию по проблеме «молодежь и религия». Пригласили представителей департамента внутренней политики акимата Алматы, представителей Духовного Управления мусульман и митрополичьего округа РПЦ. Никто из этих структур не пришел. Вот это типично для тех, кто непосредственно должен заниматься этой проблематикой — отрицание проблемы или нежелание участвовать в конструктивном диалоге, — отметил г-н Смайлов.

    Впрочем, есть у него претензии и вопросы и к казахстанскому экспертному сообществу:

    — Я с большим уважением отношусь к профессиональным знаниям наших политологов и религиоведов, но при обсуждении этих проблем они всегда рассуждают так, словно пишут справку для закрытых структур, в формате «есть опасность», «не допустить — закрыть». Но это — технические вопросы, а концептуального подхода не предлагает никто.

    По образному выражению г-на Смайлова, тренд на радикальную исламизацию пока находится в Казахстане в самом начале становления: сейчас, с точки зрения жизненного цикла, у него переход от «детства» к «подростковому» периоду. Если сейчас государству и обществу не принимать никаких мер в плане идеологии, то его приверженцы по достижению периода «зрелости», пойдут в политику. В том числе, через выборы в маслихаты — местные органы представительной власти. То, что до сих пор этого не произошло, эксперт связывает с традицией светскости, оказавшейся с советских времен достаточно прочной, с отсутствием в Казахстане больших городов (нет чрезмерной концентрации населения, зато есть географическая разорванность регионов) и с казахской семейной традиционностью, позволяющей до определенной степени гасить остроту социальных проблем на микроуровне. Но абсолютизировать это нельзя: способы «подачи» радикализации быстро эволюционируют.

    Может ли эта проблема стать инструментом внутриэлитной борьбы? Г-н Смайлов отвечает на этот вопрос так:

    — В зависимости как будет реализовываться сценарий трансформации власти. Если в мягком варианте, то, вероятно, все пройдет спокойно. Но в случае жесткого, конфликтного, могут быть задействованы разные инструменты. Сейчас есть фигура президента, который может гарантировать стабильность. Но кто сможет гарантировать это в период транзита власти?

    Для полноты представления о том, что же происходит в казахстанском обществе вокруг религии и как на это реагирует государство, стоит привести еще одну цитату, с упомянутой г-ном Смайловым экспертной дискуссии, проигнорированной официальными людьми. Жанна Мендыбаева, директор Бюро образовательных технологий UniverSity, там заметила:

    — У нас государство ставит знак равенства между духовностью и религиозностью. Сегодня чиновники совершают хадж, это стало нормой. Когда мы начинаем говорить о религиозности, в итоге приходим к исламизации, хотя говорим, что у нас есть многоконфессиональные религиозные институты. Сегодня новостью дня в сети стала информация о том, что Алматы — это «столица исламской культуры и духовности». Для меня этим все сказано: мы не студенческая столица и не столица развития высшего образования, мы не столица развития каких-то этических или эстетических правил, а мы центр исламской культуры и духовности чуть ли не во всей Центральной Азии! Мы хотим быть большими «католиками», чем Папа Римский. С одной стороны, мы страдаем от радикализации, и люди грезят повоевать на чужих, в том числе религиозных войнах. С другой, мы ничего не делаем, чтобы повысить уровень интеллектуальной культуры у молодежи, которая бы могла понять, что у нас есть светская этика, эстетика и культура. У нас не преподают логику в университете, кроме философского факультета, нет этики в университетах. Поэтому пустота заполняется тем, что может заполнить пустоты. Религиозное сознание процветает и, самый неутешительный для меня прогноз, будет процветать, если мы в образовании будем продвигать ту же политику; если мы не будем демонстрировать все возможности светского образования и культуры. В общем, война за умы проиграна.

    Насколько правы эксперты в подобных прогнозах? По каким трендам будут развиваться религиозно-политические процессы в Казахстане, и как это будет влиять на общество и государство? Ответ на эти вопросы мы все уже скоро получим вполне убедительно, эмпирическим путем.




    Ключевые теги: Казахстан

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://www.regnum.ru/news/polit/1913380.html

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что России необходимо нанести превентивный удар по предполагаемому агрессору в случае прямой угрозы её суверенитету?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru