Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Ещё раз об образовании. Самое главное

    | 25 ноября 2014 | Точка зрения | | Просмотров: 707 | автор: MGM

     

    Что мы имеем

    Содержание жизни общества зависит от технологий, освоенных и применяемых этим обществом. Технологий в широком смысле этого слова — включая методы, приёмы и стереотипы мыследеятельности.

    Большую часть жизни нашей цивилизации технологии менялись очень медленно относительно смены биологических поколений человечества. Это означает, что для того чтобы быть успешным в своей области, человеку было достаточно один раз научиться, освоить набор знаний, составлявших его профессию, и в завершение своей жизни передать этот набор почти в неизменном виде следующему поколению. Образование по большей части было семейным (позже — цеховым). Выстраивалась определённая парадигма образования.

    Суть этой парадигмы сводится к следующему. В мире уже есть весь набор знаний, необходимых человеку (для успешной профессиональной деятельности). Человек (ученик) мыслится как «ящик», изначально пустой, который необходимо заполнить необходимой информацией. Задача учителя — сделать процесс заполнения «ящика» наиболее комфортным для обоих. Критерий успешности — умение ученика по запросу безошибочно вытаскивать из «ящика» необходимую информацию. Девиз такой парадигмы: «Сначала всему научись, всё узнай, а потом на основании этой информации сможешь понять, чем будешь заниматься по жизни».

    Но развитие научно-технического прогресса привело к тому, что скорость смены поколений технологий стала обгонять скорость смены человеческих поколений. К настоящему моменту технологии меняются в среднем раз в 4-5 лет, то есть, за активную жизнь одного поколения (25 лет) проходит смена 4-5 поколений технологий. Такое положение вещей существует совсем недавно, а значит, парадигма образования пока не претерпела особых изменений. Однако новые информационные условия приводят к некорректной работе прежней парадигмы.

    Постоянно увеличивающийся объём информации, которая составляет «первоначальный архив» («сначала выучи всё»), приводит к увеличению образовательной нагрузки. Это выражается и в сроках обучения, и в интенсивности подачи информации, и в количестве предметов. Кроме того, сама такая постановка вопроса приводит к пассивной позиции ученика, что не может не сказываться на его здоровье, как физическом, так и психическом. Эпизодические уроки физкультуры не решают проблем с физическим здоровьем (иначе не было бы специфических «школьных» заболеваний), а новые технологии, применяемые в старой парадигме (и в первую очередь, учителями, психика которых есть самый надёжный оплот старой парадигмы), не решают проблем здоровья психического — ученик по-прежнему вынужден защищаться от системы, которая пичкает его информацией, никак не соотносящейся с реальной жизнью, в которой тот объективно существует.

    В результате ограниченные возможности этого «ящика» используются системой для загрузки туда поведенческой информации. Как это выражается в общеобразовательной стратегии США: «Нам легче содержать школы, чем тюрьмы».

    Таким образом, мы имеем следующую ситуацию. Объём информации растёт в геометрической прогрессии, всю её освоить невозможно, да и не нужно. Постоянное появление новой информации приводит к необходимости доучиваться (или даже переучиваться), что в прежней парадигме приводит к возникновению проблемы своевременной подготовки педагогов для такого переобучения. Система образования постоянно отстаёт от жизни в части фактологии, что приводит к загрузке учеников невостребованными массивами информации, то есть, к пустой трате времени. Что, в свою очередь, толкает учеников на выстраивание защиты от такой системы образования (а чаще всего, вообще на выстраивание защиты от самого процесса освоения знаний: «Мы это уже проходили, отстаньте от меня!»). Кроме того, пассивная роль ученика в образовательном процессе приводит к его пассивной роли в жизни, что проявляется в родительском отношении к образовательным учреждениям для их детей: детей сдали, и дальше ответственность за их становление перекладывается на учителей (то же происходит и со здоровьем, когда ответственность за собственное здоровье перекладывается на «умных врачей»).

    Чего хотим

    Главная задача — формирование у человека навыков самообразования, которые позволят ему самостоятельно добывать необходимую информацию и применять её в избранной профессиональной деятельности. Этот навык тесно связан с навыком «информационной безопасности и резистентности», когда человек может не только правильно фильтровать поступающий гигантский поток информации, но и способен противостоять специально созданным инфорационным вирусам, целью которых всегда является направление энергии человека в неправильное русло (или просто канализация энергии, или направление её на деятельность, необходимую не самому человеку, а создателям вируса). И навык самообразования, и навык информационной безопасности невозможны без самоопределения человека в широком смысле. Здесь под самоопределением следует понимать не только понимание собственного призвания, но и вообще знание себя и владение собой, как на телесном, так и на психическом уровне. Владение собой, способность к самообразованию и нацеленность «вперёд и вверх» (к постоянносму совершенствованию не только себя, но и окружающего мира — эти процессы полностью взаимосвязаны) определяются нравственностью человека. Под нравственностью необходимо понимать совокупность «условных операторов» в психике человека (как в сознательной, так и в бессознательной областях), определяющих, при каких условиях человек совершает или не совершает определённые действия. В основе нравственности лежит скелетная основа, которая и определяет её дальнейшее развитие. Такая скелетная основа нравственности закладывается в дошкольном возрасте, и именно на правильное формирование такой основы и должно быть обращено самое пристальное внимание педагогической науки. Важно подчеркнуть, что гармоничное, наиболее полное развитие личности человека может произойти только при условии максимального соответствия не только законам человеческого общества, но и всего Мироздания вообще. Стремление как можно точнее познать эти законы и приводить свою жизнь в соответствие этим законам и должно быть основным «лейтмотивом» жизни как человека, так и человечества. Только это может гарантировать устойчивое (безопасное) развитие таких систем, как человек и человечество (включая все промежуточные).

    Основные проблемы

    Существующая система образования — плоть от плоти объективно существующей культуры, главным системообразующим явлением которой является процесс отчуждения. Культура отчуждает нас от природы, от законов Мироздания, друг от друга и даже от самих себя. Мы все, хотим мы того или не хотим, являемся частью этой культуры и не можем просто взять и отказаться от неё. Так же, как невозможно прямо сейчас взять и отказаться от существующей системы образования. И мгновенно изменить её на другую тоже невозможно. Хотя бы потому, что сама эта новая система пока видится лишь в самых общих чертах. Новая система требует определённого количества людей, которые способны мыслить в рамках этой новой системы, способны выйти за рамки системы существующей. В то же время старая система совершенно естественно пытается сохранить саму себя, и средств для этого у неё пока достаточно. И одно из важнейших средств — это то же отчуждение, когда каждый по-новому мыслящий человек оказывается или в положении изгоя, или в положении «звезды», когда появляется система его имени, никак не связанная с прочими системами и благополучно увядающая после ухода из жизни «звезды» — так остался на книжных полках опыт Макаренко, Сухомлинского и т.д.

    Основные преимущества

    Сам естественный ход вещей (смена логики социального поведения, в частности) способствует деградации и разрушению старой системы и «стихийному» появлению людей с новым мировоззрением. Кроме того, наша школа до сих пор держится на уникумах, «учителях от Бога», которые появляются в системе не благодаря, а вопреки ей. Основная задача сейчас — объединить всех этих уникумов на одной площадке, на одной методологической платформе, которая позволит правильно объединить индивидуальный опыт каждого и на основе этой совокупности опытов создать проект преображения той системы, что имеем.

    Некоторые признаки новой системы образования

    В первую очередь — это постоянный процесс самообразования среди учителей. Причём, процесс коллективный, когда учителя регулярно вырабатывают новые методы и приёмы и совершенствуют концепцию образования на основе тех реальных жизненных ситуаций, которые происходят в школе. Грубо говоря, это возвращение педсовету его основной функции.

    Так же необходимо вернуть изначальные функции родительскому собранию — которое должно быть не формальным мероприятием в духе «отчитались, разошлись», а стать живым и необходимым всем общением, помогающем увидеть по-новому происходящие в данном конкретном классе процессы, выработать правильную политику относительно этих процессов в школе и дома.

    Случившаяся информационная революция приводит к появлению в Интернете лекций по всем наукам от самых разных лекторов. Это приводит к смене акцентов в школьном и домашнем этапах образования. Теперь получить необходимую информацию в удобном и понятном для него виде каждый может дома. А вот классное время необходимо тратить на методологическую рамку: на вопросы «зачем?» и «как?». То есть, набирают информацию ученики дома, в свободном режиме, а вот учатся применять эту информацию на практике в рамках специально организованных событий-уроков.

    Главенство вопроса самоопределения приводит к формированию индивидуальной траектории обучения, когда каждый ученик сам набирает необходимые ему модули. Это же приводит к невозможности такого документа, как диплом. Вместо него должно быть только CV, в котором отражена вся реальная образовательная и деятельностная траектория человека.

    Образование должно быть теснейшим образом связано с конкретными производствами, учреждениями, в которых ученики потом будут работать. Именно производства должны давать заказ на то или иное образование и на те или иные качества, формируемые у учеников. Оставляя право за любым учеником уехать куда угодно в поисках лучшего применения себя, необходимо предоставить ученику возможность реализовать себя в собственном регионе. Естественное условие, когда на работу можно дойти пешком или доехать на велосипеде, является решением вопроса «центростремительной» тяги современной молодёжи.

    Классы в таком случае формируются скорее не по возрастному принципу, а по принципу образовательно-профессиональной доминанты. Разновозрастные группы позволяют более полно задействовать и развивать механизмы психологического взаимодействия членов общества.

    Главным навыком, которым должны овладеть ученики, является умение находить необходимую информацию — это подразумевает несколько важных этапов: формирование запроса, определение источников и методов добычи информации, проверка истинности информации, проверка адекватности сформированного запроса целям деятельности, реформирование целей деятельности в соответствии с полученной информацией. Это в большей степени неформализуемое живое искусство. Его можно демонстрировать, воодушевляя учеников на подобное отношение к жизни. Одного учителя для этого мало, потому что «в споре рождается истина», то есть, образовательный процесс в классе должен осуществляться двумя учителями, которые вступают друг с другом в содержательную развивающуюся беседу (по крайней мере, до тех пор, пока сами ученики не проникнутся духом такого отношения к проблемам и не смогут задавать вопросы самостоятельно). Наиболее эффективным, наверное, будет наличие одного учителя-куратора группы и множества учителей-прикладников, специалистов в реальных областях практики, которым куратор от имени класса задаёт вопросы, а в последующем модерирует процесс беседы между учениками и учителем-прикладником.
    До тех пор, пока жизнь всего общества не будет здоровой, целесообразно процесс образования выносить за рамки нездоровой жизни общества, создавая пансионную форму обучения. Это позволит, с одной стороны, расширить педагогический процесс на всю жизнь ученика, а с другой стороны, ограждать учеников от информационных вирусов, пожирающих их время и ресурсы, ставя их в ситуацию скуки, когда необходимо что-то придумывать, искать применение своим силам и способностям, чтобы скучно не было. И этот процесс должен протекать при кураторстве таких старших, которым ученики действительно доверяют. Иными словами, нужно вернуть первоначальный смысл всей внешкольной работе, чтобы подобные мероприятия (концерты, смотры, фестивали и ярмарки) были организованы «снизу», а не по разнарядке районо или просто по указке учителя, выполняющего учебно-воспитательный план.

     



    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://www.planet-kob.ru/articles/3319

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Как вы относитесь к Юго-Востоку?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru