Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?






    Навигация

    Важные темы

    Если бы главный кондитер Украины «раскулачил» не только Коломойского, Фирташа,


    Мы не станем больше подставлять вам другую щеку, и наши ответы будут теперь осуществляться


    Россия применила «военные действия» в отношении США, якобы совершив вмешательство в


    Последние недели стали для украинской политики на европейском направлении временем сплошных потерь.


    Хотят украинцы это признавать или нет, но в том формате, в котором их государство существовало до


    Реклама




    » Как штурман трижды возвращался из-за линии фронта

    | 25 март 2017 | Великая Победа |

    Военная авиация — это не только отважные пилоты, управляющие умными, быстрыми и грозными машинами. В День штурманской службы ВВС России, отмечаемый 24 марта, поговорим о тех, кто всегда знает, в какой стороне находится родной дом.

    Бомбардировщик СБ Фото: Источник

    «Командиром экипажа бомбардировщика всегда назначали лётчика. Но исходя из моего опыта боевой работы, я с этим не согласен… Лётчик — это водитель самолета. Посудите сами: огневых средств он не имел, самолётовождением не занимался, даже полётной карты не имел… Бомбометанием он тоже не занимался и имел самое тусклое понятие, как надо анализировать погоду и выбор маршрута. Лётчик всегда полагался на штурмана и в полете был послушным слугой… Всё делает штурман и все боевые успехи экипажа зависят от него».

    Так оценивает роль штурмана бомбардировочной авиации фронтовик, участник обороны Москвы и Сталинградской битвы, орденоносец, мастер самолётовождения и бомбометания Николай Николаевич Пантелей в своих «Записках штурмана».

    Дорога в небо для паренька из белорусской глубинки началась в ноябре 1938 года по прибытии в мелитопольское лётное училище. Там он узнал, что курсантов готовят к службе в авиации, но не пилотами, а «лётнабами» — летчиками-наблюдателями, как тогда называли штурманов.

    Крайне разочарованный, Николай написал рапорт с просьбой отчислить и отправить назад, в Борисов. Но старшие товарищи объяснили, что хоть отчислить его и легко, домой парня всё равно не отпустят, придётся дослуживать в роте охраны. Может, уж лучше выучиться на штурмана? Курсант согласился.

    Лейтенантские кубари заалели в петлицах выпускника 1 мая 1940 г. Офицерская служба лётнаба началась в бомбардировочном полку, дислоцированном в Иваново. Но через полгода офицерская «вольница» внезапно закончилась.

    Николай Николаевич Пантелей
    Фото: Источник

    Очевидно, слишком много комсомольцев откликнулись на призыв «Молодежь — на самолеты». Нарком Тимошенко 22 декабря 1940 года подписал приказ, по которому весь лётно-технический состав ВВС переводился на срочную службу. Лётчиков по новому приказу назвали пилотами, лётнабов — стрелками-бомбардирами, а авиатехников — механиками. Летным училищам всех их надлежало выпускать не офицерами, а сержантами.

    Офицеров, которые успели получить звание, но прослужили менее 4 лет, перевели на казарменное положение, их семьям выдали по 2500 рублей и отправили на родину.

    Утро 22 июня 1941 года Н. Н. Пантелей встретил дежурным по аэродрому. Первый боевой вылет состоялся 3 июля.

    В строю эскадрильи бомбардировщиков «СБ», которая наносила удар по колонне вражеских танков около белорусской Вилейки, машина нашего героя была замыкающей. Стрелок-бомбардир прекрасно видел, как точно сбрасывали бомбы его товарищи: «Как попадет бомба в колонну, так сразу два танка кувырком летят в кювет».

    Ещё Николай обратил внимание на каких-то чудных птиц, которые мелькали рядом с самолетами даже после бомбометания, когда эскадрилья развернулась, направляясь к аэродрому. За черных «птиц» неопытный стрелок-бомбардир принял разрывы зенитных снарядов.

    Под Вилейкой обошлось без потерь, но следующий вылет в район Резекне (Латвия) закончился трагически. 4 июля эскадрилья вылетела на задание без сопровождения истребителей. В небе над целью советские бомбардировщики атаковали истребители фашистов.

    Бомбардир приготовился к атаке: рассчитал угол прицеливания и снос, установил данные на прицеле, открыл бомболюки и, приготовившись к бомбометанию, приник к окуляру. И вдруг — удар, командир, безжизненно уткнувшийся в штурвал, пламя в иллюминаторе, крутое пике повреждённой машины. Штурман мгновенно сбросил бомбы и решил прыгать.

    Это оказалось не так просто. Перегрузка не выпускала Николая наружу, вдавила в сидение. Штурман мысленно приготовился к встрече с землей, но каким-то чудом вывалился из люка, отделился от самолета и рванул кольцо парашюта.

    До родного полка, который к тому времени сменил место базирования, офицер без документов — их оставляли в части пред вылетом — добирался 12 дней. За это время успел встретится с немецкими диверсантами, побывать «в гостях» у пехоты, слегка подлечиться в полевом госпитале и «побеседовать» с особистом. Один не в меру ретивый политрук даже запер Н. Пантелея под замок.

    К 16 июля от пяти эскадрилий полка остались две, остальные были потеряны в боях. Большинство их лётчиков погибли, и лишь немногим посчастливилось вернуться.

    Ещё через две недели непрерывных боёв от 134-го скоростного бомбардировочного полка осталось всего 9 машин, из которых сформировали эскадрилью, продолжившую воевать. Полк, как боевую единицу, отправили в тыл на формирование.

    На построении 10 августа 1941 года командир эскадрильи, в которую попал и наш герой, зачитал перед строем поздравительную телеграмму командования. В числе других отличившихся Н. Н. Пантелей был награждён орденом Красной Звезды. Получить награду, однако, ему не удалось. Пока шла война — было некогда, а после оказалось, что все документы утеряны.

    Во второй раз машину с Н. Н. Пантелеем на борту сбили 13 августа 1941 г. Бомбардировщик был уже над целью, когда вдруг резко опрокинулся в пике. Осколки зенитного снаряда повредили хвостовое оперение, самолёт потерял управление. Сбросив бомбы, штурман на этот раз покинул самолёт без особых затруднений и приземлился, как и лётчик, на территории, занятой фашистами.

    Сориентироваться на местности, определить направление к линии фронта и выбраться к своим помогли штурманские навыки. Трое суток без воды и еды изучал Николай местность, систему огня немецких подразделений и маршруты движения советских самолетов. Даже выбросил новые яловые сапоги, которые отчаянно скрипели, и ходил босиком, чтобы подбираться к немцам поближе.

    Усилия принесли результат. Штурману удалось набросать план местности, разработать примерный маршрут и даже заручиться обещанием лётчика «поставить пол-литра», когда выйдут к своим.

    «У своих» лётчика, который, покидая подбитый бомбардировщик, сильно ушиб спину, сразу же увезли в госпиталь. А нашего героя определили «за колючую проволоку в какой-то каземат», потому что «так нужно. Здесь все проходят проверку, кто появляется из-за линии фронта».

    К счастью, разборки закончились благополучно. Через неделю после боя Н. Н. Пантелей вернулся в часть. За то, что ему дважды удалось выжить, сослуживцы прозвали штурмана «бессмертным кащеем».

    Товарищ по несчастью, командир экипажа, с которым Николай выбирался из вражеского тыла, тоже вернулся. При случае он, как и обещал, отблагодарил своего спасителя, но «выкатил» не пол-литра и даже не литр, а целый ящик водки.

    Война продолжалась. К началу 1942 года, когда полк, где служил Н. Н. Пантелей, полностью «обезлошадился» и в строю осталось 4 самолета, на счету опытного боевого штурмана по данным полкового штаба было 168 боевых вылетов. «В среднем по два вылета в день». За бои под Москвой Н. Н. Пантелея удостоили ордена Красного Знамени.

    В третий раз самолет отважного штурмана, на этот раз уже Пе-2, был сбит 13 июня 1942 года под Сталинградом. Покидая горящую машину, погиб стрелок-радист, командир при приземлении сломал ногу.

    Николай дотащил лётчика до деревни, спрятал его там у крестьян, а сам пошел через линию фронта. Добравшись до своих, дозвонился в полк, откуда на выручку выслали два лёгких По-2.

    Штурман объяснил, где остался его командир, разработал маршрут и вылетел за боевым товарищем вместе с прибывшими на помощь. Командира экипажа успешно эвакуировали из-за линии фронта.

    За этот подвиг один из лётчиков По-2 был удостоен звания Героя Советского Союза, а Н. Н. Пантелей — ордена Отечественной Войны, «так как аттестация на Героя у меня уже была».

    Трижды сбивали штурмана враги, и трижды он смог найти дорогу домой.



    Комментарии (0) | Распечатать | |

    Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/80163/

    Голосовало: 0  

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Последние новости в ленте:


     

    Добавить новость в:


    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:

    Введите два слова, показанных на изображении:

     



    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что возрождение монархии в России возможно




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия, Австрия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Балканы, Белоруссия, Ближний Восток, Болгария, Бразилия, БРИКС, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Германия, Греция, Грузия, Дания, ЕаЭС, Евросоюз, Египет, ИГИЛ, Израиль, Индия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Киргизия, Китай, Корея, Латинская Америка, Мексика, Молдавия, НАТО, Новороссия, Норвегия, ООН, Пакистан, Польша, Прибалтика, Приднестровье, Румыния, Саудовская Аравия, Сербия, Сирия, СССР, США, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония

    Показать все теги

    Фито Центр











    Реклама


    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2017 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2015