Сообщение о том, что Китай и Камбоджа, вероятно, заключили секретное соглашение о долгосрочном использовании Пекином части военно-морской базы Камбоджи Ream с правом базирования кораблей ВМС Народно-освободительной армии КНР, осуществления военных поставок и базирования персонала, вызвало всплеск беспокойства среди региональных держав по поводу растущего военного присутствия Китая. Как отметил эксперт Карлайл Тайер, Китай, вероятно, постепенно создаст военный плацдарм в Камбодже, пишет Малькольм Дэвис в статье для издания The Strategist.

Соглашение рассчитано на 30 лет, также предусмотрено его автоматическое продление через каждые 10 лет. Также региональные державы выразили озабоченность по поводу того, что Китай может получить доступ к близлежащему международному аэропорту Дара Сакор, в строительстве которого принимает участие китайский подрядчик. Аэропорт расположен в середине камбоджийских джунглей в регионе Ко Конг, а его взлётно-посадочная полоса явно предназначена для посадки больших военных самолётов и истребителей.

Учитывая территорию военно-морской базы и аэропорта, Китай может получить контроль над 20% территории береговой линии Камбоджи, которую в настоящий момент арендуют китайские компании. Таким образом Китай сможет продолжить свою военную экспансию за счёт граждан Камбоджи и суверенитета страны.

Просочившаяся информация о секретном соглашении между КНР и Камбоджей дополнительно подкрепила широко распространённое мнение о том, что Камбоджа всё сильнее и сильнее скатывается в орбиту влияния КНР. Тайер утверждает, что соглашение о предоставлении контроля над частью военно-морской базы Ream свидетельствует о том, что премьер-министр Камбоджи Хун Сен готов «заключить сделку с дьяволом», чтобы только обеспечить выживание своего режима. Тайер также уверен в том, что премьер-министр в конечном итоге позволит КНР самостоятельно принимать решения, связанные с китайским экономическим присутствием в Камбодже, отметив, что «Камбоджа больше не является суверенным актором; страна может обратиться за помощью к КНР, но именно Пекин будет определять, какие проекты стоит финансировать, а какие нет».

Ключевым фактором, повлиявшим на заключение секретного соглашения между двумя странами, стала китайская дипломатия «долговой ловушки», которую КНР использует в рамках своей инфраструктурной инициативы «Один пояс—один путь». Хун Сен получил значительную помощь от Китая в рамках инфраструктурной инициативы «Один пояс—один путь», включая $600 млн в виде займов. Китай также готов выделить ещё $2 млрд на строительство автомобильных дорог и железнодорожных путей по всей Камбодже.

Сочетание китайских кредитов и построенных Китаем портов, аэропортов, автомобильных дорог и железнодорожных путей сообщения не только увеличивает стратегическое влияние КНР среди региональных стран, но и повышает мобильность войск НОАК, что в конечном счёте позволит КНР обеспечить выгодное стратегическое присутствие для ВС КНР.

Расширяющееся китайское военное присутствие в Камбодже может изменить ситуацию в сфере безопасности стран АСЕАН. АСЕАН была задумана для повышения региональной устойчивости, но любой китайский военный объект — даже объект двойного назначения — может превратиться в дезинтеграционный фактор, поскольку он потенциально может быть использован для давления на соседние государства — члены АСЕАН.

Корабли ВМС НОАК, расположенные в Ream, например, могут осуществлять патрулирование вблизи островов Натуна для защиты незаконной китайской рыболовной деятельности, которая в прошлом оспаривалась Индонезией. Также размещение китайских военных кораблей в Камбодже может подтолкнуть КНР к более агрессивному утверждению так называемой девятипунктирной линии к югу от индонезийских территорий.

Вьетнам наверняка почувствует давление. Военно-морская база Ream находится примерно в 100 километрах от вьетнамско-камбоджийской границы. Китайские военные корабли могут начать манёвры к югу от Вьетнама, прежде чем повернуть на северо-восток, чтобы поддержать китайскую деятельность вдоль вьетнамского побережья в районе спорных островов Спратли и Парасельских островов. В случае размещения китайских истребителей Чэнду J-10 на аэродроме Дара Сакор, запаса топлива в их внутренних баках хватило бы на то, чтобы достигнуть территории Таиланда, Малайзии и Сингапура, а также частично территории Индонезии и Мьянмы.

Обладание передовыми базами, такими как Ream, означает, что Пекин укрепит свой контроль над ключевым экономическим центром планеты, сжав в кулаке жизненно важные маршруты глобальных торговых путей, проходящих через Юго-Восточную Азию.