Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Как Европе освободиться от энергетической зависимости от России ("Limes", Италия)

    | 17 сентября 2014 | Зарубежные СМИ | | Просмотров: 615 | автор: MGM

     

    Как Европе освободиться от энергетической зависимости от России

    ("Limes", Италия)
    Лоренцо Колантони (Lorenzo Colantoni)
    Открытие газопровода "Северный поток" в Германии

    В контексте противостояния России и Европейского союза одним из ключевых моментов является именно энергия. И хотя европейская энергетика зависит от России, у США есть более мощное оружие – диверсификация.

    Согласно статистике, Европа оказалась буквально прижатой к стенке: несмотря на уменьшение внутреннего спроса, Еврокомиссия прогнозирует, что ее импорт в ближайшие 40 лет существенно не изменится в связи с нехваткой ресурсов в государствах-членах ЕС.

    Другими словами, увеличение объемов производства  возобновляемой энергии – которое должно покрыть почти 50% энергетических потребностей Европы к 2050 году – едва может компенсировать спад в добыче ресурсов в Евросоюзе. Ситуация складывается в пользу России, которая занимает ведущие позиции: из Москвы прибывает около трети (35%) всей сырой нефти, импортируемой в Европу, в целом Старому свету приходится импортировать приблизительно 85% своих потребностей в черном золоте.
     
    Однако, если посмотреть внимательно, можно заметить, что в действительности сложившееся положение для Европы лучше, чем кажется. Многие аналитики, в числе которых члены брюссельского Центра Европейских политических исследований (The Centre for European Policy Studies, CEPS), пришли к единому мнению о том, что Россия больше зависит от 17 миллиардов евро, которые получает от экспорта газа в Европу, чем Евросоюз – от этих самых поставок. У Кремля даже в проектах нет других клиентов на газ, который он сегодня поставляет в Европу, поскольку для того, чтобы попасть на азиатский и ближневосточный рынки, нужно сначала построить необходимую инфраструктуру.  И действительно, в основе соглашения на 30 лет между Китаем и Россией о поставках газа лежит создание газопровода «Сила Сибири», по которому в Пекин будет прибывать до 38 миллиардов кубометров газа. Однако он будет готов не раньше 2019 года.

    Брюссель, в свою очередь, общается с поставщиками, которые могли бы заменить российское сырье. Это не первый случай, когда необходимо срочно заменить поставщика энергии: на ливийскую нефть приходилось около 10% всего европейского импорта в 2010 году, однако этот показатель оказался практически равен нулю уже в первом триместре после гражданской войны.

    Ключ к пониманию способности ЕС оказывать влияние на Москву заключается в геополитике ее энергетического импорта. Приняв во внимание необходимость развития инфраструктуры, потенциал отдельных поставщиков, их политическую стабильность и соперничество с другими странами, которым не хватает собственных энергетических ресурсов, можно рассчитать, насколько Европе нужна (или не нужна) Россия, ее газ и нефть.

    Катар (первый в мире экспортер сжиженного газа) и Саудовская Аравия (владеющая пятой частью общемировых нефтяных запасов) являются главными соперниками России. ЕС с этими двумя странами связывают не только долгие и относительно надежные политические отношения. Евросоюз также импортировал оттуда 7% всего газа и нефти, которые использовал в последние несколько лет. К тому же, контракты, которые эти государства заключают, –  это так называемые спот-сделки, краткосрочные и не предусматривающие индексацию цены на нефть, которую «Газпром» усиленно защищает. Увеличение импорта из стран Персидского залива могло бы оказать определенное давление на российскую нефтегазовую компанию и подтолкнуть ее к понижению цен, как это уже произошло в Греции. Главный для Европы риск в этом регионе – это возможность вступления в соперничество с азиатским рынком, который уже в течение нескольких лет пытается создать – хоть и с ограниченным успехом – «энергетическую автостраду» между Китаем и Саудовской Аравией.

    Иран также мог бы довольно сильно  повлиять на сложившуюся картину европейского энергетического импорта. Использование его запасов (четвертых в мире по нефти и вторых по природному газу) сильно сократилось после введения Европой и Америкой санкций в связи с ядерной программой этой страны. Это вопрос, который, по-видимому, еще долго будет оставаться неразрешенным. Однако он не помешал бывшему президенту итальянской компании Eni Паоло Скарони (Paolo Scaroni) продолжить в прошлом декабре диалог с Тегераном об использовании некоторых ресурсов – в том числе, расположенных в Южном Парсе, крупнейшем в мире нефтегазовом месторождении, и в Каспийском море.
     
    Каспийское море – это ключевой регион для европейской энергетики, однако и здесь не обошлось без проблем. Несмотря на то, что запасы ресурсов здесь составляют 60% от российских, прямых поставок в Европу отсюда нет. Казахская нефть, а также газ из Туркмении (газовые ресурсы которого равны трети запасов российского газа, хотя территория этого государства в 50 раз меньше России) могли бы с легкостью заменить поставки из Москвы. Однако все не так просто в связи с большим внутренним потреблением за счет высокой энергетической неэффективности, нехваткой инфраструктуры и суровой конкуренцией Азии и России, последняя из которых является господствующей в регионе державой с момента падения СССР. Евросоюз сейчас делает ставку на создание Трансадриатического газопровода для того, чтобы обеспечить поставки с Каспия, но то же самое делает и Пекин, только при помощи газопровода «Туркмения-Китай». Однако тут есть небольшая разница: первые две трубы китайского газопровода функционируют с 2009 года, в то время как Трансадриатический газопровод все еще строится.
     
    Последним крупным стратегическим регионом для энергетики Европы среди ее соседей является Северная Африка. В частности, Алжир входит в первую десятку стран, обладающих внушительными ресурсами природного газа. Ко всему прочему, он уже давно сотрудничает с Европой. Помимо экспорта 85% добытой нефти и постройки третьего газопровода в сторону Европы, Алжир в 2013 году подписал соглашение о дальнейшем энергетическом сотрудничестве с ЕС.
     
    Главная проблема этого региона – безопасность: теракт в 2013 году в городе Ин-Аменас поставил под угрозу разработку алжирских ресурсов такими компаниями, как BP и Eni. По той же причине, хоть и в несколько иной мере Египет, Ливия и Ирак также обладают  нереализованным потенциалом. Сложившееся положение дел на Синайском полуострове и нестабильность послевоенного периода, которая пока не собирается сходить на нет, ограничивают развитие энергетики этих стран. Ирак, обладающий десятой частью мировых запасов нефти и находящийся на 11-м месте про ресурсам газа, переживает кризис, которому нет равных со времен Второй войны в Персидском заливе. Во многом его производство, которое, как ни парадоксально, уменьшилось в течение всего периода укрепления позиций ИГИЛ, было всегда ограничено в связи с нехваткой средств для транспортировки газа (поэтому его сжигают) и нефти. Сирию также отличает непростая политическая ситуация, мешающая восстановлению нефтепровода Киркук-Банияс, который до 2003 года доставлял иранскую нефть в Средиземноморье. Ливия, третий экспортер сжиженного газа в мире, после гражданской войны в 2011 году стала менее активна в этом направлении. Производство нефти и газа, в которых очень нуждается Италия, переживает взлеты и падения, и нынешняя взрывоопасная ситуация вполне может в очередной раз перемешать все карты.
     
    Конечно, Европа могла бы принять в расчет не только своих соседей, но в этом случае ей придется считаться и с экологическим фактором. Возьмем, к примеру, Нигерию, самого крупного экспортера нефти в Африке и четвертого экспортера сжиженного газа  в мире. На нее приходится 6% поставок углеводородов в Европу. Развитие нефтяного сектора, о котором недавно объявило государство, несет с собой одну из самых масштабных природных катастроф в истории: речь идет о разлитой нефти в дельте реки Нигер. Дело еще больше отягощается эндемической коррупцией. Если ко всему этому мы добавим «энергетическую бедность» большей части населения, частые саботажи и нехватку технической поддержки оборудования, конечно, у нас не получится радужная картина, подходящая для европейских инвестиций.
     
    Пока неясно, какое конкретно влияние сланцевая революция в США оказывает на Европу. Импорт сжиженного газа требует больших вложений в инфраструктуру как со стороны импортера, так и со стороны экспортера, вложений, которые никак не возместит  бум в производстве природного газа. Этот самый газ можно отправить куда угодно во многом в связи с расширением Панамского канала. При наименее вероятном сценарии, при котором Европе удастся обложить налогом сланцевый газ из-за рисков, которые он представляет для окружающей среды, возможный импорт из США окажется еще более ограниченным.
     
    Газ, полученный в результате гидравлического разрыва пласта – то есть тот самый сланцевый газ – с недавних пор находится в центре обсуждения энергетики в ЕС. Рассматривают его воздействие на окружающую среду, а также возможность обеспечения с его помощью энергетической независимости Европы. Ситуация не очень понятна. С одной стороны, Еврокомиссия сочла сланцевый газ опасным и малопригодным для европейского использования: несмотря на его внушительные запасы, при его употреблении уровень энергетической зависимости Европы снизился бы в самом лучшем случае всего на 20%. Высокая плотность населения, ограниченные ресурсы, малый опыт в области их добычи сильно бы ослабили Европу по сравнению с Соединенными Штатами, которые вызвались стать экспортерами газа в ближайшие годы. С другой стороны, ситуация на Украине привела к очередной дискуссии об использовании сланцевого газа; эту возможность активно поддерживают некоторые страны-члены ЕС (например, Польша). Развитие этого ресурса будет зависеть от европейской экологической политики в ближайшие годы.
     
    «Зеленый» аспект оказался в самом центре переговоров с Норвегией, наиболее надежным и близким к Евросоюзу поставщиком. Она занимает второе место после России по экспорту нефти и газа 28-ми членам ЕС, а также четвертое место по производству газа. Развитие энергетического сектора Норвегии зависит от целей, намеченных Брюсселем и касающихся климата и окружающей среды, поэтому неслучайно вышло так, что именно во время определения основных пунктов Пакета мер в области климата и энергетики ЕС-2030 норвежские энергетические компании начали оказывать сильное воздействие на Комиссию. Более гибкое европейское законодательство и более сплоченный единый рынок энергии (в который уже входит Норвегия) могли бы стимулировать разработки в Арктике и бурение скважин в Баренцевом море. Это как раз те факторы, которые Европе нужно иметь в виду, учитывая возросшее соперничество между Норвегией и Россией.
     
    В общем, картина энергетического импорта Европы крайне сложна. Освободиться от зависимости от России и – в более широком смысле – получать надежные поставки сырья от разных экспортеров для Европы возможно, но для этого придется принять во внимание огромное количество разнообразных вопросов: торговую конкуренцию с Китаем и Азией, горячие темы международной политики (типа ядерной программы Ирана), будущие пути европейской экологической и климатической политики. Если бы Европейский климатический и энергетический пакет склонялся к использованию горючих веществ (к примеру, угля), Европа могла бы продолжать сотрудничать с проверенными поставщиками: Австралией, США, Южной Африкой и Колумбией, благодаря которым получает более 60% своего твердого топлива.
     
    ЕС следует, наконец, понять, что его энергетическая политика не должна быть направлена на достижение каких-либо третьих целей или прогибаться под желания отдельных государств-членов. Уверенная и четко определенная энергетическая политика поместила бы Европу в выигрышное положение еще до того, как разразился украинский кризис, и помогла бы, если бы конфликты в Ираке и Ливии переросли в нечто крайне опасное. Если даже далекая от фанатизма по отношению к ЕС Великобритания настаивает на более сильной энергетической политике Европы, совершенно ясно, что вопрос надежного обеспечения необходимыми ресурсами должен стоять во главе любой дипломатии.

    В октябре мы узнаем, насколько эффективна европейская политика. И Италии, являющейся в данный момент страной-председателем Совета Европейского союза, придется многое объяснить.

    Оригинал публикации: Le opzioni dell’Europa contro la dipendenza energetica dalla Russia

     




    Ключевые теги: Евросоюз

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://inosmi.ru/world/20140917/223045089.html

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Чем вы готовы пожертвовать ради России в противостоянии с Западом?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru