Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Обзор СМИ Молдавии: «Восточное партнерство» изначально было нацелено на войну

    | 28 мая 2015 | Зарубежные СМИ | | Просмотров: 703 | автор: MGM

    «Евроинтеграция»: «Восточное партнерство» изначально была нацелено на крупный вооруженный конфликт в этом регионе"

    В Риге 22 мая завершился четвертый саммит стран «Восточного партнерства», пишет NewsMaker. В принятой декларации говорится, что ЕС «признает европейские устремления» Молдавии, Украины и Грузии. Между тем Молдавия не особо интересовала участников саммита. И молдавская делегация была этому рада.

    Молдавскую делегацию во главе с президентом Николаем Тимофти, судя по всему, больше всего интересовало, будет ли в итоговой декларации саммита упомянута «европейская перспектива» страны, продолжает NewsMaker. Первая версия документа заставила молдавскую делегацию понервничать. В ней указывалось, что Молдавия, Украина и Грузия вправе сами выбирать свой путь, что понятно и без всяких деклараций. При этом европейские политики и дипломаты в один голос заявляли, что «европейской перспективы» восточным соседям ЕС не видать и, вообще, «Восточное партнерство» создавалось вовсе не как механизм интеграции стран-участниц проекта в Евросоюз.

    Наиболее активно от чрезмерно оптимистичных формулировок, способных породить завышенные ожидания, предостерегали представители Западной Европы, в первую очередь Германия и Франция, пишет NewsMaker. Впрочем, даже президент соседней Румынии Клаус Йоханнис заявил, что «Восточное партнерство» — инструмент для партнерства, а не для расширения. Согласование формулировок продолжалось до последнего момента. О том, что в документ удалось внести фразу о том, что ЕС «признает европейские устремления» стран, у которых такие устремления имеются, стало известно вечером в четверг, 21 мая. Такая формулировка хоть и не говорила о европейской перспективе Молдавии, но на большее, судя по всему, молдавская делегация и не рассчитывала.

    Еврочиновники в своих выступлениях давали понять, что и это скорее аванс и уступка, продолжает NewsMaker. «Я понимаю, что ожидания стран-партнеров иногда выше наших реальных возможностей, — сказал глава Европейского совета Дональд Туск. — Но я уверяю вас, что результаты рижского саммита — это что-то среднее между сегодняшней реальностью в Европе и ожиданиями партнеров: для них этого недостаточно, но для нас это гораздо больше, чем можно ожидать, если смотреть только на политические настроения внутри ЕС, позиции некоторых стран-членов и политиков». Другие европейские лидеры высказывались еще более сдержанно. Канцлер Германии Ангела Меркель, к примеру, заявила, что «Восточное партнерство» не является инструментом «экспансионистской политики ЕС». А глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сказал, что саммит не посвящен членству стран «Восточного партнерства» в ЕС. «Они не готовы, мы не готовы», — заметил он.

    Вопрос о признании европейских устремлений «восточных партнеров», впрочем, был далеко не самым главным камнем преткновения в дискуссиях по тексту итоговой декларации саммита, пишет NewsMaker. Уверенности в том, что свои подписи под документом поставят все участники, не было вплоть до самого последнего момента. Азербайджан требовал более четких формулировок относительно нагорно-карабахского конфликта. Армения и Белоруссия возражали против упоминания в декларации «аннексии Крыма», в то время как Украина, Молдавия, Грузия и ЕС настаивали на обратном. В итоге пожелания удалось согласовать: об «аннексии Крыма» в декларации говорится от имени ЕС.

    Глава МИД Молдавии Наталья Герман не скрывала радости, продолжает NewsMaker. «Для Молдавии это позитивный результат, так как делается четкая отсылка к европейским устремлениям и европейскому выбору. Очень важно, что это упомянуто», — уверяла она. Затронута в документе и приднестровская проблема. Участники саммита «подчеркивают важность продвижения переговоров в формате „5+2“ (Молдавия, Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — гаранты и посредники, ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели — прим. ИА REGNUM) о всеобъемлющем политическом урегулировании приднестровского конфликта и приветствуют интенсификацию диалога Кишинева и Тирасполя во всех форматах».

    А вот о проблемах в документе предпочли не упоминать, пишет NewsMaker. Впрочем, на саммите эти вопросы затрагивались, в том числе в контексте Молдавии. Глава Европарламента Мартин Шульц на вопрос NM, критиковал ли Е. С. Молдавию за коррупцию и воровство чиновников, сказал: «Не критиковали, а спросили». По его словам, «президент Тимофти ответил то же, что обычно отвечает [молдавское] правительство: что оно готово бороться с коррупцией».

    В целом из заявлений еврочиновников складывалось впечатление, что молдавская тема была на периферии внимания участников саммита, продолжает NewsMaker. Острые дискуссии шли по ситуации на Украине, проблемам Крыма и Донбасса, по Нагорному Карабаху, перспективам отмены Евросоюзом виз для граждан Грузии и Украины, отношениям с Россией. Молдавии же в повестке саммита как будто не было вовсе. Глава МИД Хорватии Весна Пусич охотно отвечала на вопросы украинских журналистов, а на вопрос NM, в каком контексте на саммите обсуждалась Молдавия, не знала, что ответить.

    Члены молдавской делегации, казалось, были рады, что не они главные герои, пишет NewsMaker. Организаторы саммита, к примеру, сообщили NM, что были заранее предупреждены, что «президент Молдавии интервью в ходе саммита не дает». Впрочем, направляясь в зал заседаний, Николай Тимофти хоть и не с первого раза, но откликнулся на призыв молдавских журналистов подойти и пообщаться. Он сказал, что «дискуссиями удовлетворен» и что «надеется и верит в поддержку нашего европейского пути».

    Отказалась молдавская делегация и от пресс-конференции по итогам саммита, продолжает NewsMaker. Выступали представители Украины, Великобритании и Швеции. В секретариате латвийского председательства в Совете Евросоюза NM сообщили, что каждая из стран-участниц форума могла запросить пресс-конференцию, однако молдавская делегация отказалась, объяснив это тем, что «опаздывает на самолет». Пресс-секретарь президента Р. М. Влад Цуркану в беседе с NM эту информацию опроверг. По его словам, Николай Тимофти прилетел в Ригу чартером, так как прямого рейса 21 мая не было. Отказ от выступления Цуркану объяснил тем, что «все выступления на пресс-конференции были заранее оговорены».

    Еще раз имя Николая Тимофти прозвучало в кулуарах саммита, когда среди журналистов распространилась информация, что молдавский президент в ходе своего выступления предложил провести следующий саммит ВП в 2017 году в Кишиневе, пишет NewsMaker. Позже эту информацию подтвердили Мартин Шульц и Наталья Герман. Будет ли поддержана инициатива молдавской стороны — неизвестно, подводит итог издание.

    В пятницу, 22 мая, в Риге завершился четвертый саммит «Восточного партнерства”, пишет Noi. Еще до своего начала он получил название «провального”. Наиболее активные страны-участницы «Восточного партнерства” - Молдавия, Украина и Грузия — так и не получили то, на что рассчитывали. Кишинев, планировавший в 2015 году подать заявку на членство в ЕС, — ясного сигнала о том, что двери в Евросоюз для Молдавии открыты. Киев и Тбилиси — конкретные даты реализации безвизового режима.

    А уже на самом саммите взбунтовались три других участника «Восточного партнерства”, продолжает Noi. Армения и Белоруссия отказались подписывать итоговое заявление рижского форума из-за формулировки «незаконная аннексия” Крыма Россией (но в итоге подписали, притом что формулировка об «аннексии Крыма» сохранилась — ИА REGNUM). А Азербайджан, президент которого Ильхам Алиев отказался от личного участия в саммите в Риге, подтвердил, что не собирается подписывать с Брюсселем типовое соглашение об ассоциации и предложил заключить равноправный двусторонний договор о стратегическом партнерстве.

    В Кишиневе, Киеве и Тбилиси, в принципе, знали, чем обернется для них рижский саммит, пишет Noi. Черновая версия его итогового документа была обнародована еще в марте и ничего утешительного восточным партнерам ЕС не обещала. Так, в первой редакции декларации, состоящей из 23 пунктов, ничего не говорилось о европейской перспективе Молдавии, Украины и Грузии — только о поддержке европейского выбора этих стран. Кроме того, в документе не были указаны конкретные сроки введения безвизового режима для Украины и Грузии, на что рассчитывали в Киеве и Тбилиси, а лишь указывалось, что прогресс в этом вопросе зависит от проведенных реформ.

    Киев пытался давить на Брюссель, продолжает Noi. За неделю до рижского саммита Украина попросила от ЕС «уточнений” относительно возможности введения безвизового режима. Официальный Кишинев тоже недвусмысленно намекал европейским партнерам, что именно хотел бы увидеть в итоговой декларации саммита в Риге. Чтобы иметь возможность объяснить электорату, что все эти реформы как бы не зря, и что Брюссель по-прежнему поддерживает партии власти. О признании европейской перспективы своей страны и либерализации визового режима просил Евросоюз и Тбилиси: в начале мая президент Грузии вместе с главой правительства и председателем парламента обратился с совместным письмом в адрес руководства ЕС.

    Однако все усилия руководства трех стран оказались напрасны, пишет Noi. В отличие от 2014 года, когда на волне обострения отношений с Россией Евросоюз активно раздавал «бонусы” - либерализовал визовый режим для РМ и демонстративно ускорил подписание соглашений об ассоциации с Молдавией и Грузией (первоначально подписание этих документов планировалось на сентябрь, потом на август, но в итоге процедуру было решено передвинуть на июнь), в 2015 году ЕС не столь щедр, и требует от «подшефных” государств не только слов, но и конкретных реформаторских действий.

    Адвокатами Украины, Молдавии и Грузии, правда, попытался выступить так называемый «второй эшелон ЕС” - Польша, Прибалтика, Румыния, продолжает Noi. Активно хлопотал за передовиков «Восточного партнерства” и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, заявивший, что «эти страны должны видеть свет в конце тоннеля, потому что, если все время подвешивать и не давать четких ориентиров — это, конечно, изматывает”.

    Но Германия, про которую один из европейских дипломатов сказал, что «все ключи от ЕС сегодня находятся в Берлине”, быстро всех поставила на место, пишет Noi. В день открытия рижского саммита канцлер ФРГ Ангела Меркель, заявила, что смягчение визового режима в отношении Украины и Грузии со стороны ЕС пока невозможно — приложенных ими усилий все еще недостаточно. Да и «Восточное партнерство”, по ее словам, не инструмент расширения Е. С. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер был солидарен: он сказал, что к очередному расширению Европейского союза не готовы ни страны «Восточного партнерства”, ни сам Евросоюз. А брюссельское издание «EUobserver”, со ссылкой на свои источники в руководящих органах ЕС, написало, что аппетиты Евросоюза в отношении расширения ослабевают — как из-за внутренней усталости, так и частично «из-за российских возражений”.

    В итоге на саммите в Риге Брюссель ограничился обещаниями восточным партнерам: Украине и Грузии все-таки был обещан безвизовый режим, но не раньше 2016 года, и только если они выполнят поставленные условия, продолжает Noi. А Молдавия вообще оказалась на периферии главных тем рижского саммита. Видимо, поэтому правящие партии, не ожидавшие от четвертого саммита «Восточного партнерства” никаких сенсаций и прорывов, отправили в Ригу представлять страну президента Николая Тимофти.

    Сейчас, после саммита в Риге, европейские чиновники пытаются сохранить лицо и доказать, что все идет именно так, как и было задумано, пишет Noi. Как заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, в политике «Восточного партнерства” стороны вышли на уровень «нормальных рабочих отношений”. «Это — новая эра нашего партнерства, новая стадия. Сегодня с нашими партнерами мы вышли на стадию повседневных нормальных рабочих отношений”, — сказала европейская чиновница.

    Европейская пресса и политические эксперты тем временем говорят и пишут о провале, как самого саммита, так и всего проекта «Восточное партнерство”, продолжает Noi. EUobserver назвал решение саммита в Риге самым слабым за 6 лет, то есть даже слабее итогов первого саммита «Восточного партнерства”, состоявшегося в Праге в 2009 году. Британское издание The Guardian написало, что Евросоюз провалил программу «Восточное партнерство”, «в рамках которой пытался увести шесть постсоветских республик с орбиты влияния Москвы и заманить их в объятия Брюсселя”. По мнению обозревателей Financial Times, Европейский союз потерял аппетит к расширению на восток, что только на руку Москве: европейские избиратели не слишком поддерживают дальнейшее расширение ЕС и введение безвизового режима. К тому же в Евросоюзе опасаются, что после либерализации визового режима в Европу хлынет поток украинских беженцев. А президент киевского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко назвал рижский саммит «саммитом исчезающего партнерства”.

    Программа «Восточное партнерство” была запущена в мае 2009 года, пишет Noi. По официальной версии — для сближения и углубления сотрудничества с ЕС шести бывших советских республик (Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Молдавии и Белоруссии). Неофициально — для того, чтобы политически и экономически привязать шесть постсоветских государств к Евросоюзу, не обещая им членства в ЕС, вывести их из сферы влияния Москвы и образовать вокруг России санитарный кордон из зависимых государств. На эти цели с момента запуска проекта было потрачено более 2 млрд евро.

    Но все пошло не так, продолжает Noi. Буквально накануне Вильнюсского саммита Украина отказывается подписывать соглашение об ассоциации, договорившись с Россией о финансовой поддержке и значительной скидке на газ. Пришлось западным партнерам организовывать переворот в Киеве. Но вместо того, чтобы оторвав Украину от России, получить в пользование емкий украинский рынок для продукции европейских производителей, Евросоюз получил новый конфликтный регион и «черную дыру”, требующую регулярной финансовой подпитки. Оторвать от России Белоруссию и Армению Брюсселю не удалось: сегодня они находятся в Евразийском союзе с РФ. К тому же Минск не раз заявлял, что считает «Восточное партнерство” не самым удачным механизмом сотрудничества с Евросоюзом. Азербайджан категорически отказывается от экономической интеграции с ЕС на условиях Евросоюза и требует равноправного стратегического партнерства. А в Молдавии, где прикрываясь европейскими лозунгами власти воруют миллиарды, растут евроскептические настроения и ситуация может выйти из-под контроля.

    В общем, программа «Восточное партнерство” пришла в свой естественный кризис, пишет Noi. Что будет с ней дальше, мнения экспертов расходятся. Одни считают, что «Восточное партнерство» может в ближайшие годы прекратить свое существование. Другие говорят, что-либо Евросоюз и Россия начинают консультации, где именно будет проходить новая стена между их сферами влияния, и Москва с Брюсселем вместе определяют, что кому достается. Либо не исключен крупный вооруженный конфликт в этом регионе, на который, собственно, изначально и была объективно нацелена программа «Восточного партнерства», подводит итог издание.

    На саммит «Восточного партнерства» в Риге 22−24 мая собрались главы государств и правительств 28 стран ЕС, а также их коллеги из Украины, Грузии, Молдавии, Армении, Белоруссия и Азербайджана, пишут «Молдавские ведомости». В повестке дня было обсуждение отношений и перспектив сотрудничества Евросоюза с этой шестёркой. Уже накануне Украина, Грузия и Молдавия выразили недовольство тем, что в итоговых документах не будет признано их право подать заявку на вступление в ЕС. О том, что стоит за такой позицией ЕС, «Молдавским ведомостям» рассказал эксперт, политолог, директор института дипломатическо-политических исследований и вопросов безопасности Валерий Осталеп.

    МВ: Как вы оцениваете итоги рижского саммита «Восточного партнерства»?

    В.О.: Уже несколько лет чиновники Евросоюза, Украины, Грузии и Молдавии живут в мире, который параллелен реальности. Встречаются, рассказывают друг другу о чем-то, дают оценки, даже хвалятся успехами. Но к реальной жизни граждан в странах «Восточного партнерства» эти заявления не имеют никакого отношения. Можно заметить, что, как только политические элиты стран «Восточного партнерства» на каком-то этапе меняют свою риторику — либо у них там что-то не сходится, либо они больше не работают по указке Брюсселя или Вашингтона, — то мгновенно меняется и риторика. Меняются и разговоры о материальной поддержке, которая большей частью была на словах, а не на деле. Нам пять лет подряд давали смехотворные оценки: в Молдавии все успешно, все фантастично. Но, как только та же власть в Молдавии перестала слушать прямые указания из Брюсселя, та же действительность перестала быть историей успеха. Но ведь в Молдавии ничего не поменялось — ни политические лидеры, ни партии, ни политика. Причина в том, что альянс создан не так, как хотели из Брюсселя. Особенно странным кажется поведение тех, кто привозил такой месседж из Брюсселя. Сначала это были три неизвестных эмиссара, которые собрали лидеров наших партий в аэропорту, — не оценивать это как вмешательство в наши дела нельзя (20 января в аэропорту Кишинева при посредничестве делегации Европарламента состоялись переговоры о создании «проевропейской» коалиции между Либерально-демократической партией, Демпартией и Либеральной партией Молдавии. По их итогам три партии сообщили о значительном сближении позиций и пообещали на следующий день объявить о создании коалиции. Однако, как только евродепутаты покинули Кишинев, представители трех партий тут же разругались, и в итоге, вопреки «рекомендациям» Брюсселя, ЛДПМ и Демпартия сформировали миноритарный «Альянс за европейскую Молдову», который способен принимать любые решения в парламенте только при поддержке Партии коммунистов — прим. ИА REGNUM). Затем приехал советник канцлера Германии Ангелы Меркель, который при всей своей занятости явился обсуждать будущую коалицию. О том, как должна выглядеть наша коалиция, открыто говорила Румыния. Но наши никого не слушали. Как результат — поток хвалебных речей в адрес Молдавии обмелел. Более того, обсуждая состояние дел, кто-то уже говорит, что надо было делать больше, а кто-то — что надо довольствоваться меньшим. Но все эти разговоры не имеют никакого отношения к интересам самой Молдавии. Еще в 2008—2009 годах, когда затевался проект «Восточного партнерства», я (Осталеп тогда был заместителем министра иностранных дел в правительстве, которое было сформировано правящей Партией коммунистов Молдавии, и также проводило курс на «евроинтеграцию» — прим. ИА REGNUM) обращал внимание на то, что его развитие закончится полным провалом. Главное, что стояло за этим проектом, — приход политиков, лояльных организаторам. И Евросоюз будет позволять этим политикам делать что угодно, лишь бы они не реагировали на реалии страны и вошли бы в группу, выступающую против Таможенного и Евразийского союза. Проект «Восточного партнерства» был ориентирован на несколько стран. Белоруссия как не участвовала, так и не участвует. Грузия за это время потеряла часть своей территории (если имеется в виду признание независимости Абхазии и Южной Осетии Россией, то это решение было принято в августе 2008 года, в то время как «Восточное партнерство» было учреждено в мае 2009 года — прим. ИА REGNUM). Украина оказалась в глубоком политическом, территориальном, экономическом и социальном кризисе. Молдавию сотрясают различные кризисы при растущей деградации. А молдавская власть, которую поддерживает Евросоюз, находится на последнем уровне доверия со стороны народа. Ни одна партия власти не говорит, как будет дальше развиваться страна.

    МВ: Как будут развиваться события после саммита?

    В.О.: В перспективе я вижу выход отношений между Молдавией и ЕС на другой уровень. Уменьшится поток высокопарных оценок, и в Молдавии постепенно начнут понимать, что никто никуда не интегрируется. Судебная система как была коррумпированной, такой и останется, нет экономического проекта, созрела в обществе необходимость изменений этих процессов. Пока избиратели будут голосовать за прежних лидеров, ничего не изменится. Кому доверять? Новым лицам на политическом поле, если есть четкая программа развития экономики — создание новых рабочих мест, раскрытие перспектив молодых специалистов, освобождение от налогов предприятий, у которых хорошие показатели экспорта. Нужно учиться у современных развитых стран, которые предлагают необычайно привлекательные программы для молодежи во имя идеи остановить ее эмиграцию.

    МВ: Является ли марш унионистов 16 мая, который прошел в канун Рижского саммита, шагом давления на Европу?

    В.О.: Необходимо обратить внимание на феномен унионистов. Если эти люди имеют какую-то идею, то их деятельность должна быть последовательной. Но в Молдавии об унионистах ничего не было слышно четыре года, и вдруг они появляются в тот момент, когда нужно отвлечь людей от более важного события. Еще одна миссия унионистов — создать в обществе нервозность. Они объявились в тот самый момент, когда нужно было накалить обстановку. Хотя их лозунги попадают как минимум под три уголовных статьи, республиканская и городская прокуратура не реагируют. В обществе зреет нервозность, и, видимо, это то, чего и добивались. Организаторы — инструмент, который используется несколькими актерами. Так было и в ходе событий 7 апреля 2009 года — затеянный кем-то протест параллельно использовался тремя актерами. Кто-то хочет таким образом отвлечь внимание, кто-то хочет с их помощью нажать на власть, а кто-то планирует расшатать ситуацию до взрыва. Все идет к этому: лидеру унионистов объяснили, что он нежелательная фигура в Молдавии, но он не успокаивается и раскачивает ситуацию уже на границе. Необходимо прекратить эти действия хотя бы потому, что есть границы выражения свободы слова, и для этого есть все инструменты. Унионисты открыто призывают к уничтожению молдавской государственности. Если они хотят поднимать экономику Румынии — пусть делают. Из страны половина населения уехала на запад заниматься двумя самыми востребованными занятиями — воровством и проституцией. Унионисты могут занять место уехавших и работать над развитием экономики.

    МВ: Какую роль в этом сценарии играют граждане Молдавии?

    В.О.: Многие молдавские граждане искренне не понимают, что их используют. И даже не понимают, что действуют вне закона. Более того, для них это окончится инцидентом. Уже сейчас параллельно развиваются два протестных потока, может появиться и третий. А если унионисты будут наглеть, то появится и четвертый, который будет им противостоять.

    Таким образом, идея организаторов провокаций найдет воплощение в открытом противостоянии, и люди перестанут задавать вопросы об украденном миллиарде, об экономике и т. д. Примерно такая ситуация происходит на Украине. Унионистские марши могут дорогу обойтись молдавскому народу, результат может быть непредсказуем.

    МВ: Какую роль может играть Румыния в этих акциях и в целом в Молдавии?

    В.О.: Недавно румынское телевидение показала передачу с участием высланного лидера унионистов Джордже Симиона. Он видел себя национальным героем, но ему устроили там полную обструкцию. На румынском телевидении есть обозреватели, задавшие здравые вопросы: «Скажи, пожалуйста, что ты делаешь в молдавских лицеях? Кто тебе позволял разговаривать с детьми? Это незаконно. Законом запрещено вовлечение детей в любую политическую деятельность». У меня, как у любого здравого гражданина, появился вопрос: а кто пустил лидера унионистов в лицей? Куда смотрит Майя Санду (министр просвещения Молдавии — ИА REGNUM)? Хотелось бы услышать оценку наших специальных учреждений: почему учащиеся Молдавии должны слушать рассказы о том, что у Молдавии нет будущего? К сожалению, при Бэсеску приветствовались открытые провокации, официальная повестка дня сводилась к уничтожению Молдавии как государства: якобы нет ни молдавского языка, ни молдавского народа. Но адекватной реакции со стороны молдавских властей не последовало. С приходом нового президента радикальных изменений не произошло. Бухарест позволяет себе давать публичные оценки происходящим в Молдавии политическим процессам, давать рекомендации, как должно выглядеть правительство и законодательство. Это их не касается — это внутренние дела Молдавии. Представим себе, что группа венгерских активистов в эфире румынского телевидения заявила бы, что Румыния должна исчезнуть как государство, потому что живущие там венгры хотят присоединиться к Венгрии!

    МВ: Кто решает проблему будущего Молдавии? Кто главный переговорщик? В какой степени Россия может влиять на переговорный процесс?

    В.О.: Хотя по этому поводу у нас постоянная истерика, нет никаких примеров влияния России на наши внутренние процессы. Мы видели очень скромное участие нескольких российских представителей во время выборов в Гагаузии («кандидата Кремля» на выборах башкана Гагаузии в марте 2015 года приняли и «пожелали победы» спикер Госдумы Р. Ф. Сергей Нарышкин и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, а саму Гагаузию с агитационными визитами в поддержку Влах посетили 6 депутатов Госдумы Р. Ф. — прим. ИА REGNUM). Видим дипломатическое присутствие и дипломатическую деятельность в области культуры и развития общественных связей. Но вот уже более пяти лет Запад считает нас колонией (Таким образом «отсчет» Осталеп ведет с того момента, как лишился своей должности в молдавском МИДе после отстранения от власти Партии коммунистов и прихода к власти Альянса за евроинтеграцию. В действительности, Запад считал Молдавию своей колонией на протяжении всего периода ее «независимости», причем наиболее яркие подтверждения этому пришлись как раз на время пребывания у власти в республике Партии коммунистов. К примеру — срыв подписания президентом Ворониным по указанию Запада Меморандума Козака по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта и его «переизбрание» на второй президентский срок голосами прозападных русофобов в 2005 году — прим. ИА REGNUM). Эту ситуацию создал сам молдавский народ. Ожидать, что Россия будет за молдавский народ решать внутренние проблемы, ошибочно. У России своих проблем хватает, и наши не стоят даже в первой сотне. Постепенно Запад теряет контроль над событиями в Молдавии и начинает фокусничать. Снижается хвалебная риторика, под вопросом выделение денег. Возрастают протестные настроения. Но молдавское общество в целом не может самоорганизоваться на протест. Те протесты, которые мы видели (3 мая в Кишиневе прошел многотысячный митинг, организованный гражданской платформой «Достоинство и правда», участники которого требовали отставки правительства, «предавшего европейскую идею», и тюрьмы для лидеров правящих партий Владимира Филата и Владимира Плахотнюка — прим. ИА REGNUM), суперзаорганизованы. Самое главное — участники говорят, что их участие бесплатно. Тут и делегации из районов, и характерные тексты выступающих, и призыв к смене векторов некоторых политических экспертов. Не верю, что это искренний процесс. Скорее всего, это политическое движение, которое готовится для двух целей. Первое — с целью давления на власть, которая стала позволять себе самодеятельность по отношению к «хозяевам». Второе — если захотят нынешнюю власть смести, то на основе протестной платформы создадут новое политическое движение, которое заменит старую власть. Будущее Молдавии зависит от большинства, которое здесь живет и работает. Пока народ Молдавии не поймет, что своим большинством может влиять на внутренние процессы, в республике будет править «кучка», которой манипулируют из-за рубежа. И за независимость, которую народ Молдавии получил когда-то бесплатно, надо бороться.

    МВ: Уже некоторое время мы слышим, что 2018 год станет роковым — и как юбилей событий 1918 года (В 1918 году Румыния оккупировала никогда не принадлежавшую ей Бессарабию, которая с 1812 года входила в состав России. СССР никогда не признавал аннексию Бессарабии Румынией и в 1940 году вернул эту территорию, присоединив ее к Приднестровью и создав Молдавскую ССР — прим. ИА REGNUM), и как «революция» в снабжении Молдавии газом. 150 миллионов долларов на строительство стокилометрового газопровода — и газ будет поступать в Кишинев (Имеется в виду проект по продлению до Кишинева молдавско-румынского газопровода Яссы-Унгены, который был сдан в эксплуатацию 4 марта 2015 года. Согласно подписанному сторонами контракту, в текущем году румынская компания OMV Petrom должна поставить в Молдавию 1 млн кубометров газа, что составляет около 0,1% от общего объема потребления республики. Это позволит Молдавии снизить зависимость от российского газа со 100% до 99,9%. Для увеличения объемов поставок необходимо построить еще один участок газопровода от Унген до Кишинева, а также несколько дополнительных компрессионных станций. Молдавские власти планируют сделать это до 2017 года, однако пока не изыскали на эти проекты необходимые средства — по молдавским подсчетам только на строительство газопровода до Кишинева понадобится около 60 млн евро, из которых 10 млн пообещал выделить ЕС, а остальные 50 млн выделить пока никто не обещает. В целом же проекты по взаимоподключению энергетических сетей двух стран в 2015—2018 гг. оцениваются в 750 млн евро, из которых 421 млн евро — необходимы на внедрение проектов на территории Молдавии. Этих денег ни у Кишинева, ни у Бухареста нет, в связи с чем они намерены вместе попытаться выклянчить их у Брюсселя — прим. ИА REGNUM). Как вы оцениваете такую перспективу?

    В.О.: То, что происходит в Молдавии, похоже на игру в казино в долг пьяных молодых людей. Пьяных, потому что их действия непредсказуемы, молодых — потому, что они зависимы от «родителей», а в их активе — Молдавия. Те, кто у власти, не собираются здесь жить. Как только начнутся реальные изменения, они сядут в самолет и исчезнут. Заверяю вас, что они давно знают, куда улетит самолет, там есть недвижимость и бизнес. Отказ от поставок российского газа нельзя — еще одна спекуляция. Такая же, как объявления Лянкэ и Тимофти о том, что в 2015 году Молдавия подаст заявку на вступление в Е. С. Молдавия уже пережила мегапроект строительства семикилометрового газопровода из Ясс в Унгены. Это ничего Молдавии не дало. Во-первых, в Румынии газ тоже российский (с апреля 2015 года Румыния отказалась от докупки российского газа, объявив, что теперь в связи со снижением энергозатрат для сокращающегося промышленного сектора ей хватает собственного газа — прим. ИА REGNUM). Во-вторых, через Молдавию идет транзит российского газа. С 1990-х годов никто не знает, сколько и каких фирм осуществляют транзит. Пусть кто-то назовет нам тех, кто откажется на этом зарабатывать. («Молдавские ведомости»)

    «Последний и решительный бой с коррупцией»: «Вот приедет Саакашвили и наведет порядок»

    Несколько тревожно, что и намеченные на 14 июня местные выборы в Молдавии превращаются в геополитическое соревнование, пишет Black.md. Причем теперь это соревнование проходит при совершенно пустых трибунах — ни Запад, ни Восток на Молдавию не обращают внимания, хоть ряд партий и партиек усиленно пыжатся, делая вид, будто бы Барак Обама и Владимир Путин начинают свой день со свежей информации из Молдавии. Это печально и несколько пугает, ибо опять мы слышим про евросоюзы, евразийские вектора и прочую набившую оскомину лабуду. Местные выборы вновь превращаются в соревнование, кто больше запутает граждан, кто больше выльет ушат геополитических лозунгов. И всем плевать на дороги, на трубы, на лифты…

    Республика вновь вошла в стадию геополитического раскола (из этой «стадии» она не выходила на протяжении всего периода своей «независимости» — ИА REGNUM), продолжает Black.md. Кандидаты в мэры и даже в сельские советники запросто решают проблемы с эмбарго, визами, оперируют понятиями, что делать Брюсселю или Москве, что и как надо осуществить на Донбассе, в Сирии, Ираке, Ливии, Греции и т. д. Господа кандидаты, ну, доколе? Сколько еще вы будете объяснять разруху в клозетах происками условных Путина или Бэсеску? Сколько еще проблемы местных газопроводов или водоводов будут хоть на йоту зависеть от военных действий на Донбассе? Сколько еще головы наших граждан будут забивать сказками про неведомый и несуществующий рай Евросоюза или эдем Евразии? Ну, может пора уже работать? Может пора перестать работать языком, а начать что-то делать руками?

    Что мы имеем на данный момент, пишет Black.md. Страну усиленно раскачивают. Кишинев сотрясаем какими-то неясными протестами, хотя вроде бы особо в стране за последние пять лет ничего не изменилось — плахотнюки и филаты, как были у власти — так и остались. Отчего вдруг именно сейчас возбудились — не ясно. Будто бы раньше не воровали, будто бы не было рейдерских атак на банки, будто бы лей раньше не лихорадило. Нет, братцы, очень даже не случайно сегодня у кого-то «открылись глаза». Уж очень странно, что пять лет в Кишиневе были слепы, а тут их прорвало. Дескать, пять лет у них там во власти всё было пучком, а тут — нате! Врёте вы, господа хорошие, всё вы прекрасно знали. Просто раньше у вас не было отмашки ходить по площади и горланить: «Жос! Жос! И снова жос!» («жос» — молд. «вниз», «долой» — ИА REGNUM).

    К сожалению, протестами страна не строится, продолжает Black.md. Как бы это ни звучало жестко, но протест, даже народный, сегодня почти ничего не значит. Хочешь что-то изменить — иди и меняй, а не собирайся на площадь. Иди работать, а не кричать. Иди делать, а не бездельничать. Естественно, исключением является лишь ситуация, когда кое-кто и зарабатывает протестами по поводу и без. Но все же мы говорим о массе здравомыслящего населения, о тех, кто понимает цену слова и цену дела.

    Да, друзья, местные выборы у нас превращаются в парламентский балаган, пишет Black.md. Опять нам рассказывают про союзы, про унионистов, про русофонов, про Путина, про Меркель, про Обаму и про Йоханниса. И это даже кое-где работает — опять начинаются споры, куда Молдавии двигаться, хоть стоит республика на месте, опять до хрипоты убеждают, где нас больше ждут, хоть не ждут нигде, опять до желчи требуют принять лишь одну сторону и быть таковыми, хоть сторон куда больше и нет вообще смысла в таком выборе.

    Видите, страна стоит, а споры идут, продолжает Black.md. Бег на месте полезен для здоровья, но с точки зрения достижения финишной линии — абсолютно бесплодное занятие. Это и есть цель — измотать избирателя в таком бессмысленном и непродвижимом соревновании, вымотать его так, чтобы он день выборов воспринимал не как первый шаг на новом пути, но как избавление от страданий кампании, как избавление от лозунгов, криков, драк, скандалов. Замолчите все, проголосую за кого угодно, только дайте спокойной жить!

    Да, это реальность нашей Молдавии, пишет Black.md. Соревнование идей у нас никак не выходит. Да и почти уже нет идей. Ибо призывать стать частью ЕС или ТС вот просто так со старта — это даже не идея. Сыпать цифрами, насколько всё станет лучше на следующий же день после вступления куда-то, — глупость. Восхвалять гений того или иного политического лидера зарубежья — глупость вдвойне и подтверждение шершавости языка. Голосовать надо только и только за тех, кто может решить проблемы. Не глобальные, не международные — упаси Боже! — а самые те мелкие. Отдать голосу надо тому, кто найдет черепицу и шифер для сельской школы. Поддержать надо того, кто знает, как отремонтировать водопровод или очистить колодец. Верить надо сегодня тому, кто понимает, почему дороги зимой надо чистить. Мелочь это, безусловная мелочь, вообще не уровень планетарного масштаба — но это наша жизнь. Это наш дом, наш край, наша хата, где должна быть вода в кране, продукты в холодильнике, свет, тепло и чистота. И точка! А Обама с Путиным пусть в вашей жизни дальше телевизора не выходят, подводит итог издание.

    За 24 года независимости в Молдавии было 10 премьер-министров, 16 правительств, четыре президента и два и.о. президента, пишет «Панорама». Количество экс-министров, их заместителей, руководителей районов, городов и сел, судей, прокуроров, партийных вожаков и прочих важных чиновников посчитать невозможно. Имя им легион. Руководители появляются из ниоткуда и исчезают в никуда. По плотности «эксов» на душу населения Молдавия впереди планеты всей.

    Президент-«овощ» Тимофти, представляющий государство на международных форумах, и премьер Габурич, в поисках утраченных документов об образовании (правоохранительные органы Молдавии расследуют уголовное дело по факту фальсификации документов об образовании премьер-министра Кирилла Габурича; к настоящему времени установлено, что его диплом о среднем образовании является фальшивым — прим. ИА REGNUM) — ходячие доказательства того, что в Молдавии любой человек с улицы может занять самую высокую должность, продолжает «Панорама». Полторы дюжины кандидатов, изъявивших желание стать мэром Кишинева, при том, что большинство из них наберет менее одного процента голосов, и они сами об этом прекрасно знают — свежее подтверждение того, насколько маразматична установившаяся у нас «демократия и многопартийность». Перманентная война всех против всех стала бессмысленной самоцелью.

    В том, что мы опустились до такого убожества, виноваты, прежде всего, первые три президента, Мирча Снегур, Петр Лучинский и Владимир Воронин, пишет «Панорама». Их самих подготовил и выдвинул на важные руководящие посты советско-коммунистический режим, при котором существовала отлаженная система подбора, подготовки, расстановки кадров и контроля за их деятельностью. Запаса прочности той системы хватило на четыре президентских каденции, хотя Воронин начал шататься уже с 2003 года, когда отказался подписать Меморандум Козака, в 2005 году развернулся в сторону евроинтеграции, а в 2007 году допустил приход к руководству Кишиневом Дорина Киртоакэ.

    Снегура, Лучинского и Воронина система подготовила и сделала большими руководителями, продолжает «Панорама». В КПСС и СССР их учили делать важные и нужные для народа дела. Они же не оставили после себя ничего и никого. Их кадровый горизонт сузился до того, чтобы сделать сына депутатом или дочку министром во власти жуликов и воров (сын Петра Лучинского Кирилл Лучинский является депутатом парламента Молдавии от Либерально-демократической партии, дочь Мирчи Снегура Наталья Герман — главой МИД Молдавии — прим. ИА REGNUM). После того, как в 2009 году Воронин бездарно проиграл вообще все, он оставил после себя кадровую пустыню. Гимпу и Лупу и.о. президента, по два правительства Филата и Лянкэ, Тимофти с Габуричем.

    На заре демократизации нам говорили, что многопартийная буржуазная система лучше советской однопартийной, пишет «Панорама». Якобы разные партии будут конкурировать между собой, генерировать программы и идеи, лучшие из них будут отбираться самим народом и реализовываться ради всеобщего блага. Ничего подобного не произошло. Политические партии были и остаются просто машинами для сбора голосов на выборах. В условиях новых информационных технологий, 140-символьного твиттерного мышления, эта деятельность приобретает все более виртуальный, оторванный от реальной жизни характер. На последних выборах за ЛДПМ и ДПМ проголосовало всего 20% от общего числа избирателей, но эта коалиция считается правящим большинством. Она, как клещ, вцепилась в государство, и не дает себя сковырнуть. Все это подается под соусом «демократии» и «движения в Европу».

    Средняя продолжительность жизни одного молдавского правительства — полтора года, хотя для нормальной, стабильной работы власть должна планировать свою деятельность хотя бы на 6−8 лет, но лучше на 15−20, продолжает «Панорама». Вместо того, чтобы устойчиво развиваться, Молдавия находится в одной бесконечной избирательной кампании, которая порождает все худшую власть. Это не демократия и не плюрализм. Это идиотизм. Нам говорят: на Западе же такая система работает, надо тоже стремиться к этому. Во-первых, инвалид в коляске не может поднять штангу, которая под силу чемпиону мира. Во-вторых, в тех же США нет никакой многопартийности, демократы и республиканцы — это просто две фракции одной партии, сменяющие друг друга в Белом доме и на Капитолии. В России одна партия, в Казахстане, Азербайджане, Белоруссии одна, а в Молдавии вообще ни одной нормальной партии, зато в избытке хаос и отсутствие перспективы.

    Даже у Ельцина хватило ума в самый критический момент выдвинуть своим преемником Путина, который навел порядок в распадавшейся стране, пишет «Панорама». У Снегура, Лучинского и Воронина мозгов на это не хватило. Все, на что оказались способны эти бывшие советские партработники — оставить после себя олигарха Плахотнюка, мертвой хваткой вцепившегося во власть, и пристроить в обслугу к нему своих детей. Поколение руководителей, управлявших страной после 1991 года, ушло. Они оставили после себя обломки, на месте которых должно возникнуть что-то новое, подводит итог издание.

    Значительное число граждан, не согласных со многим из того, что делают проевропейские власти Республики Молдова, задаются вопросом: почему партнёры по развитию продолжают оказывать поддержку нынешней власти, в том числе в виде частых визитов в Кишинёв высокопоставленных чиновников? — пишет IPN. Имеется явное противоречие между внутренним и внешним восприятием молдавской власти. Почему же европейские лидеры приезжают?

    В восприятии части нашего общества, в последние годы положение в Республике Молдова становится всё хуже и хуже, продолжает IPN. Обычно при этом указывают на растущую коррупцию, всё более выраженное неравенство, а в последнее время — на «кражу миллиарда долларов”, также называемую «ограблением века”. Хочешь — не хочешь, это восприятие ассоциируется с нынешними проевропейскими властями.

    С другой стороны, европейские структуры и их лидеры продолжают выступать с заявлениями и совершать визиты поддержки в Республику Молдова как и прежде, до того, как стало «хуже”, пишет IPN. По мнению вышеуказанной части нашего общества, европейцы волей-неволей берут на себя часть имиджа и ответственности наших проевропейских правителей. Неизвестно, по нраву ли эти ассоциации европейцам, но можно сказать наверняка, что такое восприятие не несёт пользы европейскому курсу развития Республики Молдова. Возможно, что и этим объясняется нисходящий тренд проевропейских предпочтений, зафиксированный последними опросами общественного мнения, и тенденция к росту восточно-ориентированных предпочтений.

    Причины такого поведения европейцев, содержащего определённую долю риска, заслуживают особого рассмотрения, продолжает IPN. Европейцы приезжают, потому что они привыкли работать с законной властью, об этом они заявляют и так поступают на протяжении десятилетий, и не только в отношениях с Молдавией. Они скорее предпочитают сотрудничать, общаться с любой властью, чем враждовать с нею. А кто находится у власти — за это, скорее, отвечаем мы.

    Даже если речь не идёт о полной аналогии, из тех же соображений Ангела Меркель поехала к Владимиру Путину, хоть и не 9-го, а 10 мая, хотя канцлер Германии и является той центральной осью, на которой держатся европейские санкции против России за её поведение в отношении Украины, пишет IPN. В течение многих лет ЕС сохранял в действии как экономические санкции против Ирана, так и формат для переговоров с этой страной. Кстати, недавно длительные переговоры дали определённые плоды. Случай Молдавии является прямо противоположенным: европейцы предлагают диалог и поддержку, в том числе финансовую, которую Молдавии никто в мире никогда ещё не предлагал. Прекращение визитов к руководству страны станет и прекращением поддержки для Молдавии.

    Будучи расположенными под боком у европейцев, и будучи столь разобщёнными и не толерантными, мы можем доставлять им определённое беспокойство, поэтому они приезжают мирить нас и учить мириться — с самими собой и с окружающим миром, пишет IPN. Они прошли эту школу десятилетия или даже века тому назад. «Все различны, все равны”, — это не просто их лозунг, но и способ бытия, внутреннего и внешнего. Формат, к которому они пришли около 65 лет назад, зовётся «Европейским союзом”. Его можно считать лучшей находкой человеческой цивилизации за всё время её существования. Наше общее несчастье, всех тех, кто составляет сегодня Республику Молдова, заключается в том, что до недавнего времени мы жили в совершенно других условиях. И то, как помпезно мы «празднуем” День Победы и сегодня, спустя 70 лет, служит очень чётким признаком того, что мы пока не преодолели «воинственный” менталитет, основанный на разделении людей на «своих” и «чужих/врагов”.

    Возможно, европейцы приезжают и потому, что могут знать что-то, о чём не знаем или что не готовы увидеть мы, продолжает IPN. Трудно сказать, относится ли это к конкретному случаю пресловутого «украденного миллиарда”, но и он в некотором роде показателен, если рассмотреть его более пристально. В восприятии «недовольных”, на проевропейской власти лежит (причём справедливо) вина за действия и/или бездействие, связанные с этим делом. Но наша логика возлагает ответственность за произошедшее и на европейцев, которые, возможно, знали больше о данном деле, но не вмешались, а напротив, даже продолжают поддерживать такую власть. Разница между «нами” и «ими” состоит в том, что мы видим в данной ситуации отдельный, конечный случай, а они видят процесс. Процесс, который мы не готовы увидеть в целом, а им он знаком в силу собственного исторического опыта, а также исходя из анализа современной истории всех стран бывшего Советского Союза и даже бывшего социалистического лагеря. Европейцы понимают, что молодые демократии, в силу своего печального политического и социального предшествующего опыта, сталкиваются примерно с одними и теми же проблемами, возникающими на определённых этапах развития.

    Возможно, правы те из экспертов, кто утверждает, что одна из этих проблем, как уже было сказано — общих для всех постсоветских и постсоциалистических стран, называется «олигархизацией государства”, пишет IPN. По крайней мере, существование этого явления и в Молдавии объяснило бы многие из проблем, с которыми столкнулась страна в последние годы. Соответственно, демонтаж олигархической системы стал бы решением этих проблем. Мы знаем различные пути достижения этой благородной цели, но все они укладываются в короткий лозунг: «Долой!”, вне зависимости от своей конкретной формы — будь то протест, митинг, революция или (последняя новинка) «майдан”. Только вот после каждой новой революции «наши приходят, наши уходят, а мы всё так же остаёмся в дураках”, говоря словами из песни, потому что система остаётся без изменений.

    Европейцы знают об этом и предпочитают использовать другие формы и методы демонтажа системы, с иными конечными итогами этого процесса, продолжает IPN. Самый наглядный пример можно наблюдать прямо у нас под боком, в соседней Румынии. На днях его суть сформулировал один из лучших румынских экспертов Юлиан Кифу: «Молдавия может повторить путь Румынии. Лучшие реформы, которые дали свои плоды, были осуществлены правительством Нэстасе, которое считалось наиболее коррумпированным правительством. Теперь борьба с коррупцией в Румынии является настолько сильной, что за решёткой оказались те, кто создал структуры по борьбе с коррупцией (экс-премьер Румынии Адриан Нэстасе был дважды приговорен к тюремному заключению за коррупцию — ИА REGNUM)”.

    Сутью всех этих формул являются функциональные государственные институты, способные заставить соблюдать законы всех, независимо от занимаемой должности, политической окраски, накопленного капитала и т. д., пишет IPN. Так может позволим европейцам довести свою работу до конца, потому что они приезжают и дают деньги на юстицию, на борьбу с коррупцией, демонтаж олигархической системы как раз путём создания функциональных государственных институтов? Кстати, если кто-то не понял, европейцы приезжают не просто «прогуляться” и оказать поддержку, но в основном — с инспекциями. Тот же характер инспекций носят и регулярные встречи правительства с партнёрами по развитию, в ходе которых рассматривается реализация «рекомендаций относительно мер, содержащихся в аналитических записках, ранее переданных властям страны партнёрами по развитию, а также планы действий правительства”.

    Безусловно, к их давлению на молдавский политический класс обязательно нужно добавить наше, продолжает IPN. Десятки тысяч участников митинга протеста 3 мая очевидно повлияли на поведение властей, в том числе на публикацию доклада Kroll (5 мая председатель парламента Молдавии Адриан Канду опубликовал на своем персональном сайте копию ранее засекреченного молдавскими властями доклада британской компании Kroll по результатам предварительного расследования вывода из страны 1 млрд евро — прим. ИА REGNUM), приглашение в Молдавию грузинских и украинских экспертов по борьбе с коррупцией, главы грозного румынского Национального управления по борьбе с коррупцией Лауры Кодруцы Ковеси, а также способствовали проведению на днях консультаций с гражданским обществом по поводу антикоррупционных инициатив правительства. Возрождение духа протеста, активизма в молдавском обществе — это, пожалуй, наиболее обнадёживающее за последние годы явление на фоне многочисленных и масштабных проблем и объективных и субъективных разочарований. Активизация, расширение этого явления является одной из немногих внутренних движущих сил, которая, наряду с внешней поддержкой, способна реально ускорить подлинное реформирование государственных учреждений, что на практике станет процессом реальной интеграции Молдавии в Европейский союз.

    Если не придут европейцы со своей моделью устройства жизни, то кто придёт вместо них и с какой моделью? — пишет IPN. В настоящее время для Молдавии есть только две модели: Европейская и Восточная. В Восточной, как во всех постсоветских странах, политическая власть и экономические кланы представлены одними и теми же лицами — олигархией. Система эта зиждется на авторитарных, по определению недемократических или в малой степени демократических режимах. И если в условиях Молдавии мы имеем возможность изредка сменять правящие олигархические кланы, то во всех других странах, за исключением, быть может, Украины и Грузии, они правят практически пожизненно. Приемлемо ли для них такое положение вещей — это внутреннее дело народов данных стран, но мы можем прийти к выводу, что для нас характерное для Восточной модели сочетание условий никоим образом не способствует уровню жизни и свобод, который обеспечивает Западная модель.

    Таким образом, похоже, что европейские лидеры и их визиты являются нашими последними союзниками, нашей последней надеждой и редутом, в том числе, в решении проблем, которые существуют между нами, и у всех нас — с нашими властями, продолжает IPN. Это последний и единственный инструмент для демонтажа олигархической системы и её замены чем-то предсказуемым, проверенным в других странах и «съедобным” для всех живущих в этой стране людей. Поэтому, в надежде на рост протестной волны в Молдавии, но и с беспокойством по этому поводу, хочется призвать к тому, чтобы не выплеснуть ребёнка из ванны вместе с грязной водой. «Ребёнком” в данном случае является наша жизнь, а «грязной водой” - власти, которые для того и существуют в демократической системе, чтобы приходить и уходить. Возможно, присутствие европейцев в Молдавии следует сравнить с «настоем из целебных трав”, которое добавляют в ванную, чтобы укрепить иммунитет новорождённого. Собственно, можно сказать, что речь идёт не только о европейских лидерах в Молдавии, но и о народах Европы и европейском духе, который ощущается и отсюда: в конце прошлой недели мы узнали, что уже 23 из 28 парламентов государств-членов Евросоюза ратифицировали соглашение об ассоциации с Республикой Молдова — всего за неполный год, подводит итог издание.

    Кишинев ждет зарубежный «антикоррупционный” десант, пишет Noi. В ближайшие дни в Молдавию с рабочим визитом прибудет глава Национального управления по борьбе с коррупцией Румынии Лаура Кодруца Ковеси — делиться опытом. А затем Кишинев посетит группа экспертов во главе с бывшим президентом Грузии, а теперь консультантом президента Украины «по реформам”, Михаилом Саакашвили.

    Инициатором «призвания” Саакашвили стал премьер-министр Кирилл Габурич, продолжает Noi. Он надеется, что экс-президент Грузии со своей командой сделают анализ фактической ситуации, который ляжет в основу выработки конкретных реформ и антикоррупционных мер. Потому что коррупция в Молдавии «проникла во все сферы”, а вот действенных шагов в этой области, по мнению Кирилла Габурича, «до сих пор не предпринималось”.

    Заявив это во время своего недавнего визита в Киев, премьер-министр не только высказал недоверие к специалистам внутри страны, но и фактически прямо заявил, что до сих пор официальный Кишинев лишь имитировал борьбу с коррупцией, пишет Noi. В своей идее «вот приедет Саакашвили и наведет порядок” Кирилл Габурич далеко не одинок. Ноу-хау по призыву бывшего президента Грузии в Молдавию для борьбы с коррупцией принадлежит вовсе не Габуричу, а кишиневскому мэру Дорину Киртоакэ. Еще в 2012 году на заседании мэрии в голову мэру Кишинева пришла «светлая мысль”. «У Саакашвили ведь истекает срок второго президентского мандата в Грузии, так что он уже не сможет выдвигать свою кандидатуру. Значит пусть приезжает в Молдавию. Побудет у нас два срока, и, уверен, ситуация в стране изменится: коррупция исчезнет, инвестиции пойдут, в общем порядок будет”, — заявил Киртоакэ. Тогда эта идея выглядела утопично, теперь (в плане призыва, а не должностей) — фактически свершившийся факт.

    Но зачем Кириллу Габуричу, а вернее партиям власти, вдруг сейчас для борьбы с коррупцией понадобился экс-президент Грузии? — продолжает Noi. Версии высказываются разные. Версия № 1 — официальный Кишинев пытается реабилитироваться перед донорами. Внешние кредиторы уже давно высказывают свое недовольство ходом реформ в Республике Молдова и освоением выделенных средств. 30 марта во время пресс-конференции глава делегации Евросоюза в Р. М. Пиркка Тапиола, представляя результаты отчета Еврокомиссии за 2014 год «Молдавия в рамках Европейской политики соседства”, заявил, что впервые достижения страны в процессе евроинтеграции были оценены критически. А до этого в интервью одному из телеканалов, Тапиола сказал, что, так как в Молдавии «недостаточно воли” для проведения реформ, Евросоюз может отменить денежный транш на реформу правосудия.

    Недовольны официальным Кишиневом и главные кредиторы — МВФ и Всемирный банк, пишет Noi. Например, в своем недавнем отчете «Инвестиционный климат в Молдавии”, Всемирный банк на основе опроса «Издержки ведения бизнеса-2014” пришел к выводу, что глав


    Ключевые теги: Молдавия

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://www.regnum.ru/news/polit/1928263.html


    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что возрождение монархии в России возможно




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru